Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии

Акция
Есть на складе
170 руб.
-10%
153 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 4709
Авторы Горленко Н. М.
Издательство Учитель, 2023
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-3787-1
Страниц 75
УДК 372.016:57
Штрихкод 9785705737871
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 115 г
До 23:59 31 мая Скидка 0% по акции ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
В пособии раскрывается системный подход к формированию информационно-коммуникативных умений при обучении биологии, позволяющий привести в соответствие с требованиями ФГОС ООО целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты урока. Предложенные программа формирования информационно-коммуникативных умений, фрагменты учебно-тематических планов, дидактические и диагностические задания позволят отследить уровень сформированности информационно-коммуникативных умений и организовать на этой основе рефлексию учащихся.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений.

Подробное описание

Введение

Давно уже стало аксиомой, что на уроке важно не только и даже не столько «передавать» ученикам новую информацию, сколько формировать у них умения и потребность учиться. Например, П. И. Пидкасистый считает, что «…весь процесс обучения, вся совместная деятельность учителя и ученика направлены на то, чтобы выделить ключевые элементы научения, сделать их для ученика более ясными и важными» [26]. До сих пор постановка этой проблемы остается актуальной.

Не случайно в новом стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. В группе коммуникативных действий можно выделить информационно-коммуникативные умения (ИКУ) – умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение устной и письменной информации, а также ее отбор и обработку. Они, с одной стороны, являются самостоятельной целью обучения, с другой – служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний.

Исследование практики преподавания биологии в основной школе показывает, что арсенал средств формирования информационно-коммуникативных умений здесь пока невелик. Чаще всего учащиеся составляют таблицы, зарисовывают объекты природы, подписывают их, а в редких случаях – составляют план или работают с терминами (выписать новые понятия в словарь, найти значение этих слов). Однако использование только этих методических приемов не обеспечивает целенаправленное формирование информационно-коммуникативных умений, а лишь помогает учащимся изучить предметное содержание.

В последнее время все острее проявляется противоречие между требованиями к уровню подготовки выпускника средней школы и методикой преподавания предмета, не обеспечивающей целенаправленного освоения универсальных учебных действий. В связи с этим в настоящем пособии обосновываются условия формирования информационно-коммуникативных умений и способы их реализации при обучении биологии на основной ступени школы.

В первой главе «Условия формирования информационно-коммуникативных умений» описываются требования к уроку, обеспечивающие целенаправленное формирование информационно-коммуникативных умений; даются рекомендации по составлению рабочей программы по предмету; приводятся примеры учебно-тематических планов; описываются формы организации деятельности учащихся в малых группах и парах и процедуры контроля, позволяющие выявлять уровень сформированности ИКУ; рассматривается роль учебно-методических пособий в работе учителя по формированию ИКУ, а также дается характеристика заданий, обеспечивающих формирование и развитие информационно-коммуникативных умений. Во второй главе «Дидактические и диагностические материалы» представлены задания для учащихся, позволяющие наряду с изучением и закреплением предметных знаний формировать различные информационно-коммуникативные действия. Задания составлены по материалам отдельных разделов, таких как «Введение в естественнонаучные предметы», «Ботаника», «Зоология». Кроме этого в главе представлены диагностические задания, позволяющие выявлять уровень сформированности информационно-коммуникативных умений.

Содержание

Введение    3

Условия формирования информационно-коммуникативных умений    4

Взаимодействие участников учебного процесса    4

Программное и учебно-методическое обеспечение  учебного процесса    8

Программа формирования информационно-коммуникативных умений    9

Учебно-тематическое планирование (фрагменты)    17

Виды заданий    19

Учебно-методические комплекты    23

Содержание и процедуры контроля    27

Отслеживание уровня сформированности информационно-коммуникативных умений    27

Организация рефлексии учащихся на уроках биологии    28

Дидактические и диагностические материалы    29

Введение в естественнонаучные предметы    29

Ответы    37

Ботаника    38

Ответы    56

Зоология    58

Ответы    64

Диагностика сформированности информационно-коммуникативных умений у учащихся    65

Ответы    66

Учетные ведомости, отражающие сформированность у учащихся информационно-комму-никативных умений (Ику)    69

Алгоритмы и инструкции    70

Литература    71

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.