Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии

Есть на складе
195 руб.
-10%
175,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 867у
Составители Лесина С. В., Попова Г. П. и др.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-6304-7, 978-5-7057-1328-8, 978-5-7057-3639-3, 978-5-7057-5275-1
Страниц 164
УДК 372.21
Штрихкод 9785705763047, 9785705713288, 9785705736393, 9785705752751
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 119 г

Подробное описание

Введение

Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции.

Альберт Эйнштейн

Одна из центральных задач дошкольной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности. Необходимость изучить возможности интеллекта детей, проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу вытекает из требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта и федеральной образовательной программы дошкольного образования. Среди множества проблем, связанных с этой тематикой, особо значимы вопросы развития воображения и формирования знаково-символической деятельности в их взаимосвязи с мышлением.

Многолетняя педагогическая практика показала, что существующая методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям дается много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение.

В предлагаемом пособии мы пересмотрели методику проведения занятий, включив в них ряд специальных заданий развивающего и творческого характера музыкальных, речевых, изобразительных. Основой же всех конспектов занятий пособия стали игры, которые, по мнению психолога А. Н. Лука, «с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления».

Занятия с использованием коррекционно-развивающих и творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным  средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую  им  критически  оценивать  свои  знания  в действии. Детям интересно, занятие проходит для них незаметно. Они с удовольствием ждут занятий, с нетерпением спрашивая педагога: «А что мы сегодня будем делать?», «Куда мы пойдем на экскурсию?», «Во что будем играть?» Каждое занятие стало праздником, в котором они главные участники.

Приведенные в пособии примеры занятий показывают, как сочетаются различные виды детской деятельности, что делается для того, чтобы помочь ребенку глубже и полнее воспринимать изучаемое, развивать воображение, память, речь, снимать утомление, раздражение, агрессию. Мы не сторонники того, кто полагает, что на занятии каждое движение ребенка было бы регламентировано.

Живое, эмоционально богатое, непосредственное в своих интеллектуальных и чувственных реакциях существо ребенок не может быть неподвижным, не должен чувствовать себя связанным или скованным. Но его поведение, в том числе и разминка, и разрядка, и игра, должно быть незаметно для него самого организовано воспитателем.

Педагог даже в мыслях не должен допускать ситуации, которую народное острословие обозначило афоризмом «у сильного всегда несильный виноват».

Действительно, много ли надо, чтобы найти причину для укора ребенку, допустившему промашку или ошибку.

Подлинная педагогическая мудрость и высокое мастерство проявляются в умении найти методическое решение воспитательной задачи, когда каждый ребенок активно работает каждую минуту, последовательно перемещается по пути, обеспечивающему вдохновенное и творческое постижение, совершенствование, развитие духовных сил, природной одаренности.

Нет и не может быть педагогического или методического рецепта, во всех случаях гарантирующего воспитателю успех. Но мастерски подготовленное занятие, игра всегда рассчитаны на проведение в конкретной группе детского сада, обязательно учитывают нервно-психическую конституцию каждого ребенка.

Время, проведенное ребенком на занятии, время активного индивидуального труда. И всякий раз мы, педагоги, должны заблаговременно решать, каким способом привлечь его к делу, которым он должен заниматься, чтобы развивать умственно и нравственно.

Итак, мы пришли к выводу, что, оказывается, интерес и фантазия в коллективных занятиях с детьми стимулируют быстрое созревание эмоционально-психической сферы детей. Любопытно наблюдать, как под воздействием регулярных занятий они меняются на глазах: дети становятся более организованными, активными, уравновешенными. Зажатые раскрепощаются, гиперактивные успокаиваются. И, конечно же, они приобретают навыки представлять, воображать, фантазировать, умения театрализации, ловкость, пластичность, артистичность, чувство ритма.

В настоящее время в ДОО отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, речевом, социально-психическом, сенсорном (слуховом, зрительном) и др.

Показательны в этом отношении данные НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей: число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85 %, из них 30 % нуждаются в реабилитации; у 30–40 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Причины, приведшие к такому положению, общеизвестны. Обращает на себя внимание почти полная беспомощность и недостаточная подготовленность к коррекционно-педагогической работе воспитателей и специалистов ДОО.

Педагог-воспитатель ведущий и главный специалист, организующий и непосредственно осуществляющий процесс развития, воспитания и обучения ребенка в условиях ДОО, поэтому он обязан владеть оптимальными формами и содержанием коррекционной психолого-педагогической работы с дошкольниками.

Особо важным является умение педагога видеть и понимать возрастные закономерности и отклонения в психическом развитии детей. В связи с этим необходимо уметь оценивать и результаты педагогической работы с ребенком по уровню сформированности у него тех или иных личностных качеств, складывающихся в процессе социально-нравственного, речевого, физического, эстетического, музыкального, трудового воспитания.

Совокупность разных сторон психофизического развития составляют (и характеризуют) целостность и гармоничность общего развития ребенка. Понимание же отдельных отклонений в общем развитии ребенка позволяет, с одной стороны, увидеть сложность структуры и уровень того или иного отдельного отклонения в развитии ребенка в совокупности с другими сторонами его общего развития и, с другой стороны, наметить необходимые для него пути коррекционно-педагогической работы в соответствии с общими задачами дошкольного образования.

Материалы данного пособия, безусловно, не решают всех этих проблем, тем не менее, приемы, технологии и формы обследования детей, разработки занятий, игр, упражнений и других мероприятий позволят педагогам профессионально и содержательно построить коррекционно-развивающую работу с детьми по формированию знаково-символической деятельности и развитию воображения, снижению агрессивности и воспитанию детей на образцах и примерах положительного опыта эмоционального и игрового воздействия.

Представленный материал предназначен для занятий с детьми дошкольного возраста, может быть использован в работе с младшими школьниками.

Содержание

Введение    3

Система занятий по коррекции воображения    7

Перспективный план работы с детьми по формированию знаково-символической деятельности воображения на основе программы
Е. Е. Сапоговой «Азбука воображения». 1-й год обучения    7

Конспекты занятий    15

Перспективный план работы с детьми по формированию знаково-символической деятельности и воображения на основе программы
Е. Е. Сапоговой «Азбука воображения». 2-й год обучения    29

Конспекты занятий    36

Коррекционно-развивающая работа психолога по снижению агрессивности у дошкольников    47

Организация занятий по снижению агрессии    58

Материал к беседе «Признаки агрессии»    82

Игры на снижение агрессии    92

Рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей    100

Особенности построения диагностических и коррекционных программ по эмоционально-волевому развитию дошкольников    103

Уровни эмоционально-волевой регуляции поведения ребенка    108

Упражнения-игры    116

Игры, способствующие развитию воображения    133

Игры, способствующие успокоению уменьшению возбуждения и развития самоконтроля    135

Конспекты занятий-ситуаций по эмоциональным состояниям    139

Игры на развитие эмоциональной сферы    148

Игры и этюды на развитие коммуникационных способностей (внимания, интереса и сосредоточенности)    149

Игры для снятия страхов    150

Игры для гиперактивных детей    154

Игры на развитие внимания    157

Игры на раскрытие личностных возможностей ребенка    158

Литература    162

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Людмила Матвеева
8 июня 2018 (16:34)
Методическая литература, предлагаемая интернет - магазином УчМаг помогает грамотно планировать и проводить педагогические коррекционные занятия, психокоррекционные занятия, профессионально реализовывать коррекционный компанент ФГОС НОО для детей с ОВЗ. С уважением директор ГКОУ ЛО "Назийский центр социальной адаптации" Матвеева Людмила Борисовна.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос