Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий

Снято с продажи
Код 888г
Издательство Учитель, 2008
Серия Дошкольное воспитание
ISBN 978-5-7057-1560-2
Страниц 148
УДК 372.21
Штрихкод 9785705715602
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 103 г
Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. В настоящем пособии представлен опыт ознакомления дошкольников с отечественной культурой, обычаями и традициями. Особую практическую ценность представляет планирование и цикл занятий с детьми, где полученные знания применяются в самостоятельной творческой деятельности. Разработки календарных праздников и развлечений, народные игры, приметы, пословицы и поговорки помогут педагогам приобщить детей к ценностям народной культуры, воспитать гражданские качества.
Пособие предназначено воспитателям, музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Подробное описание

Введение

В своей истории многие народы осуществляют духовно–творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Академик Лихачёв так говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...»

Все эти ценности, складывавшиеся веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды – сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги.

В. М. Межуев и В. Паперный в своих исследованиях подчёркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом.

Именно поэтому при знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки; православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Предлагаемый опыт работы знакомит с творческим, увлеченным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества

Содержание

Введение    3

Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества. (опыт работы)    5

Диагностика по ознакомлению детей и их родителей с истоками русского народного творчества    21

Планирование    25

Перспективный план работы в старшей группе    25

Перспективное планирование клуба «Берегиня» при помощи «Совета бабушек»    38

Музыкальные занятия    44

Давайте «сыграем песню»    44

Хороводная песня. Музыкальное занятие с детьми старшей группы    47

«Дудочка». Музыкальное занятие с детьми старшей и подготовительной групп    49

Плясовая  песня. Музыкальное занятие с детьми старшей группы    52

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут». Занятие с детьми старшей группы    53

Песня – душа народа. Занятие с детьми старшей группы    58

Комбинированные занятия    60

«Назад – в будущее»    60

В гости к бабушке Варварушке. Познавательное занятие для детей среднего  и старшего дошкольного возраста    64

«Путешествие в сказку». Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы    69

Физкультурные занятия    74

«В русской горнице». Фольклорная разминка для детей второй младшей группы    74

Старинная русская игра в жизни детей. Физкультурный досуг в подготовительной группе    77

Физкультурное занятие с детьми старшей группы    82

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде». Физкультурное занятие с детьми подготовительной группы    83

«Гуси». Утренняя гимнастика с детьми младшей группы    85

Календарные праздники и развлечения    86

Перспективное планирование календарно-обрядовых праздников и развлечений    86

Пришла коляда – отворяй ворота. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по мотивам фольклора    87

Масленица. Календарно-обрядовый праздник    91

«Край родной – мое Заволжье». Праздник    99

Приложения    106

Приложение 1. Народные приметы    106

Приложение 2. Народные подвижные игры    112

Припложение 3. Потешки, пестушки, прибаутки    117

Приложение 4. Рецепты старинной русской кухни    121

Приложение 5. Русь изначальная. Конкурсная программа    125

Приложение 6. «Я люблю свою Россию!». Юбилейный вечер    133

Литература    146

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.