В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
ВВЕДЕНИЕ
Исследуя процессы социализации детей, можно выделить следующие необходимые организационно-педагогические условия, которые объединяются в три группы: первая направлена на координацию социальной среды, вторая обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития, третья предусматривает организацию взаимодействия подростков со значимыми лицами.
Первая группа организационно-педагогических условий социализации рассматривается как педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития и ориентирована на создание педагогических и психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Воздействие этого условия является для ребенка прямым и индивидуальным, так как оно обусловлено непосредственным контактом с воспитателем. Реализация этого условия осуществляется через такое направление, как исследование социальной ситуации развития ребенка.
Следующая группа связана с особенностями социализации детей младшего школьного возраста – взаимодействие со значимыми лицами, которое рассматривается нами как создание действительных межличностных контактов детей со взрослыми и друг с другом в процессе совместной работы. Благодаря совместной деятельности достигается приспособление действий одного человека к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности или согласия между ними. Это условие реализуется через такое направление, как участие (роль) родителей в процессе социализации ребенка.
В ходе диагностического эксперимента выявлено наличие еще одной группы условий, связанных с особенностями социализации детей, – координация социальной среды, которая рассматривается, с одной стороны, как процесс усвоения социального опыта (характеристика того, как среда воздействует на человека); с другой – через воздействие человека на среду, через его деятельность. Таким образом, скоординированная социальная среда опосредованно влияет на внутренний фактор социальной активности. Реализуется это направление через исследование социальных сетей младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу проявляются два фактора, определяющие социализацию ребенка: становление самостоятельности и усвоение правил и норм общения.
Специфика самостоятельности детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых. С одной стороны, послушание, открытость и доверчивость могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие. С другой стороны, слишком ранний упор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение жизненного опыта.
В связи с этим взрослым необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей – внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Цель данного пособия – помочь классному руководителю в проведении мероприятий с учащимися и их родителями, направленных на создание благоприятных организационно-педагогичес-ких условий по социализации младших школьников.
Введение 3
1 класс
Создание социальной среды развития личности ребенка 5
Тема: Я в школе (рефлексивный круг с учащимися) 5
Тема: Установление прав и обязанностей учеников в классе (беседа) 6
Тема: Национальные культурные различия (тематический вечер) 8
Тема: Сходства и различия людей (психологический тренинг) 10
Тема: Правила безопасного поведения (беседа с родителями) 12
Тема: Нравственные дилеммы начальной школы (беседа с родителями) 13
Тема: Первые страхи и проблемы (беседа с родителями) 17
Тема: Помощь начинающему ученику (беседа с родителями) 20
Исследование социальных взаимоотношений учащихся 22
Тема: Мои новые друзья (психологический тренинг) 22
Тема: Безопасное общение с незнакомцами (практикум) 23
Тема: Ваш ребенок выбирает друзей (беседа с родителями) 25
Тема: Когда рвется дружба (беседа с родителями) 27
2 класс
Создание социальной среды развития личности ребенка 29
Тема: Правила поведения на уроке (беседа с учащимися) 29
Тема: Трудности в учебе (беседа с учащимися) 31
Тема: Права ребенка. Конвенция (беседа с учащимися) 33
Тема: Имя как источник самобытности и достоинства (беседа
с учащимися) 34
Роль родителей в процессах социализации ребенка 37
Тема: Неожиданное отвращение к школе (беседа с родителями) 37
Тема: Дети – жертвы ненависти (беседа с родителями) 39
Тема: Организация чтения в начальной школе (беседа с родителями) 43
Тема: Детские увлечения (беседа с родителями) 45
Исследование социальных взаимоотношений детей 47
Тема: Обман и его последствия (беседа-совет) 47
Тема: Использование искусств и ремесел для создания сообщества (практикум) 48
Тема: Дружба мальчика и девочки (беседа с родителями) 50
Тема: Друзья разного происхождения (беседа с родителями) 51
3 класс
Создание социальной среды развития личности ребенка 54
Тема: Самосознание через самовыражение (вечер-презентация «музея своего я» с учащимися) 54
Тема: «Гадкий утенок» (групповая дискуссия учащихся) 55
Тема: Хорошие и плохие черты характера (практикум с учащимися) 58
Тема: Как пережить огорчения и страхи (практикум с учащимися) 60
Тема: Первый научный опыт (беседа с родителями) 62
Тема: Ребенок сравнивает себя со сверстниками (беседа с родителями) 65
Тема: Обращение с деньгами (беседа с родителями) 70
Тема: Чужие деньги (беседа с родителями) 73
Исследование социальных взаимоотношений учащихся 77
Тема: Решение конфликтных ситуаций (беседа с учащимися) 77
Тема: Дети-посредники (практикум с учащимися) 78
Тема: Неподходящие друзья (беседа с родителями) 80
Тема: Мальчики-тихони и девочки-сорванцы (беседа с родителями) 83
4 класс
Исследование социальной ситуации развития 85
Тема: Уважение и понимание: основы терпимости (беседа с учащимися) 85
Тема: Самобытность и отличие (беседа с учащимися) 86
Тема: Маленькие хитрости, способные помочь в учебе (беседа-совет
с учащимися) 89
Тема: Голоса детей: ответ насилию (практикум с учащимися) 90
Тема: Навязчивые идеи у детей (беседа с родителями) 92
Тема: Детская жестокость (беседа с родителями) 95
Тема: Работающие родители (беседа с родителями) 97
Тема: Ссоры родителей (конфликты в семье) (беседа с родителями) 101
Исследование социальных взаимоотношений учащихся 104
Тема: Учимся принимать решения (беседа-упражнение с учащимися) 104
Тема: Выход из конфликтов (беседа-упражнение) 106
Тема: Самопризнание или чувство собственного достоинства (беседа
с родителями) 109
Тема: Детские увлечения (беседа с родителями) 113
Приложение 116
Литература 123
Пришлите нам ссылку на этот товар в другом магазине, ответ поступит на указанный вами e‑mail.