Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах

Есть на складе
93 руб.
-30%
65,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1110т
Авторы Агапова И. А., Давыдова М. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Общешкольные мероприятия
ISBN 978-5-7057-1547-3
Страниц 188
УДК 371
Штрихкод 9785705715473
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 140 г
В пособии "Фольклорные праздники в школе" приведены сценарии наиболее распространенных школьных мероприятий, при подготовке которых использованы фольклорные традиции народных праздников: весеннего равноденствия, юмора, смеха, Николы Вешнего, Ивана Купалы, Медового Спаса-Маковея, Ильи-пророка, "русалочной недели" и др. Рассчитанные на использование во внешкольной работе разработки не требуют громоздкой подготовки и являются доступными для учащихся начальных и средних классов.
Пособие окажется полезным всем, кто заинтересован в проведении школьниками занимательного и полезного досуга, - учителям, воспитателям групп продленного дня, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования, организаторам внеклассных мероприятий, библиотечным и клубным работникам.

Подробное описание

Оглавление

Вступление    4

Глава 1. Весна. Здравствуй, утро года!    8

М. А. Давыдова. Нету лучшего дружка, чем родная матушка (праздник к Международному женскому дню)    8

Жавороночки весну кличут (праздник ко дню весеннего равноденствия)    15

Месяц апрель – всему году ключ    21

Волшебные вёдра, петух и ручеёк (праздник ко дню весеннего равно-денствия)    29

И. А. Агапова. День смеха (1 апреля)    35

М. А. Давыдова. День птиц (2 апреля)    42

Весенний Никола гонит всех на поле (праздник ко дню Николы Вешнего)    47

Здравствуй, лето красное! (фольклорный праздник к встрече лета)    55

Как у наших у ворот (начало летних каникул или окончание учебного года)    62

Глава 2. Лето. Летний зной и тёплый дождик    68

М. А. Давыдова. Лето – пора отдыха весёлого    69

И. А. Агапова. Выходили на берег русалки (праздник Троицы)    74

Отважная маленькая русалка (приключения на «русальной неделе»)    80

М. А. Давыдова. Солнечное утро (спортивный праздник ко дню летнего солнцестояния)    84

И. А. Агапова. Праздник Ивана Купалы (7 июля)    92

Купальские клады (фольклорное представление в одном действии, четырех картинах, с эпилогом)    98

Ильин день (2 августа)    118

Илья-пророк – прогреми, громок (фольклорное представление

с элементами фэнтэзи в одном действии, трех картинах)    123

Медовый Спас-Маковей (14 августа)    137

Медовый Спас весь город спас (фольклорное представление в одном действии, четырех картинах)    139

Праздник печёной картошки (познавательно-развлекательный летний праздник)    160

М. А. Давыдова. Живая водица (экологическая экскурсия)    165

И. А. Агапова. Солнце красное да лето ясное (летнее фольклорное представление)    170

Девичья коса – русская краса (конкурс-викторина)    178

М. А. Давыдова. Сказка про Ивана-царевича (игровое мероприятие с элементами фольклора)    185

Содержание

Вступление

Школа, как и всякое социальное учреждение, чутко откликается на все общественные события, которые происходят в стране и в мире. Готовится повсеместно большое торжество – и в школе идет активная работа по его проведению.

Близится Новый год или Международный женский день – не обходятся без встречи этого памятного дня и в классах разных ступеней.

Книга «Фольклорные праздники в школе», которую держит в руках уважаемый читатель, содержит материалы, созданные в помощь тем, кто является ответственным за проведение разноплановых внеклассных мероприятий в общеобразовательной школе. В ней имеются сценарные разработки наиболее распространенных праздников, проводимых для учащихся в начальных и средних классах.

Подразумевается, что при подготовке и проведении того или иного мероприятия в какой-то мере обогатится интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников, повысится их интерес к учебе и полезному времяпрепровождению. Еще одна важная цель проведения школьных праздников – стимулирование самостоятельного творчества учащихся, которое получит нужный импульс именно во время предварительной работы над тем или иным сценарием.

Неизменным спутником детства любого человека является отечественный и мировой фольклор – прибаутки, потешки, сказки, былины, народные песни. Эта кладовая практически неисчерпаема, а представленные в ней художественные образы доступны для понимания, близки по содержанию и обычно украшены добрым юмором. Вот почему сценарной основой приведенных здесь праздников являются народные лейтмотивы. Энциклопедия народной литературы и музыки, в огромном арсенале которой всегда можно найти тексты для чтения или инсценировки на нужную тему, представляет собой нескончаемый материал, необходимый при составлении школьных праздников практически на любую тему.

Фольклорные элементы, модифицированные с учетом конкретных требований и представленные в игровой или познавательной форме, украсят и разнообразят привычный мир повседневного окружения школьников – калейдоскоп их ежедневной, современной жизни. Праздники, которые принято отмечать ежегодно, предстают перед детьми художественно преобразованными, при этом остаются близкими для понимания и хорошо воспринимаются учащимися.

Красной нитью любого школьного праздника способно стать народное песенное творчество, которое в основе своей соответствует сути пословицы: «Делу – время, потехе – час». Поскольку огромное количество народных песен России основано на упоминании или имитации в них трудовых процессов с одновременным присутствием здорового юмористического компонента, такая двуполярность как нельзя ярче акцентирует сюжетную направленность и жанровое оформление создаваемого фольклорного праздника в школе.

Как утверждают многие исследовательские работы, в древнее архаичное время у русских детей не существовало так называемых «возрастных кризисов», свойственных сегодняшнему подрастающему поколению, – кризис 67-летнего возраста, подростковый, пубертатный и т. д. Ученые склонны объяснять этот феномен тем, что ученик был сызмальства словно погружен в «кокон» народной песенной культуры, начиная с колыбельных песен, исполнявшихся матерью, всяческих «агушек», потешек и прочих неотъемлемых деталей тогдашнего существования. Музыкальное творчество, которое было присуще почти всем сторонам народной жизни, в буквальном смысле слова сопровождая человеческую жизнь от рождения до смерти, амортизировало многие проблемы, неизбежно возникавшие по мере развития человеческого общества. Не зря, как справедливо отметил в своих наблюдениях Н. В. Гоголь, «под песни… рождается, женится и хоронится русский человек».

Многовековой музыкальный фольклор, оставшийся неизменным до наших дней, к сожалению, не занимает в настоящее время той ниши, которая должна быть ему предназначена по многим причинам. Среди важнейших можно выделить следующие.

Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям современных средств массовой информации изо дня в день становится все более и более агрессивным. Особенно показательным в этом плане является бесконечный поток «музыкального мусора» (по терминологии Д. Б. Кабалевского), льющийся на нас с экранов телевизоров. В связи с этим музыкальный фольклор выдвигается в качестве противостояния тотальному нашествию агрессивного воздействия средств массовой информации. Изучение и запоминание учащимися интонационно-исполнительских элементов народных песен в какой-то мере способно выступить неким «противоядием» рок-поп-хип-хопному нашествию.

Яркие художественные образы, запоминающиеся мелодические обороты и ритмические рисунки, присущие большинству образцов народной музыки, подобранных с учетом возрастных требований, могут стать основным воспитательным моментом формирования у школьников культуры исполнительства и музыкально-вкусовых особенностей.

Данное пособие должно заинтересовать всех, кто проводит организацию занимательного и полезного досуга школьников, – учителей, заместителей директора по воспитательной работе, библиотечных и клубных работников.

Конечно, прежде чем любой сценарий будет «материализован» на школьной сцене, его исполнителям необходимы репетиции, мастер-классы, которые помогут каждому прочувствовать свою творческую задачу и обеспечить согласованность проведения праздника. Поэтому и получается, что тот, кто будет задействован в постановке, займется самовоспитанием таких своих качеств, как сообразительность, память, находчивость, смекалка, то есть участники со-вместного действа станут более коммуникабельными и дисциплинированными, способными найти выход из сложившихся неординарных ситуаций, которые порой возникают и на школьной сцене.

Для опубликованных в данном сборнике сценариев не требуется больших затрат на костюмы или атрибутику, но в каждом отдельном случае в разделе «Предварительная подготовка» указывается, когда такие детали все-таки необходимы.

Сборник сценариев «Фольклорные школьные праздники» – очередная книга популярного авторского «тандема» Ирины Анатольевны Агаповой и Маргариты Алексеевны Давыдовой, которые совместно выпустили более 60 книг. Большинство из них создано специально в помощь школьным педагогам. Это «Праздник в начальной школе», «Патриотическое воспитание в школе», многократно переизданный трехтомник «Праздник в школе» и др., а также ряд книг по психологии («Сказки о любви») и серия искусствоведческих эссе о любимых артистах – «Москва слезам не верит. Шесть женских судеб», «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян: о нем говорят…», «Наталья Гундарева и Михаил Филиппов» (издательство «Эксмо») и др.

Ирина Анатольевна Агапова – психолог, драматург и художник. В 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века», большинство ее пьес для детей и юношества – обладатели первых премий и дипломов российских и зарубежных театральных фестивалей («Серебряный котел дури», «Сказки старой мельницы», «Сердце природы» и др.). Некоторые пьесы рекомендованы театральным центром «Дебют» (г. Москва) при Центральном Доме актера для профессиональных постановок.

Маргарита Алексеевна Давыдова – кандидат педагогических наук, доцент, композитор, руководитель авторского курса по театральной педагогике Педагогической Академии, лауреат конкурса «Правопорядок и общество» за достойный вклад в формирование подрастающего поколения. Ее перу принадлежат более 200 искусствоведческих статей в известных изданиях («Литературная газета», «Культура»), глянцевых журналах («Бурда», «Кинобизнес») и Интернет-газетах. Многие из статей являются обладателями престижных премий «Публикация года».

Книга «Фольклорные праздники» структурирована в прямой и последовательной зависимости от времен года и основных праздников народного календаря. А завершает ее глава «Сказочные постановки», где размещены музыкально-драматические обработки известных фольклорных сюжетов.

Авторы надеются на востребованность содержания данной книги у учителей, заместителей директора по внеклассной работе, руководителей групп продленного дня, режиссеров детских театральных коллективов, работников библиотек и культурно-просве-тительских учреждений.

Успехов Вам!

И. А. Агапова, М. А. Давыдова

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос