Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры

Снято с продажи
Код 1110ж
Авторы-составители Видякин В. М.
Издательство Учитель, 2007
Серия Общешкольные мероприятия
ISBN 5-7057-1026-7
Страниц 127
Штрихкод 9785705710263
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 5 (мм)
Вес 92 г
Автор пособия, учитель физкультуры, делится своим опытом работы по организации и проведению спортивных праздников и мероприятий в школе, таких как зимние олимпийские игры, школьная спартакиада, блицтурниры, подвижные игры для дошкольников и младших школьников, для среднего школьного возраста, военно-спортивная лыжная эстафета "К службе в армии готов!", "Папа, мама, я - спортивная семья" и др. В пособии приводятся образцы спортивной документации, а также различного вида таблицы.
Материал пособия разнообразный и интересный, предназначен в помощь прежде всего начинающему учителю физической культуры, может быть полезен учителю с многолетним стажем работы в школе, организаторам внеклассной работы, а также студентам педагогических учебных заведений. Рассчитано на творческое использование.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений и проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.

Передовые представители культуры, русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Широк спектр их применения: они могут использоваться автономно в урочной работе, на переменах, в группе продленного дня, а также являться интересным, деятельностным, неотъемлемым компонентом спортивных  праздничных внешкольных мероприятий. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей; от содержания зависят своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

В подвижных играх происходит возрождение традиций древней культуры всех народов, населяющих Российскую Федерацию. Наши искусство и литература содержат в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; фольклору уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине.

Неизгладимое впечатление дает школьникам знакомство с особенностями жизни других народов, населяющие нашу Родину. Дети разных национальностей, посещающие детские сады, школы, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в различные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в танцах и играх.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т. д.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочки-выручалочки», «Пятнашки»).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («Один за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Помимо считалок существуют жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двоих детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего воротца задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные
певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Все – молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец или спеть и т. д. Певалки имеют место и в самом содержании игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (начерченному на земле полукругу) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

Эти четкие считалки, напевно забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Уважаемые коллеги! Старайтесь шире использовать в работе с учащиеся народные (подвижные) игры. Собирайте их, записывайте, пропагандируйте

Содержание

Введение    3

I. Технология организации и проведения спортивных и подвижных игр в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения    6

Классификация подвижных игр    6

Характеристика игр    7

Методика проведения игр    12

Техника безопасности при проведении подвижных и спортивных игр    14

Как подготовиться к занятиям    16

Как выбирают ведущего    16

Считалки старинные    18

Сговорки    22

Считалки современные    23

Как бросают жребий    26

II. Жизнь детей в мире спорта и игры     27

Подвижные игры для дошкольников и младших школьников    27

Подвижные игры для среднего школьного возраста    30

III. Внимание – на старт! (Интересные, полезные, любопытные мероприятия)    35

Спортивно-массовые мероприятия    35

Блицтурниры    36

Военно-спортивная лыжная эстафета    45

Игра «Щит и меч» (воспитание юных друзей милиции)    49

Зимние олимпийские игры    55

Внеклассная работа на воде    85

Папа, мама, я – спортивная семья    95

К службе в армии готов!    104

Литературно-спортивный праздник памяти А. С. Пушкина    109

Спортивный праздник, посвященный началу учебного года    110

Фигурная маршировка    118

Школьная спартакиада, или как определить самый спортивный класс    120

Литература    126

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос