Организация работы школьного методического объединения: нормативные и инструктивно-методические материалы

Снято с продажи
Код 1132
Авторы-составители Медведева О. И., Кобзарева Т. А.
Издательство Учитель, 2013
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-1841-2
Страниц 135
УДК 371
Штрихкод 9785705718412
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 95 г
В пособие включены нормативные документы, регламентирующие деятельность школьных методических объединений, рекомендации по организации и содержанию работы методических объединений, диагностические материалы, которые помогут повысить уровень профессиональной компетенции и методической культуры учителей, будут способствовать развитию их творческого потенциала.
Предназначено заместителям директора по учебно-воспитательной работе и научно-методической работе, курирующим методическую работу и обеспечивающим методическое сопровождение педагогов в общеобразовательных учреждениях, и руководителям школьных методических объединений.

Подробное описание

Школьное методическое объединение:
его место и роль в методической службе общеобразовательного учреждения


Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в школе, является методическое объединение.

Школьное методическое объединение – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала [2, 18].

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32) организация и деятельность методических объединений относится к компетенции общеобразовательного учреждения.

Школьное методическое объединение (ШМО) – это, как правило, объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Оно создается в школе в том случае, если есть не менее трех учителей по одному предмету или образовательной области. Если в образовательном учреждении меньше трех учителей по одному предмету, они могут входить в городское методическое объединение.

ШМО возглавляет руководитель (председатель) из числа учителей, который:

– имеет высокую профессиональную категорию и высокие результаты профессиональной деятельности;

– пользуется уважением своих коллег-предметников, учителей и администрации школы;

– обладает высокой коммуникативной культурой;

– способен быть лидером.

Руководитель школьного методического объединения назначается ежегодно приказом по учебному заведению в начале учебного года.

Можно выделить типичные цели, касающиеся деятельности любого школьного методического объединения [2, 22].

1. Повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей.

2. Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.

3. Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету.

4. Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики.

5. Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений.

6. Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

7. Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.

8. Повышение эффективности школьного урока.

9. Развитие коммуникативной культуры педагога.

10. Формирование рефлексивной культуры учителя.

11. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.

12. Изучение профессиональных достижений педагогов.

13. Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока.

14. Изучение состояния преподавания предмета.

15. Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.

Для того чтобы деятельность методического объединения носила регламентированный характер, в образовательном учреждении принимаются и утверждаются директором школы локальные акты (Положение о школьном методическом объединении, Положение о кафедре (при наличии её), Положение о творческой группе педагогов, Положение о предметной неделе, Положение о школьной олимпиаде и т. д.).

В условиях модернизации системы образования происходит процесс обновления работы школьных методических объединений. Хотелось бы остановиться на некоторых, наиболее важных, с нашей точки зрения, идеях этого обновления, которые должны быть в первую очередь предметом особого внимания (освоения, изучения, разработки, инструментовки и т. д.) всех профессиональных объединений педагогов [13, 25–29].

Обновление содержания школьного образования.

Реализация этой идеи – одна из важнейших задач всех профессиональных объединений педагогов. Обновление осуществляется как за счет введения новых дисциплин (экономика, право, социология, философия, второй иностранный язык и т. д.), так и за счет модернизации содержания традиционных (введение федерального компонента государственных стандартов, новых программ, учебников). В плане работы ШМО обязательно должны быть мероприятия, связанные с обновлением содержания образования.

Формирование общеучебных и специальных умений.

Объем информации, которую должны усвоить учащиеся, постоянно увеличивается. Получить все знания в школе невозможно. Задача школы – сформировать общеучебные и специальные умения, которые позволят ученику самостоятельно добывать информацию.

Диагностика обученности, обучаемости  и реальных учебных возможностей учащихся.

Эта задача признается всеми, но как только вопрос переходит из области обсуждения важности проблемы в область ее реализации, то выясняется, что педагоги не владеют соответствующими методиками. Следовательно, все разговоры учителей о дифференциации и индивидуализации обучения, об определении индивидуальной траектории развития ребенка, адаптационном, компенсирующем обучении  и реабилитации становятся не более чем разговорами с претензией на научность.

Поиск путей, средств, возможностей сокращения затрат учебного времени.

Время стало хроническим дефицитным ресурсом, поиск резервов которого лежит в сложной, изнурительной, но совершенно необходимой работе по межпредметной координации учебного материала,  по внедрению  образовательных  технологий.

Внедрение современных образовательных технологий.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу и формируют субъектный опыт учащихся, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим одним из направлений деятельности ШМО является изучение и  внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий (личностно ориенти-рованных, проектных, информационных, групповых, технологий преодоления неуспеваемости и т. д.).

Развитие системы социального партнерства.

Реализация данной идеи основана на взаимовыгодном сотрудничестве с различными организациями, учреждениями, предприятиями, а также родителями и общественностью. Такое сотрудничество для ШМО расширяет возможности в повышении квалификации педагогов, способствует развитию материально-технической базы преподаваемых предметов и системы профориентационной работы со школьниками, ориентирует деятельность на удовлетворение конкретных интересов родителей и учащихся.

Содержание

Школьное методическое объединение: его место и роль в методической службе общеобразовательного учреждения    3

Нормативная база школьного методического объединения    7

Примерное положение о методическом объединении    7

Примерное положение о кафедре общеобразовательного учреждения    13

Функциональные обязанности  руководителя школьного методического объединения (разрабатываются на основе Положения о школьном методическом объединении)    16

Примерное положение о творческой группе, создаваемой в рамках МО учителей-предметников    18

Примерное положение о школьных предметных олимпиадах    20

Примерное положение о школьной предметной неделе    24

Документация школьного методического объединения    26

Рекомендации к анализу работы школьного методического объединения    31

Планирование работы школьного методического объединения    38

Заседания школьного методического объединения    40

Примерная схема протокола заседания методического объединения    44

Предметные недели    46

Изучение и обобщение актуального педагогического опыта в школьном методическом объединении    51

Организация работы школьного методического объединения по изучению состояния  преподавания предмета    58

Диагностическая работа руководителя школьного методического объединения    72

Приложения    90

Литература    133

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос