В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Справочник педагога-психолога школы

  • Справочник педагога-психолога школы — интернет-магазин УчМаг
-10%
331 руб.
297,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 2334
Авторы-составители: Афонькина Ю. А.
Издательство: Учитель, 2020
ISBN: 978-5-7057-4795-5
Страниц: 173
УДК: 373.3/.5
Штрихкод: 9785705747955
Размеры (Ш x В x Т): 203 x 285 x 8 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 257 г
В пособии представлены материалы, позволяющие педагогу-психологу инноваци-онно проектировать и реализовывать свою профессиональную деятельность в образо-вательном пространстве школы в ходе выполнения требований ФГОС, обеспечивать обучающимся удовлетворение их особых образовательных потребностей на основе интеграции психолингвистического, нейропсихологического и психологического подходов.
Предложенные материалы помогут педагогам совершенствовать свою профессио-нальную компетентность, успешно и оперативно подготовиться к аттестации, руководителям образовательных организаций позволят создать современную модель психолого-пе-дагогического сопровождения обучающихся.
Адресовано не только педагогам-психологам, но и администрации образовательной организации, заинтересованной в создании психологически безопасной образовательной среды и обеспечении психологической безопасности личности всех субъектов образовательной деятельности, полезно специальным педагогам-психологам, дефектологам, руководителям образовательных организаций для обучения лиц с ОВЗ.

Подробное описание

Введение

Современное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к качеству образования. На сегодняшний день все более заметной становится тенденция, выражающая следующее противоречие: организация образовательного процесса отстает от изменений в приоритетных целях и содержании образования, тем самым тормозя прогрессивные изменения образовательной практики.

Эффективным средством разрешения данного противоречия является психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений с учетом качественно изменившихся запросов образовательной практики. Изменились образовательные задачи, формы организации образования, контингент обучающихся. Кроме того, в школьной жизни, как в капле воды, отражаются все новые социальные тенденции, меняя психологическую ткань взаимоотношений в школе.

В современном образовании меняется парадигма профессиональной деятельности педагога-психолога, возникает необходимость трансформации традиционной модели психологического сопровождения обучающихся с ориентацией на: во-первых, закономерности возрастного развития, во-вторых, создание индивидуальных траекторий развития, индивидуального своеобразия, в-третьих, на специфику социальных условий протекания разных видов деятельности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Важно, чтобы в погоне за инновациями в образовании не был потерян основной ориентир, определяющий направленность всех профессиональных усилий, – личность обучающегося. Умение замечать и понимать внутренние побуждения ученика, направленность его потребностей и интересов дает возможность педагогу обеспечить развивающий характер образования, индивидуализировать формы и способы педагогического взаимодействия.

Усилия педагога-психолога должны быть направлены на создание такой среды в школе, которая предполагает:

– анализ тенденции развития личности обучающегося и характера его повседневных взаимоотношений;

– определение степени осуществления поставленных образовательных задач;

– психологическое осмысление профессионального опыта с позиций его влияния на обучающегося;

– осуществление мониторинга качества освоения учениками содержания образования;

– своевременное выявление трудностей конкретного ученика и оказание ему адресной помощи в их преодолении, с корректированием системы используемых технологий, методов и приемов.

В целом таким образом обеспечивается индивидуализация образования. А педагог-психолог, говоря словами Б. Асмолова, выступает как «специалист по неодинаковости».

В настоящем пособии представлены материалы, которые могут послужить основой для педагога-психолога при проектировании собственной профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта.

В основу разработки пособия положен личностно-деятельностный принцип, являющийся одним из основных в отечественной психологии. Мы исходим из того, что качество образовательного процесса определяется характером деятельности обучающихся, которая организуется с учетом их личностных и индивидуальных особенностей.

В пособии реализованы идеи М. Р. Битяновой, которая определила основные проблемы
и приоритеты трансформации психологической службы в школе, давая новое понимание предмета, задач, ценностей и средств профессиональной деятельности, заложив тем самым основу новой модели профессиональной деятельности педагога-психолога, а именно:

– психолог отвечает не только за психологическое обеспечение образовательного процесса, но и участвует в нем, так же, как и учитель, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

– потребность в психологическом обучении и просвещении связана с теми или иными актуальными школьными ситуациями, специфическими проблемами, новыми достижениями психологической науки и практики, исследовательской деятельностью педколлектива в определенном направлении;

– от педагога-психолога требуются навыки и умения, связанные с организацией процессов консультирования, коррекции и развития детей разного возраста и взрослых в индивидуальной и групповой формах, в работе с семьей, командой, аудиторией;

– психолог проводит психологическую экспертизу педагогических программ;

– осуществляет психологическое обучение и просвещение, что предполагает как специальные научные знания, так и ораторские, преподавательские навыки, навыки менеджмента, управления процессами развития организации;

– проявляет готовность к исследовательской деятельности, умение работать с теоретической литературой;

– психолог должен владеть навыками конфликтологической работы;

– создание единого функционала педагога-психолога во всех школах нецелесообразно и даже вредно с точки зрения дальнейшего развития практической психологии в образовании; определение границ профессиональной деятельности, выбор тех видов деятельности, которые будет осуществлять психолог, – дело директора школы и психолога;

– педагог-психолог не защищает ребенка от школы, а становится одним из специалистов школы, решающим с помощью своих профессиональных средств, с опорой на свою профессиональную этику задачи, стоящие перед образовательным учреждением в целом. Его деятельность разворачивается на основе концепции и программы школы, в рамках ценностей этой школы и существующей в ней образовательной среды, его деятельность определяется образовательными целями и задачами;

– педагог-психолог позиционирует себя как часть образовательной системы, в которую погружается ребенок значительной частью своего субъективного мира для культурного преобразования и наращивания этого мира; предметом его профессиональной заботы является «ребенок учащийся», «ребенок образующийся», например, формирование у него образовательных компетенций, культурных способов мышления или саморегуляции;

– образованием востребованы «психологи-прикладники»: специалисты по психодидактике, современным методикам обучения детей с разными особенностями развития.

Пособие адресовано не только педагогам-психологам, но и администрации образовательной организации, заинтересованной в создании психологически безопасной образовательной среды и обеспечении психологической безопасности личности всех субъектов образовательной деятельности.

Содержание

Введение    3

Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога-психолога    5

ТЕНДЕНЦИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ    6

Характеристика психического развития  в младшем школьном возрасте    6

Характеристика психического развития в подростковом возрасте    15

Характеристика психического развития в период ранней юности    23

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ МЛАД-ШИХ ШКОЛЬНИКОВ    32

Психологическая готовность к школьному обучению    32

Преодоление негативных тенденций в поведении первоклассников    39

Психологическая адаптация первоклассников к обучению в школе    49

Психологическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении    56

Психологические технологии в работе с младшими школьниками    70

Психогимнастика    74

Формирование универсальных учебных действий (УУД)    75

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ    78

Развитие критического мышления.    92

Сравнительная характеристика критического и творческого видов мышления    92

Психологические принципы творческого мышления в группе    94

Развитие критического мышления у подростков    94

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА    97

Признаки риска личностному самоопределению в ранней юности    97

Психологическая программа развития личностного самоопределения у юношей и девушек    97

Практикум по самопознанию для обучающихся 10–11 классов    100

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ    118

Школьные трудности детей с ОВЗ    118

Психологическая помощь обучающимся с задержкой психического развития    121

Система задач по развитию психических функций у младших школьников с ЗПР    125

Психологическая помощь обучающимся с аутизмом    126

Организация общения с обучающимися с аутизмом    126

Психологическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания (СДВ) и гиперактив-ностью (Г)    136

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НАСИЛИя    138

Психическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства    138

Детская беспризорность    140

Виды насилия над детьми    141

Общая модель консультирования детей, ставших жертвами насилия    144

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ    147

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ    152

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ    154

Основные понятия теории одаренности    154

Трудности одаренных детей    157

Принципы управления развивающим потенциалом образовательной среды, в которой нахо-дится одаренный ребенок    159

Модель деятельности педагога-психолога  по поддержке одаренных обучающихся    160

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ    162

Различия в профессиональных позициях педагога и психолога    162

Рекомендации по организации психологического анализа урока    162

Анализ развития познавательных способностей обучающихся на уроке    163

Примерная программа наблюдений на уроке    165

Примерная схема анализа урока в классе для детей с ОВЗ    166

Общая схема наблюдения за поведением учителя на уроках    168

Основы конфликтологии и командного взаимодействия    169

Программа создания коллектива    170

ЛИТЕРАТУРА    172

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос