Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе

Снято с продажи
Код 881а
Авторы-составители Николкина Т. А.
Издательство Учитель, 2011
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-2553-3
Страниц 149
УДК 372.21
Штрихкод 9785705725533
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 107 г
Занятия рисованием в детском возрасте хорошо развивают творческие способности ребенка, расширяют его кругозор, нормализуют эмоциональную сферу. Поэтому очень важно заниматься с детьми изобразительным искусством целенаправленно и методически правильно.
В содержании предлагаемых разработок занятий для подготовительной группы детского сада - рисование с натуры, беседы об искусстве, декоративное рисование. Используемые индивидуальные и групповые приемы игровой деятельности творческого содержания помогут в развитии самостоятельности, воображения, мышления детей.
Пособие предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня для внеклассных занятий с младшими школьниками.

Подробное описание

введение

Необходимость использования игровых приемов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений у воспитателей. Поэтому они стараются широко применять их при руководстве изобразительной деятельностью. Педагоги пользуются уже известными в методике приемами, стараясь учитывать специфику их применения в работе с малышами.

Цель данного пособия – показать своеобразие игровых и других дидактических приемов и методику их применения в работе с детьми старшей и подготовительной групп на занятиях изобразительной деятельности и вне их.

Исходя из особенностей игры в изобразительной деятельности, мы показали в конспектах занятий такие приемы, как обыгрывание различных предметов (игрушек), рисунка (лепки, аппликации)
в процессе его выполнения и уже законченного. Эти приемы позволяют достичь определенного эффекта в процессе руководства изобразительной деятельностью. (Общую характеристику игровых приемов и методику их применения см.: Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1979. № 12; Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1989. № 2.) Они применимы в работе с дошкольниками и отмечаются своеобразием, которое проявляется, во-первых, в содержании игровых задач и игровых действий; во-вторых, в способах выполнения детьми игровых действий и в характере игрового материала.

Что же определяет их своеобразие? На что нужно ориентироваться воспитателю, чтобы придумать соответствующие игровые приемы? Следует учитывать, что дети знают об окружающем их мире, что их интересует, волнует, что они пытаются отражать
в своих играх, в своем творчестве.

В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут
рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения
с другими персонажами (лисой, котом и т. п.).

Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: «Посмотри, какая дорожка длинная получилась». Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: «Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка».

Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: «Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?». Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.

Задача воспитателя – подвести детей к изображению «по замыслу». С этой целью он как бы включается в процесс «черкания» и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.

Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.

Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.

Например, под известную песенку «В лесу родилась елочка» появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, «зажечь» фонарики и т. п.

Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: «зажигает» на елке фонарики, еще один, еще… Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.

В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: «Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…» Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.

Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные «зайчики», а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик «прыгнул» на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски – и «поймал» солнечного зайчика. Потом зайчиков «ловили» дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: «Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам».

Предлагаемая методика использования игровых приемов применима в работе со всеми возрастными категориями дошкольников. Однако уровень изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста значительно выше. Ребенок стремится отразить в рисунке (лепке) то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. Он начинает ставить и решать разнообразные изобразительные задачи, и это выражается в разнообразии тематики. Чтобы помочь детям передать свои впечатления, воспитатель с помощью игровых приемов учит их способам изображения предметов простейших форм.

В соответствии с представленной в пособии методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.

Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.

В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.

Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва не падает со «сломанной» ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.

Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.

В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.

Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например,
ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и «ам-ам» – съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: «А мне?» Прибежал зайчик-побегайчик: «А мне?» Воспитатель спрашивает: «Где же мышке и лягушке взять яблоко?» Если ребенок не догадывается, взрослый сам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: «Угости мышку и лягушку яблоками». Подобные игровые приемы направлены на стимулирование повторных изобразительных действий.

Однако есть дети, рисующие смело и уверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и «оживляют», обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем уверенно рисует красные яблоки, но меньшей величины: «Вот еще, еще, еще!» Обращается к мальчику, сидящему рядом: «Хочешь попробовать яблоко? Оно вкусное». Тот отказывается. «Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, как вкусно!» Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенок играет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий. Кроме этого,
у девочки сформирован навык изображения округлых предметов. Нужно ли в данном случае вмешательство воспитателя, и если нужно, то какое? Руководство взрослого поможет усложнить изобразительно-игровой образ, придать ему большую выразительность. Например, воспитатель жестом как бы пытается взять яблоко за черенок (который ребенок не нарисовал): «Ой, черенка нет. Все яблоки без черенков и без листочков». Такой прием нацеливает на усложнение, расширение образа.

В том случае, если дошкольник относительно хорошо овладел способом изображения, его можно нацелить на создание других образов, объединяя их одним сюжетом. Путь воздействия – постановка игровых задач, не только развивающих сюжетно-игровой замысел, но и определяющих изобразительный способ их решения, подведение к сюжетному рисунку.

Ребенок нарисовал солнышко. Воспитатель говорит: «Ой, как жарко! Кого греет солнышко? (Кузнечика.) Как он быстро прыгает! Притаился, спрятался, боится птицы, наверное. Где он прячется?
В травке, под цветочком?» В результате рисунок усложняется, становится более выразительным.

Вот так в игре, интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.

Содержание

Введение    3

Раздел I. Декоративное рисование    8

Занятие 1. Тема: Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала    8

Занятие 2. Тема: Декоративное рисование орнамента в квадрате    14

Занятие 3. Тема: Узор в полосе из элементов растительного мира    20

Занятие 4. Тема: Декоративное рисование орнамента в квадрате    23

Занятие 5. Тема: Декоративное рисование. Снежинка    28

Занятие 6. Тема: Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур    32

Занятие 7. Тема: Декоративное рисование орнамента в квадрате    36

Занятие 8. Тема: Декоративное рисование орнамента из веточек
с листочками в квадрате    40

Раздел II. Рисование с натуры    44

Занятие 1. Тема: Рисование с натуры светофора    44

Занятие 2. Тема: Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»    50

Занятие 3. Тема: Рисование с натуры игрушки-кораблика    54

Занятие 4. Тема: Рисование с натуры праздничного флажка    58

Занятие 5. Тема: Рисование с натуры портфеля    63

Занятие 6. Тема: Рисование с натуры доски для резания овощей    67

Занятие 7. Тема: Рисование с натуры двухцветного мяча    71

Занятие 8. Тема: Рисование с натуры белого гриба    74

Занятие 9. Тема: Рисование с натуры игрушки-рыбки    78

Занятие 10. Тема: Рисование с натуры. Елочные украшения    82

Занятие 11. Тема: Рисование с натуры предметов округлой формы. Бусы    86

Раздел III. Тематическое рисование. Беседы об изобразительном искусстве    92

Занятие 1. Тема: Картина И. И. Шишкина «Рожь»    92

Занятие 2. Тема: Картина И. И. Левитана «Золотая осень»    96

Занятие 3. Тема: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»    100

Занятие 4. Тема: Творчество И. И. Левитана (комбинированное
по ознакомлению с изобразительным искусством и природой; беседа)    104

Занятие 5. Тема: Рыбки в аквариуме среди водорослей    108

Занятие 6. Тема: Новогодняя елка    111

Занятие 7. Тема: Снежная баба    115

Занятие 8. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок»    120

Н. В. Субботина. Занятие 9. Тема: Путешествие по городу (игра)    124

Занятие 10. Тема: Твои игрушки (сказка о дымковской игрушке)    129

Занятие 11. Тема: Украшения и реальность    130

Занятие 12. Тема: О кораблике    130

Занятие 13. Тема: Линия как средство выражения. Ритм линий.

Ручей    131

Занятие 14. Ты изображаешь, украшаешь, строишь (изображение

и фантазия)    131

Дополнительный материал к занятию    136

Занятие 15. Чем и как работают художники. Аппликация «Осенние листья»    138

С. А. Казначеева. Занятие 16. Тема: Солнечные блики на воздушных шариках    143

Литература    146

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость
1 ноября 2011 (20:12)
спасибо!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос