Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе

Есть на складе
121 руб.
-10%
108,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1215о
Авторы-составители Ширшина Н. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1532-9
Страниц 172
УДК 371
Штрихкод 9785705715329
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 7 (мм)
Вес 127 г
Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно-методического уровня педагогов, овладение ими совершенными образовательными технологиями - вот основные задачи методической службы в школе, целью которой является создание условий для повышения педагогического мастерства.
Данное пособие рассматривает систему методической работы на конкретных примерах, которые не только дают возможность ознакомиться с формами и методами работы, но и использовать их в своей практике.
Описание инновационных процессов, технологические аспекты становления и развития нового качества образования, тьюторское сопровождение, педагогические технологии, рекомендации помогут руководителям ОУ организовать свою работу.

Подробное описание

Введение

Повышение педагогического мастерства учителя – процесс перманентный. Конечно, перед начинающим учителем или учителем со стажем стоят разные методические проблемы. Тем не менее, проблемы всегда имеются. Особенно это актуально в периоды глобальных перемен в системе образования. Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно-методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями – вот основные задачи методической службы школы.

Цель методической работы – создание условий для повышения педагогического мастерства учителей. Реализация этой цели может происходить разными способами и формами: научно-практическая информация, теоретические и практические семинары, педагогические мастерские, стажерские площадки, мастер-классы и научно-практические конференции. При этом могут быть созданы такие подразделения методической службы, как кафедры, методические объединения, проблемные группы, временные творческие группы, межшкольные методические объединения.

Структура методической службы может быть представлена несколькими подразделениями: научно-методическим советом, кафедрами и методическими объединениями, проблемными группами и временными творческими объединениями.

Общее руководство методической работой в школе осуществляет научно-методический совет, деятельность которого (как и остальных подразделений) регламентируется соответствующим положением.

Временные творческие объединения – это кратковременные сообщества из 3–5 учителей, создающиеся для разработки плана решений какой-либо проблемы. Например, при подготовке мероприятий в системе предпрофильной подготовки, которые носят межпредметный характер и требуют объединения усилий нескольких учителей.

Задачи проблемных групп – совместная работа по проблеме под руководством методиста или учителя, владеющего данной педагогической технологией. Тематика работы проблемных групп различна, например: «Работа по индивидуальным учебным планам», «Проектная технология на уроке», «Интернет-технологии» и др.

Школа молодого учителя – это объединение учителей со стажем работы до трех лет. Занятия школы проводятся раз в месяц по плану, составленному с учётом пожеланий молодых специалистов и администрации школы. На некоторые занятия, связанные со спецификой работы данного образовательного учреждения, приглашаются не только молодые специалисты, но и новые сотрудники школы.

Теоретические и практические семинары, постоянно действующие семинары (ПДС) являются формой повышения теоретических знаний и практических умений педагогов. Темы занятий семинаров составляются на основе анкетирования коллектива.

Оптимальная работа школьной методической службы связана не столько с контрольно-диагностическими процедурами, сколько с созданием поля для профессионального роста учителей, с кадровой политикой (подготовкой административного состава), с укреплением педагогического коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. Поэтому актуально проведение конкурсов профессионального мастерства, обобщение положительного опыта работы, подготовка методических рекомендаций и публикаций.

У нас в школе* банк педагогического опыта размещён на сервере, доступ к которому обеспечен с любого компьютера по локальной сети. Многие учителя разрабатывают авторские программы и методические пособия, которые публикуются в региональных издательствах.

Существуют субъективные факторы, препятствующие обучению педагогических кадров непосредственно в школе. Самый главный из них – отсутствие у педагога потребности совершенствовать свои способности. Осознает учитель потребность в повышении своей квалификации – сам начинает учиться, не осознает – оказывает сопротивление даже самому хорошо организованному обучению. Последнее очень часто происходит потому, что педагог не видит связи между методической работой и решением своих профессиональных проблем. Поэтому методическую работу необходимо строить с учетом реальных потребностей учителей.

Содержание потребностей можно определить с помощью опроса «Программа изучения трудностей в работе учителей». Учителями школы заполняется анкета, на вопросы которой они отвечают, оценивая свои знания и умения. После тестирования учителей составляется карта образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, процесс разрешения которых должен быть положен в основу работы методических семинаров, занятий школы молодого учителя.

Определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательного учреждения требованиям определённой квалификационной категории помогает процедура аттестации педагогов.

Задача методической службы – провести экспертные процедуры так, чтобы выявить рост профессионального мастерства учителя, оценить положительный педагогический опыт, помочь в преодолении трудностей. Для этого необходимо организовать систему консультаций с аттестующимися педагогами, составить программу аттестации для каждого учителя. Опыт показывает, что ежегодно необходимо проводить методическое совещание, на котором напоминать основные этапы аттестационных мероприятий, Положение об аттестации, Положение об экспертных группах, знакомить аттестующихся педагогов с составом аттестационной комиссии и экспертных групп.

Известно, что в массовой школе наиболее оптимальным временем для проведения определенных мероприятий (общешкольного педагогического совета, заседаний кафедр, методических объединений и пр.) является каникулярное время. Поэтому пики активности методической работы приходятся на ноябрь (семинары-практикумы), январь (обсуждение организации предметных недель), март (участие в научно-практических конференциях). Кроме того, планы работы методических объединений включают аттестационные мероприятия (полугодовые, годовые контрольные работы, подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся выпускных классов). Расставив эти контрольные точки, остается только заполнить оставшееся время взаимопосещениями и анализом посещенных уроков.

При всей внешней схематичности и незамысловатости не стоит подвергать данный вариант критике. В нем есть свои достаточно основательные, положительные моменты. Прежде всего, план как рабочий вариант «подходит» практически любому типу общеобразовательного учреждения; в нем представлены различные формы методической деятельности; наличествует попытка объединить в единый план работу как минимум трех методических подструктур (объединений учителей начальной школы, среднего звена и классных руководителей); деятельность объединений соотнесена с основной миссией школы.

В данном пособии вы можете найти один из вариантов проведения методической недели в школе, а также анализ методической работы за учебный год и планирование работы на новый учебный год.


* В пособии обобщен опыт организации методической работы в ГОУ «Созвездие» Волгограда.

Содержание

Введение    3

Повышение профессионального мастерства учителя в системе методической работы школы (доклад к педагогическому совету)    7

Роль научно-методического совета в школе    21

Анализ методической работы школы за 2004–2004 учебный год    27

Требования к оформлению методической разработки    33

Тематика педагогических советов    37

Вопросы методического семинара «Самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в работе школы»    39

Тьюторское сопровождение в старшей школе (материалы к теоретическому семинару)    41

Инновационные процессы в школе. Теоретические, технологические и диагностические аспекты становления и развития нового качества образования    49

Анализ и самоанализ урока. Варианты анализа урока (материалы к семинару)    51

Информационные технологии в образовательном процессе (программа постоянно действующего семинара)    56

Исследовательская и проектная деятельность школьников (материалы к теоретическому семинару)    57

Техники и методики оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе (материалы к семинару)    86

Педагогические технологии (материалы к семинару)    88

Диагностика методических запросов     111

Рекомендации к аттестации педагогических работников    114

Локальные акты, используемые в работе методической службы школы    123

    Положение о научно-методическом совете (НМС)    123

    Положение о предметной (профильной) кафедре ОУ    127

    Положение о методическом объединении    135

    Положение о школьной аттестационной комиссии    141

    Положение об экспертной группе школьной аттестационной комиссии    145

    Положение об исследовательской работе учащихся образовательного учреждения    150

    Положение о конкурсе педагогического мастерства    158

Приложения    160

    Приложение 1. Схема организации научно-методической деятельности    160

    Приложение 2. План научно-методической работы на 2006–2007 учебный год    161

Литература    

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос