Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры

Есть на складе
71 руб.
-10%
63,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1101п
Авторы-составители Павлова М. А.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь классному руководителю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1961-7
Страниц 143
УДК 372.22
Штрихкод 9785705719617
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 104 г
В пособии предлагаются примерная программа, разработки занятий, классных часов, тематических мероприятий, дидактические подвижные игры, динамические паузы, специальные упражнения, отвечающие требованиям современной концепции здорового образа жизни, которые позволят педагогам ознакомиться с активными методами обучения детей быть здоровыми, помогут создать личную методическую библиотечку по проблемам здорового образа жизни и их решению.
Предназначено классным руководителям, учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений всех типов; может быть полезно воспитателям дошкольных учреждений.

Подробное описание

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20–40 % от состояния окружающей среды, на 15–20 % от генетических факторов, на 10 % от деятельности служб здравоохранения и на 2550 % от образа жизни.

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Учитывая состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, в последние годы в нашей стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на  формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

• освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

• освоение пособий для педагогов и учащихся;

• создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

• обучение педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей, а также недостаточность научно-методического обеспечения образования по учебным программам «Основы здорового образа жизни» вызвали необходимость подготовить данное пособие. Сегодня, в ситуации стремительного роста количества инноваций в образовательных учреждениях, несовершенство системы обучения неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья школьников и организации всего учебно-воспитательного процесса. Дифференциация обучения зачастую подменяется отбором детей в перспективные и неперспективные профильные классы. Но мы должны помнить, что каждый ребенок имеет индивидуальную формулу развития и претендует на право здоровьесберегающего сопровождения его индивидуального маршрута.

Только система непрерывного образования и воспитания в области здоровья может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес у учащихся к той области знаний, которая связана со здоровьем. Такой подход способствует не только изменению и коррекции отношения учеников и учителей к здоровью, но и формированию учебного процесса, основанного на учете индивидуальных особенностей учащихся.

Предлагаемое пособие призвано восполнить дефицит литературы по данному вопросу. Оно будет полезно для всех педагогов, работающих по программе «Основы здорового образа жизни». Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Программ, которые учат, как сохранить и укрепить здоровье, в настоящее время существует множество. Многие школы работают по программе «Основы здорового образа жизни» (ОЗОЖ). Цель программы – формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа «ОЗОЖ» начинается с 1 класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание предмета. В пособии представлены примерные программы интегрированных курсов и разработки внеклассных мероприятий.

В работе «Внеклассные мероприятия по ОЗОЖ в начальной школе» представлены разработки внеклассных мероприятий по 5 блокам программы.

Содержание

Введение    3

Формирование здорового образа жизни младших школьников    6

Примерная программа «Основы здорового образа жизни»    12

Планирование занятий    14

Разработки занятий    18

Тема: Что такое воспитание себя    18

    Занятие: Страх    18

    Занятие: Маленькие человечки    19

Тема: Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления    22

    Занятие: Умники и умнички    22

Тема: Внутренняя кухня человека    26

    Занятие: Наши зубы    26

Тема: Расти здоровым    29

    Занятие: Великие волшебники    29

    Занятие: Главное чудо света    34

Тема: Чистота дома и в школе    38

    Занятие: Чистота и порядок в доме    38

    Занятие: Как я делаю уборку дома и в школе    40

Тема: Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием    42

    Занятие: Почему кости крепкие    42

    Занятие: Почему мы не ломаемся    44

Тема: Полезные привычки. Как их создать?    47

    Занятие: Посеешь привычку – пожнешь характер    47

Тема: Правила безопасного поведения    51

    Занятие: Что делать, если?..     51

Тема: Как оценить количество и качество своего здоровья    53

    Занятие: Конструируем ростомер    53

    Занятие: Паспорт здоровья    54

Дидактические игры как средство формирования навыков здорового образа жизни    57

    Дидактические подвижные игры    58

    Физкультминутки на уроке    72

    Берегите зрение    75

    Методы простейших зрительно-координационных тренажей    78

    Динамические перемены    81

    Комплексы специальных упражнений    88

Разработки внеклассных мероприятий    94

Этический блок    94

    Наш край (игра-путешествие)    94

    Поделись улыбкою своей (беседа)    99

Психологический блок    103

    Мои достоинства и недостатки (тренинг)    103

    Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра)    106

Правовой блок    109

    Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг)    109

    Поведение в школе (игра-путешествие)    113

Семьеведческий блок    118

    Молодость и здоровье нам с бабулей подспорье (праздник-игра)    118

    Тепло родного очага (беседа)    125

Медико-гигиенический блок    129

    Плох обед, если хлеба нет (КВН)    129

    Растем здоровыми (праздник)    133

Литература    141

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос