Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения

Есть на складе
167 руб.
-10%
150,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1138
Авторы-составители Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е.М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-1941-9
Страниц 297
УДК 372.22
Штрихкод 9785705719419
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 12 (мм)
Вес 217 г
Настоящее пособие предлагает материалы из опыта муниципальной и школьной методических служб по организации психолого-педагогического и методического сопровождения адаптационного периода первоклассников: нормативно-правовое обеспечение, диагностику, материалы для проведения родительских собраний, научно-практических конференций, методических недель, рекомендации по организации обучения в первые школьные дни, разработки нестандартных уроков.
Пособие предназначено методистам, заместителям директоров по начальной школе, психологам, учителям начальной школы, может быть полезно слушателям ИПК и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую (10 класс).

Несомненно, все они важны в становлении личности. А проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обусловливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30–40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

социальный;    

психологический;

– эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Период адаптации ребенка к школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2–3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения (а значит, и уровня сложности образовательной программы), а также от степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети (как и взрослые) разные.

Если программа сложная, необходимо понять, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, иначе бороться с апатией придется очень долго.  

Следующий признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Немаловажным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Период адаптации является сложным не только в жизни детей и их родителей, но и для педагогов, работающих с первоклассниками. Данное пособие предназначено для заместителей директоров, курирующих начальную школу, и для учителей начальных классов. В пособии представлены нормативные документы, советы родителям первоклассников, материал для проведения родительских собраний, разработки нестандартных уроков по различным предметам в адаптационный период первоклассников.

Содержание

Введение    3

Направления деятельности  педагогического коллектива    5

Задачи психолого-педагогического  сопровождения первоклассников  в период острой (первичной) адаптации    5

Нормативно-правовое обеспечение  адаптационного периода    9

Нормативно-правовая база по организации обучения  первоклассников    9

Положение об организации обучения первоклассников в адаптационный период    10

Уровень освоения программы  детского сада при подготовке ребенка к школе    18

Диагностическая деятельность    28

Материалы для беседы  с первоклассником    29

Тесты «Готовность к школе»    32

Анкета для определения  школьной мотивации учащихся первых классов    37

Набор психолого-педагогических  диагностических методик для учащихся младшего школьного возраста    40

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе    46

Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе (заполняется учителем)    49

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе    52

Организация педагогической диагностики    60

Взаимодействие учителя, ученика и родителей на этапах адаптации    80

Курс «Первые дни ребенка в школе»    80

Первый день    82

Классный час «Здравствуй, школа!»    82

Второй день    82

Урок 1. Тема: Знакомство детей с учителем и между собой    82

Урок 2. Тема: Формы устного ответа    87

Урок 3. Тема: Умение выражать свои эмоции    91

Третий день    94

Урок 1. Тема: Парная форма работы    94

Урок 2. Тема: Школьные правила вежливости    97

Урок 3. Тема: Экскурсия по школе    100

Четвертый день    101

Урок 1. Тема: Обратная связь на уроке    101

Урок 2. Тема: Противоречие «Люблю – не люблю»    105

Урок 3. Тема: Умение выражать свои мысли    109

Пятый день    112

Урок 1. Тема: Выход из спорных ситуаций    112

Урок 2. Тема: Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности    116

Урок 3. Праздник «Посвящение в ученики»    121

Курс «Введение в школьную жизнь»    124

Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений    126

Игры Клауса Фоппеля    128

Упражнения, которые рекомендуется  проводить с детьми в первые дни их пребывания в школе    132

Двигательные игры-разминки    135

Азбука воспитания    145

Советы родителям первоклассника  в период адаптации к школе    154

Советы психолога родителям первоклассников в период адаптации    159

Чтобы учеба была успешной (родительское собрание)    162

Наставления родителям первоклассников    193

Аналитическая деятельность    195

Памятка  по изучению вопроса «Организация адаптационного периода первоклассников в образовательных учреждениях района»    195

Аналитическая справка «Итоги проведения методической недели «Преемственность дошкольного и начального образования, начальной и основной школы: проблемы, опыт, перспективы»    197

Справка по итогам проверки организации учебно-воспитательного процесса в первых классах в период адаптации учащихся  к школьной жизни    207

Справка по итогам тематической проверки по вопросу «Организация адаптационного периода первоклассников в образовательных учреждениях района»    211

Нестандартные уроки в адаптационный период    219

Е. М. Елизарова

М а т е м а т и к а    219

Тема: Ориентация в пространстве (урок-игра на школьной площадке)    219

Тема: Знакомство с геометрическими  фигурами – точкой и линией (прямая, кривая)    223

Тема: Сравнение предметов по величине,  форме, цвету    227

Тема: Число и цифра 1    230

Тема: Числа первого десятка    234

Т е х н о л о г и я    240

Тема: Наблюдение над изменением  деревьев осенью? (урок-экскурсия)    240

Тема: Лепка овощей    243

Тема: Лепка фруктов    245

О к р у ж а ю щ и й  м и р    247

Тема: Осенние изменения в природе (урок-экскурсия на школьной площадке)    247

Тема: Живая и неживая природа    251

И з о б р а з и т е л ь н о е  и с к у с с т в о    254

Тема: Три главных цвета (урок-сказка)    254

Тема: Праздник красок. Знакомство с видами красок и их разнообразием    259

Тема: Разнообразие природных красок (урок на школьной площадке)    262

Тема: Рисуем радугу    264

В н е к л а с с н ы е  м е р о п р и я т и я    265

Н. А. Денисова. Путешествие пo океану знаний (урок-праздник)    265

Н. А. Ильина. Посвящение в занковцы (праздник)    272

Н. А. Денисова. Дневник – мой помощник (праздник)    280

Литература    292

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.