В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Программа для установки через Интернет

  • Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
108 руб.
97,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-4709 587050
Авторы: Горленко Н. М.
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 24 Мб.

УДК: 372.016:57
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии раскрывается системный подход к формированию информационно-коммуникативных умений при обучении биологии, позволяющий привести в соответствие с требованиями ФГОС ООО целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты урока. Предложенные программа формирования информационно-коммуникативных умений, фрагменты учебно-тематических планов, дидактические и диагностические задания позволят отследить уровень сформированности информационно-коммуникативных умений и организовать на этой основе рефлексию обучающихся.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Введение

Введение

Давно уже стало аксиомой, что на уроке важно не только и даже не столько «передавать» ученикам новую информацию, сколько формировать у них умения и потребность учиться. Например, П. И. Пидкасистый считает, что «…весь процесс обучения, вся совместная деятельность учителя и ученика направлены на то, чтобы выделить ключевые элементы научения, сделать их для ученика более ясными и важными» [26]*. До сих пор постановка этой проблемы остается актуальной.

Не случайно в новом стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. В группе коммуникативных действий можно выделить информационно-коммуникативные умения (ИКУ) – умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение устной и письменной информации, а также ее отбор и обработку. Они, с одной стороны, являются самостоятельной целью обучения, с другой – служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний.

Исследование практики преподавания биологии в основной школе показывает, что арсенал средств формирования информационно-коммуникативных умений здесь пока невелик. Чаще всего обучающиеся составляют таблицы, зарисовывают объекты природы, подписывают их, а в редких случаях – составляют план или работают с терминами (выписать новые понятия в словарь, найти значение этих слов). Однако использование только этих методических приемов не обеспечивает целенаправленное формирование информационно-коммуникативных умений, а лишь помогает обучающимся изучить предметное содержание.

В последнее время все острее проявляется противоречие между требованиями к уровню подготовки выпускника средней школы и методикой преподавания предмета, не обеспечивающей целенаправленного освоения универсальных учебных действий. В связи с этим в настоящем пособии обосновываются условия формирования информационно-коммуникативных умений и способы их реализации при обучении биологии на основной ступени школы.

В первой главе – «Условия формирования информационно-коммуникативных умений» – описываются требования к уроку, обеспечивающие целенаправленное формирование информационно-коммуникативных умений; даются рекомендации по составлению рабочей программы по предмету; приводятся примеры учебно-тематических планов; описываются формы организации деятельности обучающихся в малых группах и парах и процедуры контроля, позволяющие выявлять уровень сформированности ИКУ; рассматривается роль учебно-методических пособий в работе учителя по формированию ИКУ, а также дается характеристика заданий, обеспечивающих формирование и развитие информационно-коммуникативных умений. Во второй главе – «Дидактические и диагностические материалы» – представлены задания для обучающихся, позволяющие наряду с изучением и закреплением предметных знаний формировать различные информационно-коммуникативные действия. Задания составлены по материалам отдельных разделов, таких как «Введение в естественнонаучные предметы», «Ботаника», «Зоология». Кроме того, в главе представлены диагностические задания, позволяющие выявлять уровень сформированности информационно-коммуникативных умений.

Литература

Литература

1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий [Текст] : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. – 2-е изд., перераб. и расширенное. – М. : Центр тестирования, 2005.

2. Бардин, К. В. Как учить детей учиться [Текст] : кн. для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987.

3. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника / авт.-сост. Н. И. Галушкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

4. Богин, В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях ее решения [Текст] / В. Г. Богин // Вопросы методологии. – 1999. – № 1–2. – С. 35–54.

5. Воровщиков, С. Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология [Текст] : учебное пособие / С. Г. Воровщиков. – М. : 5 за знания, 2007.

6. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp. – (Российский общеобразовательный портал).

7. Граник, Г. Г. Как учить школьников работать с учебником [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Знание, 1987.

8. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / А. К. Громцева. – М. : Просвещение, 1983.

9. Горленко, Н. М. Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала [Текст] / Н. М. Горленко // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 203–209.

10. Ермолаева, Б. А. Учить учиться [Текст] / авт.-сост. Б. А. Ермолаева. – М. : Молодая гвардия, 1988.

11. Запятая, О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся [Текст] : метод. пособие / О. В. Запятая. – Красноярск, 2007.

12. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии [Текст] : пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. – М. : Просвещение, 1985.

13. Зорина, Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников [Текст] / Л. Я. Зорина. – М. : Педагогика, 1978.

14. Калинова, Г. С. Методика обучения биологии: 6–7 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст] : пособие для учителя / Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. – М. : Просвещение, 1989.

15. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990. – (Библиотека учителя и воспитателя).

16. Коротяев, Б. И. Учение – процесс творческий: из опыта работы [Текст] / Б. И. Коротяев. – М. : Просвещение, 1980.

17. Лебединцев, В. Б. Виды учебной деятельности в парах [Текст] / В. Б. Лебединцев // Школьные технологии. – 2005. – № 4. – С. 102–112.

18. Мкртчян, М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс [Текст] : дистанционное учебное пособие / М. А. Мкртчян, О. В. Запятая, Г. В. Клепец, В. Б. Лебединцев, И. Г. Литвинская ; под ред. В. Б. Лебединцева. – Красноярск, 2005.

19. Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы [Текст] / под общ. ред. К. Н. Поливановой. – М. : Университетская книга, 2006.

20. Общие умения коммуникации: опыт формирования [Текст] : сборник учебно-методических материалов / ред.-сост. О. В. Запятая, Н. М. Горленко. – Красноярск, 2009.

21. Пакулова, В. М. Место научных терминов в развитии биологических понятий [Текст] : диссерт. канд. пед. наук : 13.00.02. Москва, 1980.

22. Пакулова, В. М. Методика обучения биологии [Текст] / В. М. Пакулова. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

23. Пакулова, В. М. Краткий курс методики преподавания биологии [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов и учителей биологии / В. М. Пакулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск, 2005.

24. Парфилова, Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 6 кл. : к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм» [Текст] : метод. пособие / Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. – М. : Издательство «Экзамен», 2006. – (Учебно-методический комплект).

25. Пасечник, В. В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке [Текст] / В. В. Пасечник // Биология в школе. – 1990. – № 6. – С. 22–27.

26. Пидкасистый, П. И. Организация деятельности ученика на уроке [Текст] / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. – М. : Знание, 1985.

27. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. И. Н. Пономаревой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

28. Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] / Б. Е. Райков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.

29. Розенштейн, А. М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике [Текст] : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1977.

30. Самкова, В. А.

Различные аспекты формирования учебных умений

Различные аспекты формирования
учебных умений

Исторический анализ развития методики преподавания биологии показывает, что большое значение в формировании универсальных учебных действий придается специфике данного предмета. Еще в XIX веке было установлено, что освоение биологического содержания напрямую влияет на развитие личностных качеств обучающихся. Г. Н. Боч считал, что биология является необходимой составной частью общего образования: ее образовательная ценность в том, что она является средством формирования ума, развития умственных способностей, умения делать логические выводы из наблюдений [30, с. 192]. Следовательно, развитие универсальных учебных действий необходимо осуществлять, не отделяя их от биологического содержания, находить места их интеграции.

В современном Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные умения. Информационно-коммуникативные умения, которые обозначены в государственном стандарте, являются одним из компонентов коммуникативных умений. К ним относятся:

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

• владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• смысловое чтение.

(При этом умения, связанные непосредственно с обработкой, систематизацией и хранением информации средствами телекоммуникации отнесены к ИКТ-компетенции.)

Учеными-методистами исследованы различные аспекты формирования учебных умений. Разработаны и описаны методики и приемы формирования отдельных умений, предложены задания, способствующие их формированию, выделены условия осуществления отдельных действий. В современных научно-методических изданиях рассматриваются разнообразные условия формирования умений, однако каждый ученый считает наиболее важными выдвигаемые именно им условия. Одни описывают условия формирования универсальных умений во внеклассной работе, другие – на учебных занятиях. Третьи дают рекомендации по применению отдельных методических приемов, например приема организации управления восприятием речи учителя [9]. Это многообразие и разрозненность осложняет их понимание и использование учителем. В связи с этим появилась необходимость определить требования к уроку, которые бы содержали конкретные рекомендации для системной деятельности учителя биологии.

Деятельность учителя представляет собой сложную систему действий, которая направлена на реализацию определенных задач. Привнесение локальных, несистемных действий не приводит к желаемому результату. Требования к деятельности педагога по формированию ИКУ затрагивают целевой, процессуальный, содержательный и контрольно-оценочный компоненты. Изменения в одном компоненте должны быть связаны с изменениями в другом. Наши теоретические и практические работы показывают необходимость использования особого программного и учеб-но-методического обеспечения, организации преимущественно парной формы учебной деятельности в сочетании с другими формами, дополнения системы контроля новым содержанием и процедурами. Соблюдение перечисленных требований приводит к существенным изменениям в организации учебного процесса.

Организация рефлексии обучающихся на уроках биологии

Организация рефлексии ОБУЧАЮщихся
на уроках биологии

Опираясь на исследования В. В. Давыдова, С. Д. Неверкович, Е. Н. Ткач, Т. Ф. Ушевой, можно использовать следующие способы организации рефлексии:

1. Остановка в процессе деятельности.

2. Фиксация «тупика», или разрыва в процессе деятельности.

3. Фиксация ошибок, трудностей и препятствий в работе.

4. Поиск образа будущей деятельности.

Рефлексия учеников может организовываться индивидуально (письменно), в парах, в группах и фронтально. Приведем типичные примеры.

Фронтальная форма рефлексии используется спонтанно, в основном когда учитель замечает, что ученик делает ошибку. Например, обучающимся дается задание: «Перечислите признаки цветка ветроопыляемого растения».

Ответ обучающегося: «Мелкие цветки, с бледным венчиком и чашечкой, цветение наступает раньше других цветковых растений, имеет приспособления к опылению ветром».

Такой ответ ученика – сигнал к остановке. Учитель при помощи ребят начитает анализировать ответ:

– «Мелкие цветки, с бледным венчиком и чашечкой…» – это при-знак цветка (это правильный ответ).

– «…Цветение наступает раньше других цветковых растений…» – это признак ветроопыляемого растения, а не признак цветка (это неправильный ответ).

– «…Имеет приспособления к опылению ветром» – это не признак, а общая характеристика (это неправильный ответ).

Далее учитель спрашивает ученика:

– Какие основания были у тебя для такого ответа?

Таким образом, происходит поэлементный анализ текста ответа обучающегося, выявление ошибок и причин (внутренних) их совершения.

Другая форма рефлексии используется во время работы пар. Учитель наблюдает, как обучающиеся выполняют задания, направленные на формирование ИКУ, а затем задает ряд вопросов: что вы делали, чтобы выделить главную мысль? Какие способы работы вы использовали для понимания текста? какие задания вызывают трудности и почему?

Рефлексия в группах проводится для фиксации положительного опыта обучающихся и переведения его в речевой план, а также для обсуждения моделей будущего поведения. Группам выдаются вопросы для обсуждения, на основании которых готовятся выступления.

Вопросы для работы в группах:

– Как вы находили необходимую информацию?

– Пытались ли вы проговорить написанный текст своими словами, чтобы понять его?

– Помогли ли вам иллюстрации в выполнении задания?

– Комментировали ли вы (вслух или про себя) то, что изображено на рисунке?

– Какие приемы работы вам помогли понять содержание темы, какие понравились, а какие нет?

– Были ли у вас трудности в приведении примеров, формулировании выводов, подборе аргументов и в других способах работы? В чем причина данных трудностей?

– Какой прием работы вы в дальнейшем будете использовать на уроках или дома?

Наиболее редко используемой формой организации рефлексии является рефлексивный отчет обучающегося. Эта форма обязательно применялась нами в начале, середине и конце учебного года. После оглашения результатов входной, промежуточной и итоговой диагностики уровня сформированности информационно-коммуникативных умений ученикам предлагалось определить свои дефициты через сличение своей работы с эталоном. В рефлексивном отчете они отвечали на следующие вопросы:

1. Все ли задания ты выполнил правильно?

2. Какой тип заданий вызвал у тебя затруднения? Почему?

3. Какие приемы ты использовал при выполнении этой работы?

Рефлексивные отчеты служили ориентиром для выбора типа заданий, частоты их использования, объема заданий на предстоящий период.

Рефлексия может проводиться на различных этапах урока, например перед началом изучения нового содержания или на заключительном этапе работы. Формы и содержание рефлексии могут быть разнообразными. При этом учитель должен помнить, что предназначение рефлексии в том, чтобы обучающиеся фиксировали собственный уровень умений, возможно, нашли бы какие-то новые приемы работы, но не в том, чтобы давать оценку способностям учеников.

Тема «Плод»

Тема «Плод»

К-1. Распространение плодов и семян.

Прочитайте текст.

Распространение плодов и семян ветром обусловлено наличием у них пленчатых выростов, хохолков-парашютиков, султанчиков. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясеня, одуванчика, ковыля, рогоза, клена. Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, например, у ивы и тополя. А у вяза и клена семена снабжены крыловидными выростами. Семена березы – мелкие орешки – снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении они взмывают в воздух и уносятся ветром.

Обведите правильные ответы.

1) Заголовок абзаца:

1. Виды распространения семян и плодов.

2. Особенности плодов и семян, распространяющихся при помощи ветра.

3. Особенности сухих плодов.

4. Влияние ветра на жизнедеятельность растений.

2) Главная мысль абзаца:

1. Семена сухих односемянных плодов распространяются при помощи ветра.

2. При малейшем дуновении семена взмывают в воздух.

3. Пленчатые выросты, хохолки-парашютики, волоски и пушок помогают семенам распространяться при помощи ветра.

4. Семена имеют различные приспособления.

К-2. Распространение плодов и семян.

Прочитайте текст.

Семена некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними от водоема к водоему. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, держатся на поверхности воды как поплавки и переносятся по ней ветром.

Обведите правильные ответы.

1) Верные утверждения:

1. Плоды осок распространяются при помощи ветра.

2. Семена некоторых растений могут перемещаться от одного водоема к другому.

3. Плоды и семена растений, произрастающих возле воды, рас-пространяются только при помощи воды.

4. Плоды осок держатся на воде благодаря особой форме.

2) Главная мысль абзаца:

1. Семена водных и прибрежных растений распространяются при помощи воды и животных.

2. Семена водных и прибрежных растений могут распространяться на большие расстояния.

3. Семена прибрежных растений имеют приспособления, позволяющие им перемещаться при помощи воды на далекие расстояния.

4. Ветер играет важную роль в распространении водных и прибрежных растений.

К-3. Распространение плодов и семян.

Прочитайте текст.

Многие сочные плоды распространяются животными, которые поедают их. Другие плоды имеют крючочки и особые приспособления, позволяющие им закрепиться на шерсти зверей или одежде человека. Орехи и желуди растаскиваются сойками, белками, мышами. Мелкие семена разносят муравьи. Дрозды и свиристели склевывают сочные плоды, например ягоды рябины. Их семена не перевариваются в пищеварительном тракте птиц, и птицы рассеивают их с пометом. Сочные плоды, распространяемые птицами, часто ярко окрашены.

Обведите правильные ответы.

1) Главная мысль абзаца:

1. Птицы являются основными переносчиками семян рябины, боярышника и других ягодных растений.

2. Сочные плоды и плоды, имеющие крючочки и другие приспособления, распространяются при помощи животных и человека.

3. Плоды и семена всех растений распространяются при помощи животных или человека.

2) Главная мысль подтверждается фразами:

1. Дрозды и свиристели склевывают сочные плоды …, а затем птицы рассеивают семена с пометом.

2. Орехи и желуди растаскиваются сойками…

3. С помощью животных распространяются сочные плоды…

4. Мелкие семена разносят муравьи.

3) В тексте идет речь о семенах и плодах следующих растений:

1. Тополь, береза, кувшинка.

2. Одуванчик, клен, мак.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru