В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
введение
В пособии представлен материал по автоматизации и дифференциации звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Нарушения произношения звуков [Б] ([П]), [Д] ([Т]), [В] ([Ф]), [Г] ([К]) встречаются в логопедической практике гораздо реже, чем нарушения произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется особый интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов. Смешения звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, не отработанные в достаточной степени в устной речи детей, переходят в специфические, названные так в отличие от орфографических, ошибки письма. Разберёмся: если ребёнок смешивает звонкие и глухие в сильных позициях, перед гласными например, то это специфическая ошибка («панка» вместо «банка», «лыши» вместо «лыжи»). Если забывает подобрать при написании проверочное слово, то это ошибка орфографическая («зуп» – «зубы»). Последовательная дифференциация на слух, а затем и в собственном произношении ребёнка, у которого были проблемы с оглушением звонких согласных, озвончением глухих и недостаточным различением вышеназванных звуков в словах-паронимах, в составе слов и слоговых цепочек, должна быть проведена до начала формирования письменной речи.
В пособии предлагается система работы и по дифференциации гласных звуков [А]–[О], [О]–[У], [У]–[И], [И]–[Ы], [И]–[Э] ([Е]). эти смешения встречаются чаще всего в начинающей формироваться письменной речи детей и имеют разные причины. Так, по мнению И. Н. Садовниковой, смешение прописных и строчных букв «а»–«о» является кинестетической ошибкой – результатом неправильного выбора последнего элемента двух букв, начинающихся одинаковым элементом из одной точки. Но в противовес этому мнению можно привести пример смешения звуков [А]–[О] в устной речи ребёнка 4–5 лет («дам» вместо «дом», «кам» вместо «ком»). Таким образом, смешения гласных могут иметь и имеют в своей основе нарушения тонких акустико-артикуляторных признаков. Именно поэтому дети смешивают гласные буквы на письме даже в ударных позициях. Главной целью учителя-логопеда в таких случаях является уточнение и развитие тонких артикуляторных движений и подключение проговаривания на первых этапах обучения письму.
Считается, что логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечный процесс письма и переписывания. Чтобы разнообразить задания, детям предлагаются различные варианты «шифровок». Например, выполняя слуховой диктант, разрешается записывать не слово целиком, а только ударную гласную либо ударный слог, который учитель соответственно выделяет голосом. Можно предложить ребёнку заменить написание буквы рисованием какого-либо символа, выбранного им самим. Так, работая над дифференциацией смешиваемых пар букв с «домиком»-трафаретом, ребёнок в «окошке», где «поселятся» слова с ударным «А», рисует звёздочки (их количество должно соответствовать количеству продиктованных ребёнку слов с данным звуком), а в «окошке», отведённом словам с ударным «О», ребенок с удовольствием нарисует столько кружков, сколько слов с заданным звуком он услышал в диктанте. Замечательно, если «шифровки» будут постоянно меняться.
Представленный материал насыщен дифференцируемыми звуками, что позволит ребёнку хорошо усвоить различия гласных звуков в устной речи и букв на письме.
введение 3
Автоматизация и дифференциация согласных звуков
Классификация согласных звуков 5
Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [Б] 6
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [Б] и [П] 7
Задания для отработки слога «БА» 8
Задания для отработки слога «БО» 12
задания для отработки слога «БЫ» 15
Задания для отработки слога «БУ» 18
Задания для отработки слога «БЕ» 22
Задания для отработки слога «БИ» 24
Задания на дифференциацию звуков [Б]–[П] 29
Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [Д] 43
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [Д] и [Т] 44
Задания для отработки слога «ДА» 45
Задания для отработки слога «ДО» 46
Задания для отработки слога «ДУ» 51
Задания для отработки слога «ДЫ» 53
Задания для отработки слога «ДИ» 54
Задания для отработки слога «ДЕ» 55
Задания для отработки слога «ДЯ» 56
Задания для отработки слога «ДЮ» 57
Задания на различение звуков [Д]–[Т]; [Д’]–[Т’] 57
Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [В] ([Ф]) 59
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [В] и [Ф] 60
Задания для отработки произношения звука [В] 61
Задания для отработки произношения звука [В’] 66
Задания для отработки произношения звука [Ф] 68
Задания для отработки произношения звуков [Ф’] и [Ф] 70
Задания для отработки произношения звуков [В] и [Ф] 74
Классификация звуков [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], [Х’] 75
Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [К] ([Г]) 76
Специальные артикуляционные упражнения 77
Задания для отработки произношения «ОК» 79
Задания для отработки произношения «УК» 85
Задания для отработки произношения «ЫК» 89
Задания для отработки произношения «ИК»–«ЫК» 91
Задания для отработки произношения «ИК» 92
Задания для отработки произношения «АК» 97
Задания для отработки произношения «КА» 100
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [К] и [Г] 102
Задания для отработки произношения звуков [К] и [Г] 103
Задания для отработки произношения «КА»–«ГА» 107
Задания для отработки произношения «ГО»–«КО» 108
Задания для отработки произношения «ГА»–«КО» 110
Задания для отработки произношения «ГИ»–«КИ» 110
Задания для отработки произношения «КУ»–«ГУ» 112
Задания и упражнения для отработки произношения «ГР»–«КР» 115
Задания и упражнения для отработки произношения «ГЛ»–«КЛ» 118
Задания для отработки произношения «К»–«Г» 119
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [К] ([Т]) и [Г] ([Д]) 120
Задания и упражнения для отработки произношения «Г»–«Д» 120
Задания и упражнения для отработки произношения «К»–«Т» 121
Задания и упражнения для отработки произношения звука [Х] 123
Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [Ф] и [Х] 124
Дифференциация «Х» и «Ф» 125
Примерное планирование работы по дифференциации твёрдых и мягких согласных 126
Задания и упражнения для отработки произношения твердых и мягких согласных 127
Дифференциация гласных звуков
Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [А] и [О] 134
Задания и упражнения для отработки произношения «А»–«О» 135
Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [И] и [У] 140
Задания и упражнения для отработки произношения «И»–«У» 140
Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [О] и [У] 146
Задания и упражнения для отработки произношения «О»–«У» 146
Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [И] и [Ы] 148
Задания и упражнения для отработки произношения «И»–«Ы» 149
Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [И] и [Э] 155
Задания и упражнения для отработки произношения «И»–«Е» 155
Приложения 161
Приложение 1. Протокол индивидуального обследования в условиях ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума) образовательного учреждения 161
Приложение 2. как начинать работу над звукопроизношением (рекомендации) 163
Приложение 3. Общие артикуляционные упражнения 165
Приложение 4. Дифференциация звуков («домик»-трафарет) 170
Приложение 5. Карточки 171
литература 175
Пришлите нам ссылку на этот товар в другом магазине, ответ поступит на указанный вами e‑mail.