Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации

Есть на складе
139 руб.
-10%
125,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886д
Авторы-составители Иванова Н.Ф.
Издательство Учитель, 2021
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-2053-8
Страниц 191
УДК 372.21
Штрихкод 9785705720538
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 142 г
Деятельность педагога-психолога в контексте положений ФГОС ДО должна обеспечивать психоэмоциональное здоровье дошкольников, ведь именно в этом возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый.
В пособии представлена система работы по преодолению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста, в которой использован опыт зарубежных и отечественных специалистов по данной проблеме, а также авторские наработки.
Предложен ряд действенных рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике страхов и тревожности у детей.
Пособие предназначено педагогам-психологам ДОО, специалистам ПМПК и ППМС-центров, полезно воспитателям и родителям.

Подробное описание

Введение

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее время наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции.

Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний. Поэтому проблема фобий у детей и в настоящее время привлекает пристальное внимание ученых.

В возрасте 5–7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники могут бояться страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти. Страх смерти – этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных детей способность к отвлеченному мышлению.

Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере.

Дети описываемой возрастной группы легко возбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм.

Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок становится неспособным контролировать свои чувства, справляться с ними. Иногда он так устает от страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного («не знаю», «не умею», «у меня не получится»).

Из-за нерешенности проблем в области отношений со взрослыми сохраняется сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности.

Общение. Тревожный ребенок испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом несостоятельным.

Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов является менее стойким. Иерархия мотивов имеет отличное от нормы строение.

Самопознание и самооценка. Самооценка представляет собой конфликтное строение. С одной стороны – высокий уровень притязаний, с другой – неверие в свои силы.

Психологическая защита. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе. Психическая защита не выполняет свои функции.

Игра. Дети предпочитают одиночную игру коллективной, чаще активно избегают партнеров по игре. По своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка.

Страх уродует и мышление. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность.

Отношение окружающих воспринимается неадекватно, что говорит о мнительности ребенка. Описанные психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью.

Подавляющее большинство страхов обеспечено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Однако с поступлением ребенка в школу увеличивается вероятность проявления различных фобий. Это связано с появлением социально обусловленных отрицательных эмоций и ряда личностных образований, ведущих к возникновению неврозов, тревожности.

Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова (1988) утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, головокружения, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и т. д.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию коррекционно-развивающей программы. Программа включает в себя курс специальных занятий для детей 5–7 лет по преодолению тревожности и страхов.

В программе использован опыт зарубежных и отечественных специалистов в области детской психологии и педагогики, а также авторские наработки (беседы, сказки, ролевые игры, подвижные коррекционные игры, некоторые этюды психогимнастики и т. д.).

Обязательным условием коррекционной работы является сотрудничество педагогов с семьей. К сожалению, как показывает практика, возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей: семейные неурядицы, душевная черствость, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие страхов у самих взрослых. Поэтому с родителями проводится дополнительная работа: предварительные встречи, обсуждение проблем воспитания и совместное составление общего плана коррекционно-педагогических мероприятий, вырабатываются конкретные рекомендации по профилактике страхов. Родители привлекаются к участию в мини-тренинге и параллельно посещают занятия «Психологического практикума». Совместная игротерапия детей с родителями и старшими сестрами и братьями обеспечивает им эмоциональную разрядку, помогает снять или значительно уменьшить торможение, скованность и страхи боли, наказания родителями, ослабить напряженность во взаимодействии между взрослыми, старшими братьями и сестрами. Кроме того, в процессе игры дети могут «выяснить отношения» друг с другом, улучшить гибкость поведения, умение контролировать его в новой незнакомой обстановке.

Опыт показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители – совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, эта помощь будет по-настоящему эффективна.

Содержание

Введение    3

Коррекционно-развивающая программа    7

Технологический блок (методы и приемы коррекции тревожности и страхов у детей)    12

Игровая терапия    12

Рисуночная терапия    17

Психогимнастика    20

Аутотренинг    20

Релаксация    21

Психодрама    22

Куклотерапия    22

Эмоциональные качели    23

Телесная терапия    24

Танцевальная терапия    25

Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха    26

Диагностический блок    27

Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.)    27

Метод незавершенных предложений (тест Сакса Сиднея, адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ им. Бехтерева)    38

Тест «Дом – Дерево – Человек»    38

Методика по выявлению тревожности и страхов (Захаров А. И.)    43

Конспекты коррекционно-развивающих занятий    45

Занятие 1    45

Занятие 2    53

Занятие 3    63

Занятие 4    68

Занятие 5    76

Занятие 6    82

Занятие 7    88

Занятие 8    94

Занятие 9    99

Занятие 10    108

Занятие 11    115

Занятие 12    124

Занятие 13    130

Занятие 14    138

Занятие 15    142

Занятие 16    151

Занятие 17    156

Занятие 18    161

Занятие 19    168

Психолого-педагогические рекомендации родителям    172

Профилактика страхов у детей    172

Как вести себя с тревожными детьми    174

Как помочь ребенку преодолеть страхи    176

Приложения    182

Литература    189

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос