В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий

  • Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий — интернет-магазин УчМаг
-10%
123 руб.
110,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 1141 0.51379550
Авторы-составители: Тетушкина Л. А.
Издательство: Учитель, 2009
ISBN: 978-5-7057-2038-5
Страниц: 238
УДК: 371.3
Штрихкод: 9785705720385
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 215 x 10 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 179 г
Преподавание ОБЖ необходимо для формирования у учащихся практических навыков и знаний о правильном поведении на дорогах, при чрезвычайных ситуациях и при необходимости оказания первой помощи. Объем и разноплановость информации по предмету требует от преподавателя специальных навыков и обязательного наличия качественной методической базы.
Методическое пособие "Конспект урока ОБЖ, разработки мероприятий, рекомендации" предназначено для простоты планирования и организации уроков и внеклассных мероприятий. В книге приведена тематика и теоретическое содержание занятий, варианты практических и игровых заданий и предложения по способам контроля уровня знаний.

Подробное описание

введение

Присутствие курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьной программе – знаменательное явление. Человек получает право не ждать от государства защиты, а самосто-
ятельно оценивать обстановку, получать необходимую информацию, принимать решения, действовать и нести персональную ответственность за последствия.

Легко ли это? Конечно, нет! Перед нами предстал целый пласт культуры человечества, пока малопонятный, но необходимый.

Вечное стремление человека к самосовершенствованию не сделало его пока идеальным. А попытки ускорить этот процесс всегда приводят к трагедиям. Если мы хотя бы чему-то научились на своей истории, не забудем этого и на пороге новых знаний.

Каково же место и положение человека в окружающем его мире? Все окружающее человека на земле пространство по степени и характеру отрицательного воздействия на него можно подразделить на 11 так называемых экстремальных сред:
8 природных и 3 городских, или социальных.

Каждый человек в быту, на работе, в школе, на отдыхе встречается с рядом трудностей, которые возникают в процессе его воздействия с окружающей средой. Они могут быть различными по характеру и степени тяжести. Успешность действий любой государственной службы: милиции, «скорой помощи», пожарной охраны и т. д. – во многом зависит от того, какие действия предпринял человек в экстремальной ситуации до того как подоспела квалифицированная помощь. В нашей жизни всегда были и будут такие условия, когда здоровье, безопасность и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальных ситуаций, а если они случились, найти вовремя правильное решение.

Одним из ключевых направлений обновленного содержания образования стало введение обязательного обучения учащихся образовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях образовательной школы. Однако, несмотря на некоторый опыт в проведении курса ОБЖ, накопленный школьными коллективами в течение десятилетия, до сих пор отсутствует системный подход к организации учебного процесса.

Поэтому перед наукой сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Дети должны иметь общее представление о комплексе индивидуальных мер безопасности в природных, техногенных, социальных и бытовых условиях; владеть навыками рационального поведения в экстремальных условиях.

Формирование компетентности учащихся происходит, прежде всего, на уроках ОБЖ, которые являются «фундаментом» в учебно-воспитательной работе.

Большинство существующих методик рекомендуют определить среду, в которой предстоит действовать. Возникает вопрос: а насколько возможно заранее определить место и обстоятельства личной экстремальной ситуации? В реальном плане на овладение навыками выживания требуется очень длительное время. Невозможно обучить школьника за короткое время на должном уровне выработать тренировками все необходимые качества для безопасности жизнедеятельности.

Попытки многих педагогов выделить «самое основное» тоже не могут привести к хорошему результату, так как реальная экстремальная ситуация нестандартна и ее преодоление невозможно формализовать. Программа курса ОБЖ, к сожалению, несовершенна, слабо оснащена методическими рекомендациями.

Вот уже несколько лет курс ОБЖ введен в программу учебных заведений, но до сих пор он не занял достойного места в общеобразовательной системе. На качество преподавания отрицательно влияет и отсутствие штата преподавателей-организаторов ОБЖ; зачастую уроки проводят неподготовленные люди. Сегодня обучение учащихся безопасному поведению в различных экстремальных ситуациях должно занять свою нишу в системе образования. Чтобы успешнее готовиться к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС), надо учитывать, что для различных регионов характерны «свои» чрезвычайные ситуации.

Проблема преподавания в школах ОБЖ на сегодняшний день остается острой. Специфика курса требует от преподавателя не только поурочной, но и внеклассной, внешкольной работы по программе «Школы безопасности».

Данная образовательная область, созданная, в первую очередь, в национальных интересах, дает предпосылки для разработки новой гуманистической технологии образования, необходимой сегодня всему человечеству.

Заповедь ОБЖ: «Опасность надо предвидеть, постараться ее избежать и в случае необходимости (если только не удалось ее избежать) – действовать». И преподавание предмета должно основываться на этом правиле. Преподаватели курса ОБЖ ближе всех к пониманию опасностей современной жизнедеятельности детей и к реальным действиям во имя перспективы безопасности России.

Возникает вопрос о качестве преподавания курса ОБЖ, а качество и эффективность учебного процесса зависят от его организации.

Главное, чтобы преподавание предмета не стало догмой и набором правил поведения в экстремальных условиях, а, скорее, предстало как своеобразная система защиты в условиях кризиса. Преподавание курса ОБЖ должно носить творческий характер, а занятия походить на увлекательные приключения. Даже самые «скучные» темы могут быть детям интересны. От мастерства педагога, знания им основополагающих задач и моментов образовательного процесса, умения правильно выбрать форму организации учебной работы зависит результат обучения.

Ситуации в жизни бывают такими, что нет времени на раздумье – надо действовать моментально, автоматически. Отработкой таких автоматических действий следует заниматься прежде всего на уроках. Но здесь существует серьезная проблема – в школах слабая учебно-тренировочная база. Детей негде тренировать. Можно сколько угодно иметь наглядных пособий, но если дети никогда не видели спасательного оборудования, не попробовали реанимационные действия на манекене, то нельзя говорить о высоком уровне подготовки. Действия в различных ситуациях должны отрабатываться до автоматизма. Например, американский ребенок знает, что делать, если начнется стрельба, – падать на пол. У них этому обучают. А что будет делать наш ребенок в подобной ситуации? Озираться по сторонам или бежать на выстрелы. Мы живем в то время, когда техногенные катастрофы представляют реальную угрозу. В последнее время стоит очень остро задача перед школой – изучение опасных ситуаций, их предупреждение и защита себя и окружающих. Для этого необходимо более качественно подойти к преподаванию курса ОБЖ.

Материалы, представленные в настоящем пособии, призваны помочь учителю грамотно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в рамках уроков ОБЖ. Советы и рекомендации педагогов-практиков, интересные методические находки и решения могут быть полезны тем, кто убежден в необходимости высокого профессионализма и стремится к постоянному самосовершенствованию.

Б. Шоу говорил: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого будет по две идеи».

Хочется верить, что к творческим задумкам авторов пособия добавятся открытия и находки читателей, а значит, урок ОБЖ станет не только полезным, но и интересным.

Новых идей и находок!

Содержание

Введение    3

Урок – инструмент воспитания и образования    7

Системный подход к организации учебного процесса    7

Применение проектной технологии на уроке    9

Чем мы вооружаем учащихся на уроках ОБЖ    11

Тема: Всегда ли страх – это плохо? (игра)................................13

Технология педагогического процесса. Сущность проблемы    21

Технология усвоения урочной темы по предмету ОБЖ    23

Как подготовить современный урок (по рекомендации
Ю. В. Завельского).    30

Оцени свой урок: учимся анализировать    39

Технология групповой работы    47

Активные формы познавательной деятельности, используемые
на уроках ОБЖ    51

Работа над докладом    55

Лекция – важнейший метод учебно-воспитательного процесса    58

Уроки с использованием метода «Лекция» (технология прове-
дения цикла из четырех уроков)................................................59

Проблемное обучение на уроках ОБЖ    65

Уроки ОБЖ и патриотическое воспитание    72

Система работы преподавателя-организатора ОБЖ по формирова-
нию у учащихся готовности к защите Родины    76

Нетрадиционные формы уроков по теме курса ОБЖ: Воинские
уставы    85

Типы учебных занятий, их структура и дидактические цели    95

Организация и управление самостоятельной познавательной дея-
тельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ    96

Нужна ли строевая подготовка нашим детям? (идеи, подсказки,
предложения)    104

Через призму практики… (конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий)    113

Лесные и торфяные пожары (урок для учащихся 8 класса)    113

Действия в толпе и при террористических актах (урок для уча-
щихся 8 класса)    123

Здоровый образ жизни и его составляющие (урок для учащихся
8 класса)    128

Служба в армии – долг или обязанность («круглый стол» для уча-
щихся 10 класса)    130

Поле русской славы (игра для учащихся 9–11 классов, посвящен-
ная Дню Российской Армии)    139

В. А. Муравьева. Звездный час (занятие-игра для учащихся
5 классов)    151

Вперед, мальчишки! (игра для учащихся 5–6 классов, посвящен-
ная Дню Победы)    161

Зарница (военно-спортивная игра для учащихся 9–11 классов)    163

Сильные люди (слет-игра для учащихся 9–11 классов)    173

Победа (военно-спортивная игра)    183

Дополнительные материалы к урокам    203

Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил России    203

Историческое наследие Российской Армии и Флота    209

Приложение    220

Безопасность жизнедеятельности образовательного учреждения
(проект)    220

Литература    233содержание

Введение    3

Урок – инструмент воспитания и образования    7

Системный подход к организации учебного процесса    7

Применение проектной технологии на уроке    9

Чем мы вооружаем учащихся на уроках ОБЖ    11

Тема: Всегда ли страх – это плохо? (игра)................................13

Технология педагогического процесса. Сущность проблемы    21

Технология усвоения урочной темы по предмету ОБЖ    23

Как подготовить современный урок (по рекомендации
Ю. В. Завельского).    30

Оцени свой урок: учимся анализировать    39

Технология групповой работы    47

Активные формы познавательной деятельности, используемые
на уроках ОБЖ    51

Работа над докладом    55

Лекция – важнейший метод учебно-воспитательного процесса    58

Уроки с использованием метода «Лекция» (технология прове-
дения цикла из четырех уроков)................................................59

Проблемное обучение на уроках ОБЖ    65

Уроки ОБЖ и патриотическое воспитание    72

Система работы преподавателя-организатора ОБЖ по формирова-
нию у учащихся готовности к защите Родины    76

Нетрадиционные формы уроков по теме курса ОБЖ: Воинские
уставы    85

Типы учебных занятий, их структура и дидактические цели    95

Организация и управление самостоятельной познавательной дея-
тельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ    96

Нужна ли строевая подготовка нашим детям? (идеи, подсказки,
предложения)    104

Через призму практики… (конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий)    113

Лесные и торфяные пожары (урок для учащихся 8 класса)    113

Действия в толпе и при террористических актах (урок для уча-
щихся 8 класса)    123

Здоровый образ жизни и его составляющие (урок для учащихся
8 класса)    128

Служба в армии – долг или обязанность («круглый стол» для уча-
щихся 10 класса)    130

Поле русской славы (игра для учащихся 9–11 классов, посвящен-
ная Дню Российской Армии)    139

В. А. Муравьева. Звездный час (занятие-игра для учащихся
5 классов)    151

Вперед, мальчишки! (игра для учащихся 5–6 классов, посвящен-
ная Дню Победы)    161

Зарница (военно-спортивная игра для учащихся 9–11 классов)    163

Сильные люди (слет-игра для учащихся 9–11 классов)    173

Победа (военно-спортивная игра)    183

Дополнительные материалы к урокам    203

Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил России    203

Историческое наследие Российской Армии и Флота    209

Приложение    220

Безопасность жизнедеятельности образовательного учреждения
(проект)    220

Литература    233

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru