В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок

  • Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок — интернет-магазин УчМаг
-10%
153 руб.
137,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 711и
Авторы-составители: Гуськова А. А.
Издательство: Учитель, 2020
ISBN: 978-5-7057-2179-5, 978-5-7057-3372-9
Страниц: 151
УДК: 372.21
Штрихкод: 9785705721795, 9785705733729
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 108 г
Представленные в пособии комплексные занятия составлены в соответствии
с ФГОС ДО и основаны на интеграции образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", направлены на формирование познавательных и речевых умений, навыков игровой, двигательной деятельности в сочетании с компонентами устной речи детей, практическое овладение нормами речи.
В пособии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексико-грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей подготовительной к школе логопедической группы на материале народных и авторских сказок.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных организаций, родителям.

Подробное описание

Предисловие

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения  и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.   

К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово… объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…».

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

– донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

– воспитание любви ко всем людям и природе;

– расширение кругозора и представлений о мире;

– закладывание нравственных основ и начал;

– развитие связной речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий:

– Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.

– Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

– Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

– Развитие диалогической и монологической речи.

– Эффективность игровой мотивации детской речи.

– Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

– Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

– Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

– Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь, порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, тихий, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, простодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, тёмный.

Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.

Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.

Словарь антонимов, используемый при изучении народных и авторских сказок.

Существительные: весна – осень; восход – закат; встреча – разлука, расставание; голова – хвост; гордость – скромность; гордость – смирение; день – ночь; доверие – недоверие; достоинство – недостаток; друг – враг; дружба – вражда; жар – холод; жара – стужа; жизнь – смерть; защита – нападение; зима – лето; знание – невежество; истина – заблуждение; красавец – урод; ласка – строгость, грубость; мир – война; мороз – зной; награда – наказание; нужда – достаток; одобрение – осуждение; отечество – чужбина; полдень – полночь; похвала – порицание; почёт – позор; правда – ложь, обман; радость – горе; рассвет – закат; свет – темнота; свобода – неволя; слава – позор; смелость – трусость; смелость – робость; счастье – горе; труд – безделье, лень; труженица – лентяйка; успех – неудача; утро – вечер; храбрость – трусость.

Прилагательные: громкий – тихий; вежливый – грубый; виноватый – правый; высокий – низкий; горячий – холодный; дорогой – дешёвый; живой – мёртвый; здоровый – больной; искренний – лицемерный; лёгкий – трудный; любимый – ненавистный; молодой – старый; мудрый – глупый; настоящий – фальшивый; новый – старый; огромный – крохотный; полезный – вредный; положительный – отрицательный; прилежный – ленивый; румяный – бледный; сильный – слабый; солнечный – пасмурный; сытый – голодный; толстый – тонкий; хитрый – простодушный; хороший – плохой; честный – бесчестный; чистый – грязный; щедрый – скупой; юный – старый; ясный – тёмный.

Глаголы: брать – отдавать; веселиться – грустить; возвышать – унижать; возникать – исчезать; впускать – выпускать; встречать – провожать; входить – выходить; говорить – молчать; гордиться – стыдиться; забывать – вспоминать; запрещать – позволять; кричать – шептать; медлить – спешить; радовать – огорчать; уважать – презирать; хвалить – бранить; хохотать – плакать.

Наречия: быстро – медленно; вместе – отдельно; вперед – назад; легко – трудно; много – мало; можно – нельзя; нежно – грубо; поздно – рано; тепло – холодно; умно – глупо.

Структура занятий:

1. Организационный момент – отгадывание загадок об изучаемой сказке.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Знакомство со сказкой – чтение сказки, просмотр мультипликационных фильмов.

4. Игра «Один – много» – практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

5. Игра «Назови ласково» – образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

6. Игра «Сосчитай» – употребление в речи согласования числительных с существительными.

7. Игра «Слова наоборот» – подбор антонимов.

8. Игра «Слова-друзья» – подбор синонимов.

9. Развитие общей моторики – театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использование фольклора и сюжетов сказок.

10. Игра «Слова-родственники» – подбор родственных слов.

11. Развитие связной речи – пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.

12. Развитие мышления – отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».

13. Знакомство с пословицами – объяснение значений пословиц.

14. Итог занятия – логопед совместно с детьми делает вывод по сказке.

Использование народных и авторских сказок при прохождении лексических тем, для проведения занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

Осень. Овощи

«Репка», «Мужик и медведь»

Фрукты

«Крошечка-хаврошечка»

Ягоды

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Грибы

В. Сутеев «Под грибом»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят»

Подготовка птиц и животных к зиме

«Зимовье зверей»

Зима

«Морозко»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Животный мир зимой

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Дикие животные

«Колобок», «Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц-хваста»

Домашние птицы

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Рыбы

«Байка о щуке зубастой»

Одежда. Ткань. Обувь

Ш. Перро «Золушка»

Посуда

«Лиса и журавль»

Мебель

«Три медведя»

Транспорт

В. Сутеев «Разные колёса»

День защитника Отечества

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Заюшкина избушка»

Весна. Сельскохозяйственные работы

«Мужик и медведь»

Насекомые

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Безопасность жизни

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Животный мир севера

Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева»

Животные жарких стран

Р. Киплинг «Слонёнок»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»

Народные промыслы

«Бычок – смоляной бочок»

Музыкальные инструменты

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Содержание

Предисловие    3

Тема: Русская народная сказка «Репка»    10

Тема: Русская народная сказка  «Крошечка-хаврошечка»    14

Тема: Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»    17

Тема: Сказка В. Сутеева «Под грибом»    21

Тема: Русская народная сказка  «Как коза избушку построила»    26

Тема: Сказка «Колосок»    29

Тема: Сказка «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»    33

Тема: Сказка «Маша и медведь»    35

Тема: Сказка «Волк и козлята»    39

Тема: Сказка «Зимовье зверей»    42

Тема: Русская народная сказка «Морозко»    45

Тема: Русская народная сказка  «Снегурочка»    48

Тема: Сказка  «Лисичка-сестричка и волк»    53

Тема: Сказка «Колобок»    58

Тема: Сказка «Два жадных медвежонка»    61

Тема: Русская народная сказка  «Хвосты»    66

Тема: Русская народная сказка  «Заяц-хваста»    70

Тема: Сказка  «Петушок и бобовое зёрнышко»    74

Тема: Сказка Ш. Перро  «Золушка»    77

Тема: Русская народная сказка  «Байка о щуке зубастой»    80

Тема: Русская народная сказка  «Лиса и журавль»    85

Тема: Сказка «Три медведя»    88

Тема: Сказка В. Сутеева «Разные колёса»    93

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена  «Стойкий оловянный солдатик»    98

Тема: Сказка «Теремок»    101

Тема: Сказка «Заюшкина избушка»    104

Тема: Русская народная сказка  «Мужик и медведь»    108

Тема: Сказка М. Михайлова  «Лесные хоромы»    111

Тема: Сказка Ш. Перро  «Красная Шапочка»    117

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева»    120

Тема: Сказка Р. Киплинга «Слонёнок»    126

Тема: Сказка «Никита Кожемяка»    130

Тема:  Русская народная сказка  «Бычок – смоляной бочок»    135

Тема: Сказка бр. Гримм  «Бременские музыканты»    139

Приложение    144

Литература    149

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru