Комплексное сопровождение развития учащихся. Программы, развивающие занятия

Есть на складе
85 руб.
-10%
76,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1152
Авторы-составители Меттус Е. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия Управление современной школой
ISBN 978-5-7057-1220-5
Страниц 122
Штрихкод 9785705712205
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 5 (мм)
Вес 102 г
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Данное пособие предлагает программы комплексного сопровождения развития учащихся по профилактике и коррекции учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем. Материалы содержат подробные разработки занятий, планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку, когда педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудностей самим учеником.
Данные программы апробированы в условиях психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС-центр) гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга и предназначены руководителям образовательных учреждений, педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам.

Подробное описание

Предисловие

Нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования, но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.

Д. п. н., проф. Е. И. Казакова

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идет о сопровождении. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Е. И. Казакова).

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

Основные принципы  сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентации на субъект-субъектное взаимодействие, принципами непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.

Почему мы считаем организацию сопровождения в школе необходимым условием эффективного обучения и воспитания ребенка?

Перечислим несколько типичных для школы проблем. Переход на новый этап обучения, также как и поступление ребенка
в 1 класс, обостряет проблемы адаптации не только детей, но и их родителей. Ученики первых и пятых классов, привыкая к новым для них условиям, чувствуют себя не всегда уверенно в школе, у них часто возникают проблемы в учебе и общении. С такими же трудностями сталкиваются ученики, перешедшие из других школ.

Ряд проблем, возникающих у учащихся в процессе обучения, связан с конкурсным общегородским набором в 10 класс и необходимостью выбора профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки. Здесь зачастую источником трудностей у учеников являются амбиции родителей и их стремление сделать выбор за своего ребенка, тем самым лишая его самостоятельности, тормозя процесс его естественного развития.

Что чувствует ребенок, подросток, запутавшийся в своих проблемах? Скорее всего, одиночество, беспомощность… Он словно песчинка в океане в огромной школе. Как и кто может помочь ученику справиться с трудностями в учебе и общении? Как помочь старшекласснику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения? К кому он может обратиться?

Примером подобного решения проблемы может служить опыт гимназии № 56 (г. Санкт-Петербург), в которой вот уже 10 лет существует внутришкольный центр сопровождения. Очевидно, что в этом случае ученик может обратиться в ППМС-центр или центр психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Перед командой специалистов ППМС-центра стоит ряд
задач:

  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение  предполагает взаимодействие сотрудников ППМС-центра, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска».
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.
  • Содействие обеспечению условий для интегрированного обучения в массовой школе детей с проблемами в развитии (так, например, в гимназии № 56 обучаются слабослышащие учащихся).
  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения.
  • Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Основные принципы работы ППМС-центра:

  • «Всегда на стороне ребенка!».
  • Непрерывность сопровождения.
  • Комплексный подход.
  • Мультидисциплинарность.

Концептуальной основой деятельности центра является педагогика успеха.

Основные направления работы ППМС-центра:

  • Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
  • «Здоровье и здоровый образ жизни».
  • Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии).

Индивидуальное сопровождение естественного развития ребенка.

С момента поступления ребенка в гимназию (в дошкольное отделение, в 1 класс или на другом этапе обучения) сотрудники центра сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации. Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и  потенциальных носителей;

2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

4) оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.

Основные методы сопровождения:

– диагностический;

– информационный;

– проектировочный;

– консультативный.

Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: сопровождающий, сопровождаемый и его ближайшее окружение.

Этапы процесса сопровождения:

– диагностика сущности проблемы;

– построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

– реализация программы;

– анализ качества программы индивидуального сопровождения.

Рассмотрим конкретный пример индивидуально-ориентиро-ванной программы сопровождения.

Программа индивидуального сопровождения ученицы 9 класса Марии.

В школьную службу сопровождения обратились ученица
9 класса Маша и ее мама. Проблема была сформулирована следующим образом: у девочки возникли трудности во взаимо-отношениях с некоторыми одноклассницами, что влияет на эмоциональное благополучие Маши и в школе, и в семье.

На семейном совете было решено обратиться к специалистам сопровождения. В процессе первой беседы с Машей выяснилось следующее:

1. Маша отлично учится, на протяжении всех лет обучения проблем в учебе не наблюдалось.

2. Маша единственный ребенок в семье. Родители уделяют ей достаточно внимания, их очень волнует ее эмоциональное благополучие.

3. В последние полтора года Маша очень переживает из-за своего внешнего вида, болезненно реагирует на безобидные шутки одноклассников (эмоциональное неблагополучие часто сопровождается соматическими реакциями: боли в животе, недомогание). Мама Маши очень обеспокоена эмоциональным состоянием своей дочери.

4. Маша общается в классе с группой девочек, но их не связывают общие интересы, поэтому она хотела бы поддерживать более тесные отношения с другими одноклассницами, но те по какой-то причине не допускают ее в свой круг общения.

5. В 5 классе Маша дружила с Аней, но конфликт между девочками послужил причиной ссоры. Маша не может решиться помириться с Аней, хотя та делала попытки обсудить сложившуюся ситуацию.

Маша попросила помочь ей наладить контакт с одноклассниками  и преодолеть неуверенность в себе.

Дальнейший сбор информации (беседы с Машей, ее мамой, классным руководителем, одноклассницами; наблюдения) и анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что Маша пытается разобраться в сложившейся ситуации, стремится справиться с ней.

В процессе беседы с мамой выяснилось, что развитие ребенка происходило в благоприятных условиях (здоровые родители; ребенок желанный; в первые годы жизни развивался нормально; материальные условия семьи – хорошие). Развитие эмоционально-волевой сферы соответствовало возрастным нормам, общение с окружающими и с родителями проблем для Маши не представляло. Взаимоотношения в семье ровные и доброжелательные, строятся на основе взаимного уважения. Девочке в разумных пределах предоставлена возможность самостоятельной деятельности. Режим дня в семье соблюдается. Папа и мама работают, но при этом уделяют должное внимание своему ребенку. Мама обратила внимание на то, что Маша всегда была не очень общительным человеком. В 8 классе у нее была одна подруга, и Маша надеялась, что, перейдя в новый 9 класс, появится много новых друзей и подруг. С одноклассниками у Маши скорее деловые отношения. Она интересуется музыкой и спортом. В сложных ситуациях Маша обычно советуется с папой или мамой, обращается к ним за помощью. Неуверенность в себе, которая проявилась у Маши в последние полтора года, мешает ей комфортно чувствовать себя в коллективе одноклассников, отражается на эмоциональном самочувствии дома.

В ходе беседы с Машей была собрана следующая информация: Маша общается в классе с несколькими девочками, но их не связывают общие интересы. Темы для разговоров и то, что «это продолжается изо дня в день», раздражает Машу. Она хотела бы более тесно общаться с другой группой девочек, но те по какой-то причине не принимают ее в свой круг. Маша очень болезненно относится к своему внешнему виду: каждый день моет голову, постоянно чистит обувь; не может пойти в школу, если на пиджаке или юбке есть хотя бы одна складка (ей кажется, что все сразу обратят внимание).

Из беседы с классным руководителем выяснилось, что в общении с одноклассниками Маша достаточно доброжелательна. К учебе относится очень серьезно. Семья ответственно подходит к проблемам воспитания дочери, родители внимательно следят за ее здоровьем, учебой, эмоциональным благополучием. Родители регулярно посещают родительские собрания, часто приходят на индивидуальные консультации к классному руководителю и учителям. Классный руководитель обратила внимание, что в последнее время появилась некоторая «натянутость» в общении между ученицами Машей и Аней.

Из беседы с Машей классный руководитель узнала, что ссора продолжается в течение нескольких лет (с 5 класса). По мнению Маши, Аня оказывает влияние на других девочек класса, с которыми Маша хотела бы общаться.

Наблюдения на уроках и во внеурочное время показали, что Маша на переменах общается с несколькими девочками, к ней часто обращаются одноклассники. Интерес к учебе у Маши проявляется практически на всех уроках; отношение к учителям уважительное, любит им помогать, беседовать с ними. В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:

1. Анализ проблемы совместно с Машей, использование алгоритма принятия решения (см. Приложение) позволит девочке «увидеть проблему со стороны», убедиться в том, что она решаема, рассмотреть разные варианты ее решения и сделать правильный выбор стратегии поведения в проблемной ситуации (включая анализ и коррекцию собственного отношения к окружающим и к самой себе).

2. Аналогичная работа, проведенная с одноклассницей Аней (если она захочет принять помощь сопровождающих), может способствовать примирению девочек.

3. Родители Маши, осуществляя поддержку дома, будут способствовать тому, что девочка поверит в возможность решения проблемы и предпримет необходимые шаги для преодоления проблемной ситуации.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами нами был разработан следующий план действий:

  1. Индивидуальная работа с Машей. Обучение выбору правильной стратегии поведения в проблемной ситуации социального взаимодействия. Использование алгоритма анализа ситуации и принятия решения (см. Приложение).
  2. Беседа с Аней.
  3. Еженедельное обсуждение эффективности программы действия (специалист сопровождения, классный руководитель, Маша, родители).

Уже через месяц были отмечены значительные улучшения в эмоциональном состоянии девочки. Положительные изменения во взаимоотношениях с Аней произошли спустя полтора месяца. Эффективность программы сопровождения подтверждается улучшением психологического климата в классном коллективе: социометрическое исследование показало отсутствие отвергаемых учеников в классе.

Системно-ориентированное сопровождение естественного развития ребенка.

Выделяют два основных направления системного сопровождения: 1) разработка и реализация программ, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития человека; 2) создание профилактических и развивающих программ, направленных на предупреждение и преодоление проблем, характерных для значительных групп учащихся (Казакова, Полянский). Такие программы проектируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом специфики образовательного учреждения.

При проектировании и разработке профилактических программ необходимо учитывать наличие взаимосвязи и взаимообусловленности проблем. Так, затруднения в учебе отражаются на эмоциональном благополучии учащегося, а социально-эмоциональное благополучие, показателями которого являются позитивная самооценка, способность решать проблемы, ориентация на успех, оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Проблемы в учебной и социально-эмоциональной сфере часто влекут за собой проблемы поведения, а поведенческие проблемы могут вызвать проблемы в учебе, оказывая непосредственное влияние и на социально-эмоциональное благополучие ребенка. Такая взаимообусловленность наблюдается в отношении всех наиболее характерных для большинства учащихся проблем. Следовательно, при проектировании условий профилактики трудностей у детей и подростков должное внимание необходимо уделить программам предупреждения проблем в учебной сфере, проблем в области самоопределения и выбора образовательного маршрута, социально-эмоциональных проблем.

Профилактической можно считать такую педагогическую практику, которая нацелена на устранение или нейтрализацию  факторов, систематически мешающих позитивному развитию ребенка, и усиление факторов, стимулирующих их позитивное развитие.

Если сущностной стороной индивидуально-ориентированного сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в процессе решении проблемы, то сущностной стороной профилактики проблем в общей системе сопровождения является взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на активизацию позитивных факторов развития (как внешних, так и внутренних) и нейтрализацию негативных факторов.

Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, – отправная точка в работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения.


Например, программы, разработанные в соответствии с основными направлениями деятельности ППМС-центра:

  • «Секреты успешной учебы». Программа профилактики учебных затруднений, направленная на развитие общеучебных навыков.
  • «Учись учиться». Программа профилактики учебных затруднений, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся, предупреждение логопедических проблем, развитие познавательных процессов. Программа реализуется логопедом и психологом.
  • «Преемственность. Адаптация».  Программа профилактики и коррекции  учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем в период перехода учащихся на новый этап обучения.
  • «Дружный класс. Без агрессии». Программа, направленная на преодоление социально-эмоциональных проблем и профилактику агрессивного поведения.
  • «Город разных точек зрения». «Остров Дружбы». Программы профилактики и  преодоления социально-эмоциональных проблем, направленные на развитие социальных навыков учащихся начальной школы и подростков.
  • «Я учусь выбирать». «Я выбираю». Программы, направленные на обучение самостоятельному осознанному выбору профиля обучения и оказание помощи учащимся в досуговом и профессиональном  самоопределении.
  • «Здоровье». Программа укрепления здоровья и формирования культуры здорового образа жизни с использованием метода биологической обратной связи (БОС).


Системно-ориентированные программы сопровождения реализуются специалистами ППМС-центра во взаимодействии с сотрудниками других служб гимназии.

Содержание

Предисловие    3

Е. В. Меттус, Е. В. Гончарова. Программа «Остров дружбы» (по профилактике социально-эмоциональных проблем у учащихся 1–4 классов)    12

Е. В. Меттус, А. В. Литвина. Программа «Адаптация»    36

Е. В. Меттус. Программа социально-психологического развития подростков «Город Разных Точек Зрения»    57

Е. В. Меттус, О. С. Турта. Программа «Дружный класс. Без агрессии»    88

Н. В. Снегирева, Е. В. Меттус, Е. Д. Бурина. Программа «Здоровье, здоровый образ жизни»    108

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос