Правовой статус образовательного учреждения: нормативы, рекомендации
Код | 1215к |
Авторы-составители | Леонтьевская Г. И. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-1486-5 |
Страниц | 265 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705714865 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 11 (мм) |
Вес | 192 г |
На основе накопленного опыта правового регулирования деятельности школы составитель пособия предлагает вниманию читателей рекомендательный материал для решения правовых и юридических проблем: образцы оформления приказов с комментариями, основные правила и нормы по оформлению документов, концепции, положения. Осуществление разных видов внутренних и внешних связей образовательного учреждения представлено пакетом документов, включающим в себя: организационно-распорядительную документацию и локальные акты, регулирующие образовательный процесс и взаимоотношения его участников, деятельность органов самоуправления, творческих объединений; трудовые отношения между работодателем и работником.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, их заместителям, может быть полезно слушателям ИПК.
Подробное описание
введение
Правовой статус образовательных учреждений определен Законом РФ «Об образовании» с внесенными в него изменениями и дополнениями и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19. 03.2001 № 196.
Все образовательные учреждения имеют опыт разработки и регистрации уставов, локального правового регулирования своей деятельности. И все же необходимость упорядочения отношений школы со всеми участниками образовательного процесса, а также с другими физическими и юридическими лицами остается достаточно сложным участком работы руководителя ОУ.
Закон РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 2) устанавливает «автономность образовательных учреждений», и это дает им право самостоятельно создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности. Муниципальные органы управления образованием рекомендуют необходимый минимум локальных актов для подготовки правовой основы деятельности ОУ, а школы самостоятельно устанавливают необходимое количество локальных нормативных актов. Однако нужно отметить, что в образовательном учреждении обязательно должны быть локальные акты, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы. Для выполнения основных положений законодательства об образовании ОУ должно разработать и принять в установленном порядке локальные нормативные акты, перечисленные в ст. 32 Закона РФ «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».
Требования к содержанию устава образовательного учреждения сформулированы в ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Данная статья (п. 1.9) устанавливает необходимость перечня локальных актов (приказов, распоряжений, положений, инструкций и др.), регламентирующих деятельность ОУ. Отдельные положения, например Положения о классном руководителе, профильных классах, педсовете, попечительском совете и пр., даются не в тексте, а в дополнении к уставу. Это удобно, так как необходимые изменения и дополнения, вносимые в них, могут утверждаться органами самоуправления ОУ и не затрагивать устав как правовой документ в целом.
Опыт работы в качестве эксперта позволяет автору обобщить типичные, наиболее распространенные ошибки руководителей, допускаемые при разработке локально-нормативной базы образовательного учреждения:
1. Типовые положения, принятые на федеральном и региональном уровнях (о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ, о получении образования в семье, о получении общего образования в форме экстерната), не персонифицированы, то есть не переработаны с учетом особенностей ОУ, но существуют в ОУ с грифами «Принято на педагогическом совете…» и «Утверждаю…».
2. Положения дублируют локальные акты других образовательных учреждений, что подтверждается часто наличием названия «чужого» ОУ в содержании документа.
3. В нарушение приказа Комитета по образованию Администрации Волгограда от 15.12.2004 г. № 599 «Об утверждении Порядка приема граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения г. Волгограда» часто действует «свой» порядок приема граждан в образовательные учреждения.
4. Допускаются правовые коллизии в наименованиях локальных нормативных актов: «Положение о классах выравнивания» (нужно: «Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида»), «Положение о кружках» (нужно: «Положение о дополнительном образовании учащихся в учебно-воспитательной системе».
5. В Положении о моральном и материальном стимулировании сотрудников учреждения прослеживается смешение понятий «премия», «надбавки», «доплаты».
6. Правила поведения в школе зачастую не регламентируют дисциплинарные стороны деятельности обучающихся, а представляют собой набор этических норм поведения детей, принятых в обществе.
7. В ОУ ведется всего две книги приказов вместо положенных четырех.
Локальные нормативные акты направлены на регулирование разных видов внутренних и внешних связей образовательного учреждения. На основе обобщения накопленного опыта правового регулирования деятельности школы автор предлагает вниманию читателей пакет документов, включающий в себя приказы, положения, инструкции:
1. Организационно-распорядительная документация (приказы, инструкции);
2 Локальные нормативные акты:
2.1 регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного процесса;
2.2 регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих общественных и ученических объединений;
2.3 регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником. В современных условиях «правотворчества» требования к содержанию и форме таких правовых актов, как приказы, значительно повысились.
При издании любого приказа необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» МО РФ от 20. 12.2000 г.
№ 03-51/64, постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Организационно-распорядительная документация
Количество книг приказов не регламентируется никаким документом, однако рекомендуется вести 4 книги приказов, распределив их в номенклатуре в соответствующих рубриках:
1. Приказы по основной деятельности (финансово-хозяй-ственная деятельность ОУ, организация планирования, отчетность, учебно-воспитательный процесс, лечебно-профилакти-ческие мероприятия, отпуска по учебе, без сохранения содержания и пр.) – хранятся постоянно.
2. Приказы по личному составу (прием, увольнение, перевод на другую работу) – хранятся 75 лет.
3. Приказы о поощрениях и взысканиях, ежегодных отпусках работников (хранятся 3 года).
4. Приказы по обучающимся (хранятся постоянно).
На сегодняшний день в подавляющей части образовательных учреждений используется компьютерный вариант издания приказов, когда приказы печатаются и складываются в хронологическом порядке по номерам.
В таком случае обязательна пронумерованная, прошнурованная и скрепленная печатью книга, в которой записаны названия приказов.
Форма записи может быть следующей:
№ приказов |
Дата издания приказов |
Название приказов |
Краткое содержание приказов |
Текст приказа не делится на параграфы, а каждая его часть отмечается арабской цифрой, подпункты отмечаются арабскими цифрами с индексами. Название приказа отражает его содержание и формулируется в предельно краткой форме, помещается под датой слева, содержит одно предложение, кавычками не выделяется.
За подписью руководителя идет запись «С приказом ознакомлен(а): подпись, Ф. И. О. , дата. Подпись, расшифровка подписи и дата ставятся работником собственноручно
Содержание
Введение 3
Об окончании учебной четверти 82
Примеры приказов по личному составу 86
Примеры приказов о поощрениях и взысканиях, ежегодных отпусках работников 91
Примеры приказов по обучающимся 94
Инструкция по ведению классных журналов 118
Инструкция по заполнению аттестатов и приложений к ним 122
Локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного
процесса 126
Положение о правилах постановки учащихся на внутри-
школьный учет 138
Положение о системе оценок, формах, порядке и периодич-
ности промежуточной аттестации обучающихся 140
Положение о дополнительном образовании учащихся в учебно-воспитательной системе 144
Положение о стипендиях обучающимся МОУ СОШ № ____ 150
Положение о смотре учебных кабинетов 151
Положение о порядке проверки письменных работ по русскому языку и литературе учителями 153
Положение о тестировании обучающихся 155
Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса в школе 159
Положение о проведении спортивных соревнований
в образовательном учреждении 164
Положения, регулирующие деятельность органов само-
управления, творческих общественных и ученических
объединений 167
Положение об отряде юных друзей пожарной дружины 167
Положение о школьном Совете старшеклассников 169
Положение о школьном Уголке Боевой славы 171
Положение о социально-психологической службе 174
Положение о временном творческом коллективе 178
Положение о методическом объединении учителей-предмет-
ников 180
Положение о методическом объединении классных
руководителей 185
Коллективный договор 189
Положение о порядке установления доплат и надбавок за счет бюджетных средств 230
Положение о материальном поощрении работников 234
Положение о комиссии по трудовым спорам 235
Уровневая дифференциация в ОУ и ее нормативно-правовое обеспечение 238
Нормативно-правовая база по организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательном учреждении 240
Положение о работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) 241
Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида 244
Положение о логопедическом пункте 246
Концептуальная и нормативно-правовая база предпрофильной подготовки 249
Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки и профильного обучения 250
Положение о классах профильного обучения 252
Положение о годичной команде педагогов, организующих
работу по предпрофильной подготовке обучающихся
основной школы 256
Положение об организации и оценивании элективных курсов (курсов по выбору) в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения 258
Литература 263
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом