Музыкально-эстетическое воспитание школьников

Есть на складе
64 руб.
-10%
57,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 712ж
Авторы-составители Власенко О. П.
Издательство Учитель, 2007
Серия Воспитание в школе
ISBN 5-7057-1103-4
Страниц 111
Штрихкод 9785705711031
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 4 (мм)
Вес 83 г
В эстетическом воспитании учащихся музыке отводится одно из центральных мест.
Музыка, отражающая действительность в звуковых художественных образах, обладает огромной силой эстетического воздействия, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует воспитанию художественного вкуса.
В пособии представлен материал по музыкально-эстетическому развитию учащихся общеобразовательных школ: формирование культуры пения, музыкальное восприятие в процессе слушания музыки. Включены разработки занятий и праздников для школьников. Вместе с тем в предлагаемом опыте учтена специфика музыкально-эстетического воспитания детей коррекционных классов.
Предназначено учителям музыки общеобразовательных школ, музыкальным руководителям коррекционных школ, педагогам дополнительного образования, директорам, организаторам внеклассной работы в школах, досуговых и социально-реабилитационных центрах.

Подробное описание

Введение

В условиях современной общеобразовательной школы значение внеклассной работы и в частности дополнительного музыкального образования бесспорно. Практика убеждает в возможности и целесообразности организации для детей всех возрастных категорий хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных кружков.

Музыкально-педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен детьми младшего, среднего и старшего возраста, постановка детских музыкально-театрализованных спектаклей благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально-волевой сферы. Значение этой работы состоит в том, что она оказывает сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, объединяет большое число детей с различными интересами и уровнем интеллектуального развития.

В организации педагогической деятельности с детьми коррекционных классов приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем, что и обусловило выбор и актуальность данной темы. Дело в том, что многими психологами и педагогами-дефектологами (В. В. Воронкова, В. Ф. Мачихина, Д. Г. Митрофанов и др.) разработаны теоретические положения и особенности воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии, в разделе науки олигофренопедагогики, которая в настоящее время выходит на новый качественный уровень. Но, изучая материалы многих научных работ, знакомясь с экспериментальными данными и обобщениями практического опыта работы ведущих специалистов (Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1978; Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. М.: Школа-Пресс, 1994; Миловская С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1980 и др.), приходится констатировать, что вопросы организации, формы и особенности музыкально-образовательной и музыкально-воспитательной работы в олигофренопедагогике освещены недостаточно полно и объемно, не прослеживается последовательности и прогнозируемой позитивности в получении результатов влияния тех или иных видов деятельности дополнительного музыкального воспитания на развитие ребенка, четко не сформулированы основы коррекционно-музыкальной направленности в процессе внеклассной работы. В связи с этим представляется необходимым и важным рассмотреть и обосновать в своей работе практическую реализацию построения системы внеклассного музыкального воспитания школьников, обеспечивающей возможности индивидуального, дифференцированного и личностно ориентированного подхода к детям. В данной работе предпринята попытка сформулировать теоретические позиции, заключающие специфику и типологию музыкально-праздничных (досуговых) мероприятий и музыкально-коррекционных (дополнительно-образовательных) занятий, дать практические (методические) рекомендации по организации музыкально-воспитательного процесса в общей целостной структуре и художественно-эстетическом комплексе коррекции, развития и социальной адаптации школьников.

Новый качественный уровень, на который выходит современная специальная коррекционная школа, дальнейшая разработка и совершенствование теоретических и практических вопросов олигофренопедагогики с акцентом на аспектах нравственно-духовного и художественно-эстетического (музыкального) просвещения, диагностические данные по эффективности педагогического воздействия на уровень развития альтернативных музыкальных форм деятельности, педагогическое наблюдение и исследование непростого пути развития детей – от неумелости, «немузыкальности» к ситуации успеха – в полной мере подтверждает и углубляет актуальность избранной темы.

Объект исследования:

– организация внеклассной работы по дополнительному музыкальному образованию и воспитанию учащихся.

Предмет исследования:

– особенности, специфика, формы и виды внеклассных музыкально-праздничных мероприятий и коррекционно-музыкальных занятий со школьниками в общем спектре системы нравственно-эстетического воспитания в условиях школы, центра детского творчества и других учреждений дополнительного образования.

Цель исследования:

– определить сущность и структуру развития личности ребенка, его возможностей, способностей в привитии ему вокально-певческих и музыкальных навыков;

– показать и обосновать основные требования к организации и содержанию музыкальных видов и форм внеклассной работы с учащимися;

– выявить дидактические основы и особенности музыкальной деятельности и коррекционной направленности во внеклассной работе со школьниками;

– разработать и рекомендовать музыкальным руководителям и педагогам-дефектологам дополнительного музыкального образования методические разработки и сценарии внеклассных занятий и мероприятий по музыкальному творчеству с детьми.

Задачи исследования:

исследовать теоретический и практический опыт ведущих педагогов по организации работы со школьниками по принципу доступности, дифференцированного и личностно ориентированного подхода в процессе проведения внеклассных музыкальных занятий и мероприятий;

– оценить уровень развития музыкальных творческих возможностей и способностей, характер эмоциональных нарушений, условия и динамику их корригирования у детей на основе педагогических наблюдений и диагностических срезов;

– проанализировать уровень эффективности, результативности, оптимизации различных видов и форм музыкальной деятельности, направленной на развитие, коррекцию и социальную адаптацию учащихся, и показать ее значение во внеклассном воспитательном процессе, в обогащении жизни детей эмоционально насыщенными переживаниями и духовно-нравственными началами (идеалами); оценить воздействие музыки на весь духовный мир неполноценного в интеллектуальном развитии ребенка, на его нравственный облик в целом;

– показать преимущество и ведущую роль музыкальных праздников и представлений во внеклассной работе в общеобразовательной школе (в коррекционных классах) как оптимальной формы воспитания и становления гражданина своего общества и одного из основополагающих источников коррекции и развития творческой деятельности детей.

Гипотеза работы состоит в следующем: за основу взято предположение, которое в результате эмпирических и практических доказательств, подтверждаемых в большей мере личным опытом музыкально-педагогической деятельности, должно стать утверждением того, что каждый учащийся обладает достаточным потенциалом музыкальных возможностей и способностей для их дальнейшей перспективной коррекции и успешного развития. Систематическая внеклассная работа по музыкальному дополнительному образованию и воспитанию способствует:

– сохранности и развитию у детей музыкально-слуховой сферы, адекватному воздействию на эмоции, нравственность, интеллект ребенка (заторможенных детей музыка выводит из оцепенения, они начинают двигаться, петь; на чрезмерно возбудимых детей она оказывает успокоительное влияние, у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия);

в процессе целенаправленных музыкально-ритмических занятий и музыкальных мероприятий (праздников, вечеров развлечений) у детей не только сглаживаются, но и устраняются многие недостатки и патологии (медлительность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, дефектность речи, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.), формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия, вырабатываются элементы музыкального вкуса и повышается общий жизненный тонус.

Содержание

Введение    3

Особенности и задачи организации музыкально-эстетического воспитания учащихся     6

Праздники (вечера развлечений) как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей     8

Роль музыки на празднике и вечере развлечений в школе     16

Формы, методы и приемы построения занятий, развлекательных мероприятий, проведения праздников и развлечений для детей коррекционных классов     20

Приложения     37

Сказка «Репка»    37

Праздник урожая    41

Новогодние приключения    45

Здравствуй, Новый год!    55

Весна-красна на весь свет (развлечение для младших школьников)    60

Русский сувенир (развлечение для детей младшего и среднего школьного возраста)    69

Праздник «Масленица»    74

Брейн-ринг    78

Знатоки природы (викторина)    82

«Дымковская игрушка» (сценарий досугового мероприятия)    86

День учителя (сценарий праздника)    89

Планета Детства (сценарий праздника)    95

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (праздник труда)    98

Заключение    103

Литература    110

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос