Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия

Есть на складе
83 руб.
-10%
74,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1146
Авторы-составители Касперская О. В.
Издательство Учитель, 2011
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-2152-8, 978-5-7057-2483-3
Страниц 119
УДК 371.3
Штрихкод 9785705724833
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 85 г
Пособие содержит необходимый для учителей русского языка теоретический и практический материал по работе с одаренными учащимися. Представленные методические рекомендации по использованию различных образовательных технологий направлены на интеллектуальное развитие школьников. В практической части содержатся сценарии конкурсов и внеклассных занятий по русскому языку, развивающие интерес к предмету.
Адресовано руководителям методических объединений, методистам, учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий.

Подробное описание

От автора

Уважаемые коллеги!

Для учителей становится хорошей традицией в начале учебного года собираться за круглым столом для обсуждения актуальных вопросов обучения и воспитания одаренных детей.

сборник, представленный вашему вниманию, включает материалы круглого стола учителей русского языка г. Томска.
На его страницах осмысливается опыт работы образовательных учреждений через призму основных положений теории одаренности, существующей в педагогической и психологической литературе. В соответствии с выделенными тремя основными составляющими интеллектуальной одаренности (интеллект, креативность и высокие познавательные потребности) разработаны рекомендации для учителей-словесников по организации совместной деятельности и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории для одаренной личности.

Читателям предложены авторская программа, составленная для сетевого тренинга обучающихся 8–9 классов, и методические находки, которые могут быть полезны учителям для проведения занятий с одаренными учащимися.

Интересен материал из опыта работы, касающийся роли проектной деятельности в обучении одаренных учащихся и места современных образовательных технологий в успешном обучении русскому языку. Раскрываются принципы и методика проведения интерактивного урока. Такие уроки, по мнению учителей, несомненно, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, процессу его самореализации и социализации.

Особое внимание уделяется важной роли личностных отношений учителя и одаренного ученика. Учитель становится
для учащегося авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Кроме того,
в современной жизни ребенок, в том числе и одаренный, нередко обделен вниманием взрослых. Дать ему это внимание, не забыть отметить каждое его достижение, поощрить к даль-нейшим шагам в творческой работе – вот задача учителя.

В результате интерактивной работы в группах участниками круглого стола обозначено несколько проблем и путей их ре-шения:

  1. Проблема выявления одаренных детей и сохранения уникальности одаренной личности.

Пути решения:

  • Проведение психолого-педагогического и академического тестирования.
  • Организация и проведение совместно с психологом тренингов с целью обучения детей снятию психологического напряжения во время участия в олимпиадах и других соревнованиях и конкурсах.
  • Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника.
  • Создание ситуаций проявления творческого потенциала одаренной личности на уроках и вне уроков.
  • Обучение самоанализу, самооценке и организация рефлексии.
  1. Проблема мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу, на участие в конкурсах.

Пути решения:

    • Создание в школе и в классе творческого образовательного пространства (на каждом уроке планировать, как задействовать интеллектуальный и творческий потенциал одаренного ребенка).
    • Развитие инициативы ребенка через организацию яр-марки ученических идей (а не только организация мероприятий по инициативе и указке самого учителя).
    • Создание творческих проектных групп, пилотных классов, научного общества учащихся, в которых одаренному ребенку уделялось бы особое внимание.
    • Ведение мониторинга творческого развития (креативности) каждого одаренного ребенка.
    • Создание системы поощрения (морального и материального) обучающихся за достижения в конкурсах, олимпиадах.
  1. Недостаточное методическое и дидактическое обес-печение учителей, работающих с одаренными детьми.

Пути решения:

  • Создание образовательного пространства для педагогов по обмену опытом работы с одаренными учащимися.
  • Выпуск сборников с дидактическими материалами (нестандартных заданий олимпиадного уровня, дидактических игр, методических рекомендаций) по работе с одаренными учащимися.
  • Привлечение опыта психологов образовательных учреж-дений, их консультации и методические рекомендации для учителей-предметников по работе с одаренными учащимися.
  1. Опыт предпрофильного и профильного обучения и его роль в воспитании и обучении одаренного ребенка.

Пути решения:

  • Выявление лингвистических интересов учащихся путем анкетирования.
  • Создание элективных курсов в области словесности и их презентация для учащихся.
  • Создание элективных курсов по обучению навыкам проектной и исследовательской работы.
  • Планирование по итогам элективных курсов проведения зачетов в различной форме (защита проектов, исследовательской работы и др.).

Решение проблем развития лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся через игровые формы (КВН,
ролевую игру), создание программ элективных курсов углубленного изучения предмета представлены в сборнике. Они могут быть использованы при организации внеклассной работы
по предмету.

Таким образом, подготовка данного издания явилась итогом многолетней работы учителей русского языка г. Томска. Городской научно-методический центр благодарит всех авторов за со-трудничество и надеется, что материалы сборника будут полезны учителям, интересующимся проблемой обучения одаренного ребенка.

О. В. Касперская

Содержание

От автора    3

Раздел I. Теоретические вопросы обучения
и воспитания одаренного ребенка

Т. Л. Брославская. Методические рекомендации для учителей-словесников по работе с одаренными детьми на уроке    7

Н. В. Кошкина. Проектная деятельность учащихся и ее роль в развитии одаренности     17

И. В. Панченко. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка    23

З. А. Калинина. Поддержка и развитие одаренности детей: подготовка к олимпиадам    30

Н. В. Макарова. Интерактивный урок. Методы обучения
(по уровню активности участников процесса)    36

Раздел II. Опыт работы учителей русского языка
по развитию одаренности учащихся

городской конкурс знатоков русского языка (комплект сценариев для учащихся 7–8 классов)    46

Лингвистическая карусель (сценарий отборочного этапа городского конкурса)    55

Лингвистический бой (финальный этап конкурса)    62

Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому
языку)    73

Е. В. Гынгазова. Введение в языкознание (программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки)    81

С. Н. Юрьева. Повторение по теме «Имя существительное» (урок-КВН в 5 классе)    91

Л. И. Курилова. Синтаксис и пунктуация (урок-путешествие с элементами театрализации)    97

Имя прилагательное (игротека)    110

Приложение    115

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос