Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского

Снято с продажи
Код 864н
Авторы-составители Дроздова С. Б.
Издательство Учитель, 2010
Серия Начальная школа
ISBN 978-5-7057-2322-5
Страниц 171
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705723225
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 7 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 139 г
В данном пособии предлагается планирование уроков изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского во 2 классе. Интересное построение уроков с целью раскрытия содержания тем, основу которого составляют не внешние, а внутренние явления искусства, их эмоционально-нравственное воздействие на ребенка, гуманизм, отвечает принципам программы. Включение разнообразного справочного материала, подробное описание технологических приемов и этапов выполнения рисунка, лепки, конструирования из бумаги и т. д. помогут учителям изобразительного искусства проводить уроки насыщенно и эффективно.
Предназначено пособие учителям-предметникам в начальной школе, а также может быть полезно при организации внеклассной и кружковой работы. Рассчитано на творческое использование.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

– Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

– Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

– с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

– основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

– простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

– начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

– делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

– начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

– начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

– понятием о видах изобразительного искусства;

– ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

– деятельностью художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, краски и пр.);

– с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

– высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

– стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

– правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

– использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

– использовать навыки компоновки;

– передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних  выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных
и т. п.);

– применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

– менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

– составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

– лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки).

– составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).

Дидактические принципы

1. Воспитывающее обучение.

2. Научность материала.

3. Наглядность (особенно).

4. Принцип сознательности и активности.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Прочность усвоения знаний.

7. Доступность.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге (загрунтованной, к примеру, акварелью).

Желательно давать задания с возможностью выбора (вариативные), активно привлекать учащихся к подбору иллюстративного материала (в виде домашнего задания).

Кроме иллюстративного материала в виде предметов, наглядных пособий, таблиц, репродукций хорошо показать на уроке авторские художественные работы в разных техниках, чтобы дети могли увидеть особенности живописной поверхности (фактуры) картины, рисунка, художественного изделия, ощутить произведение искусства.

Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам – с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд.

Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразовательной школе, должен стать стимулом для творчества и развития умственных способностей учащихся независимо от того, станут ли они в дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    7

I четверть

ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ

Урок 1. «Цветочная поляна». Три основных цвета    10

Урок 2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь    16

Урок 3. «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)    19

Урок 4. «Осенний листопад» – коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации    21

Урок 5. «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов    26

Уроки 6–7. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме    35

Урок 8. «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги    39

II четверть

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (для школы 1–11 кл.)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ (для школы 110 кл.)

Урок 9. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность    41

Урок 10. «Сказочная птица». Изображение и фантазия    46

Урок 11. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе    49

Урок 12. «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность    53

Урок 13. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия    56

Урок 14. «Подводный мир». Постройка и реальность    62

Урок 15. Постройка и фантазия    67

III четверть

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Урок 16. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись    71

Урок 17. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)    77

Урок 18. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении    84

Урок 19. Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме    89

Урок 20. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях    93

Урок 21. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения    99

Урок 22. «Морозные узоры». Украшение и реальность    

Урок 23. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение    

Уроки 24–25. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев    

IV четверть

как говорит искусство

Урок 26. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета    

Урок 27. «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)    

Урок 28. Графические упражнения. Линия как средство выражения. ритм линий    

Урок 29. «Дерево». Линия как средство выражения. характер линий    

Урок 30. «Стая птиц». Ритм пятен как средство выражения    

Урок 31. «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)    

Урок 32. «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)    

Урок 33. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности    

Урок 34. Музеи искусств    

Урок 35. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина    

Приложения

Приложение 1. Кабинет рисования в школе    159

Приложение 2. Конструирование из бумаги (дополнительный материал)    162

Литература    

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Ирина Денчик
13 апреля 2012 (04:01)
Книга толковая, пользуюсь год - многое применяю.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос