Консилиум - решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы

Есть на складе
156 руб.
-10%
140,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1228б
Авторы-составители Григорьева О. Б., Петрова Е. П. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1916-7
Страниц 271
УДК 371
Штрихкод 9785705719167
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 11 (мм)
Вес 197 г
На современном этапе развития общества очень заметны количественные и качественные изменения и отклонения в развитии детей и подростков в их способностях к социализации и обучению. Соответственно, необходимо менять методы воздействия на "проблемных детей", совершенствовать технологии включения их в воспитательно-образовательный процесс. От преподавателей все чаще требуются умения находить подход даже к самым сложным ученикам с целью улучшения их адаптивности и восприимчивости. Методическое пособие содержит нормативные и правовые документы для ПМПк школы, технологии организации его работы, психодиагностические материалы, а также подходы, методики и инструменты, необходимые для эффективной деятельности ПМПк.

Подробное описание

В условиях развития современного общества особенно значимыми становятся многочисленные проблемы детей. Наблюдаются количественные и качественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Изменение отношения общества и государства к проблеме лиц с ограниченными возможностями требует нового подхода и изменения ценностных оснований педагогического процесса, его гуманизации и индивидуализации, включения «проблемных детей» в процесс общего образования.

Причины отклонений в поведении и обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования разных форм в психолого-педагогическом сопровождении учащихся.

Специальной организационной формой изучения детей в образовательном учреждении является психолого-педагогическая служба, предназначенная содействовать эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и учении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося. Психолого-педагогическая служба в условиях образовательного учреждения использует разнообразные методы изучения детей, в том числе и метод психолого-медико-педагогического консилиума. В связи с этим повышается значимость служб сопровождения, оказывающих комплексную помощь любому ребенку в условиях образовательного учреждения независимо от уровня его особенностей и возможностей.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) одна из моделей службы сопровождения в образовательном учреждении.

Консилиум – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

Консилиум является ценнейшим инструментом, который позволяет составить для каждого ребенка, для группы детей индивидуальный образовательный маршрут.

Консилиумэто совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе для постановки психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах воздействия на детей.

Консилиум – самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач, наделенная правом рекомендовать и контролировать.

Несмотря на то, что вопросы работы консилиума и его специалистов неоднократно обсуждались в современной психолого-педагогической литературе, есть необходимость рассмотрения отдельных аспектов, а именно – системы комплексного, психодиагностического сопровождения ребенка в разных ситуациях развития.

Предложенные в пособии социально-педагогический инструментарий, психодиагностические и методические материалы в помощь психологу, специалисту-дефектологу и логопеду позволят при минимальных временных затратах ребенка и психолога оценить процесс развития ребенка с точки зрения наличия (отсутствия) специфических особенностей развития, выраженных форм психического отклонения, нарушений речи, проблем социально-педагогического или правового характера, без специфической работы с которыми невозможно успешное обучение и развитие ребенка.

Важную роль в деятельности консилиума играют также специалист-дефектолог и специалист-логопед, отчетливо представляющие структуру интеллектуального и речевого дефекта, способные обоснованно проводить дифференцированную диагностику и профилактические мероприятия, реализовывать индивидуальный подход в компенсации и коррекции различных отклонений в интеллектуальном и речевом развитии.

Взаимодействие разных специалистов в режиме сопровождения медико-психолого-педагогического консилиума является достаточно трудной задачей, так как на участников ПМПк ложится ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий, причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по оказанию помощи ребенку.

Среди специалистов, обязательно участвующих в обсуждении и построении программы, одну из ведущих ролей играет социальный педагог, потому что именно он призван оказывать поддержку ученикам, родителям, своевременно распознавать социально-педагогические или правовые проблемы детей и их семей, правильно на них реагировать.

Выявляя проблемы, социальный педагог выступает посредником между ребенком и специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Объединяя усилия различных государственных и общественных структур, семьи, школьных коллективов и прежде всего самого учащегося для решения проблем, он способствует социальному развитию детей и их социализации.

Но не все проблемы ребенка и его семьи социальный педагог в состоянии разрешить один. В этом случае наиболее эффективным методом разрешения проблемной ситуации служит психолого-медико-педагогический консилиум, разрабатывающий целостную систему целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-педагогического процесса, мобилизующий и концентрирующий все ресурсы для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации.

Однако нередко социальные педагоги испытывают большие затруднения в определении своих функций, задач, видов деятельности в режиме ПМПк, поэтому было принято решение разработать методические рекомендации в помощь специалистам, занимающимся данной проблемой.

В данных методических рекомендациях мы постарались как можно полнее и конкретнее показать особенности социально-педагогической деятельности в режиме консилиума, помочь социальному педагогу профессионально организовать свою работу по сбору и представлению документов и заключений по конкретному вопросу, обсуждаемому на ПМПк. Пособие содержит ряд анкет, опросников, позволяющих изучить особенности семейного воспитания ребенка, составить социально-педагогическую характеристику на ребенка, изучить и представить социальный паспорт микрорайона, в котором проживает ребенок.

Цель методических рекомендаций пособия – помочь специальным педагогам в проведении экспертизы, психолого-педагогического обследования детей с особыми образовательными потребностями и оказания им, а также родителям и педагогам консультативной и коррекционной помощи.

Содержание

Введение    3


Нормативно-правовая основа ПМПк    7

Письмо Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)» (№ 27 / 9016 от 27.03.2000 г.)    7


ПРИЛОЖЕНИЯ    8

Приложение 1    8

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения    8

Приложение 2    12

О формах учета деятельности специалистов ПМПк    12

Приложение 3    13

Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников    13

Приложение 4    14

О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК    14

Приложение 5    15

Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения    15


Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения    17

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума    27

Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием ребенка    27

Виды психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении    42

Этапы реализации консилиума в образовательном учреждении    53

Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста на ПМПк    56


Психологическое обследование учащихся    59

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)    67

Методика «Заучивание 10 слов» (методика А. Р. Лурия)    71

Методика с использованием предметных картинок (Г. Я. Кудрина «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста»)    72

Изучение типа памяти (Т. Г.Богданова, Т. В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка»)    78

Методика «Простые аналогии» (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка»)    79

Методика «Сравнение понятий» (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка»)    82

Заполнение пропущенных в тексте слов (методика Г. Эббингауза)    84

Методика исследования объема внимания (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка»)    85

Шкала тревожности ребенка (Г. Я. Кудрина «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста»)    86

Метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР) (Р. В. Овчарова «Практическая психология образования»)    89

Экспресс-социометрия (Г. Я. Кудрина «Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста»)    93

Методика определения уровня тревожности А. И. Захарова (Н. В. Калинина «Программа комплексного наблюдения за психологическим самочувствием и личностным развитием детей в начальной школе»)    95

Изучение межличностных отношений в детском коллективе (Р. В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога»)    98

Выявление уровня тревожности у подростков (Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании»)    100

Методика «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой)    104

Социометрическая методика Д. Морено (О. И. Мотков «Психология самопознания личности»)    107

Методика «Наш руководитель» (О. И. Мотков)    108

Определение уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптирована на русский язык Ю. Л. Ханиным)    110

Структура темперамента (Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе»)    114

Анкета оценки типа темперамента ребенка (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, в модификации С. В. Зверевой)    114

Методика изучения темперамента    119

Методика «Лесенка» для исследования самооценки ребенка дошкольного возраста    121

Методика определения самооценки  (Т. Дембо С. Л. Рубинштейн)    123

Методика «Тест на самооценку» (под ред. С. А. Беличевой «Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков»)    125

Анкета для определения уровня агрессивности ребенка (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)    126

Адаптированный подростковый опросник Шмишека для определения акцентуации характера у подростка    128

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Г. Лусканова)    133

Особенности адаптации к школе  (Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко)    139

Карта наблюдений Д. Стотта    144

Тест «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку (Л. Д. Столяренко «Основы психологии»)    157

Самооценка профессиональных качеств педагога (Р. В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе»)    159

Стиль педагогического общения (Р. В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе»)    162

Опросник «Стили педагогических воздействий» (В. И. Петрушин «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя»)    166


Социально-педагогическое сопровождение ПМПк    168

Характеристика трудного подростка (Р. В. Овчарова)    173

Социально-педагогическая характеристика (С. Макаренко)    178

Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности (Ю. В. Василькова)    180

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка (Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева)    182

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка    185

Анкета посещения семьи социальным педагогом (заполняется при посещении семьи социальным педагогом)    187

Карта семьи    188

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте (Т. Я. Сафронова, Е. И. Цымбал, Н. Д. Ярославцева, Л. Я. Олифиренко)    190

Социальная карта ребенка, находящегося в приюте    192

Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей (С. Беличева, И. Дементьева)    194

Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних    198

Карта личности    199

Показатели социального развития подростка    201

Социально-педагогическое обследование школы и микрорайона (И. Н. Закатова)    206

Социально-педагогический паспорт микрорайона    220


Основные задачи и направления педагогической деятельности дефектологов (олигофренопедагогов и логопедов) при проведении ПМПк    221

Психолого-педагогическая информация, представляемая учителем на ПМПк    230

Рекомендации по обследованию детей,  имеющих нарушения речи, при проведении ПМПк в образовательном учреждении    238

Рекомендации по логопедическому обследованию детей для проведения ПМПк  в дошкольном образовательном учреждении    244


ПРИЛОЖЕНИЯ    247

Приложение 1

Индивидуальная карта психолого-педагогического и логопедического обследования    247

Приложение 2

Педагогический профиль группы    249

Приложение 3

Речевой профиль группы    250

Журнал коррекционной работы    253

Дневник индивидуального сопровождения учащегося    255

Содержание «Дневника индивидуального сопровождения учащегося»    259

Педагогическая характеристика    262

Литература    264

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.