Литература. 10-11 классы: текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания

Есть на складе
76 руб.
-10%
68,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 453л
Авторы-составители Бережная И. Д.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1507-7
Страниц 172
УДК 371.3
Штрихкод 9785705715077
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 7 (мм)
Вес 127 г
Каждый учитель задумывается над тем, как эффективнее проверить знания своих учеников и сберечь при этом время. Предлагаемый материал поможет педагогам в организации текущего контроля знаний учащихся на уроках литературы в 10-11 классах. Индивидуально-групповые, исследовательские, творческие и проблемные задания, тесты обучающего характера, интерпретация текста художественного произведения, вопросы к зачетам помогут дифференцировать и разнообразить виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубить знания и закрепить учебный материал на практике.
Пособие предназначено учителям русского языка и литературы для использования на уроках и во внеурочной деятельности, может быть полезно студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

На уроках литературы используются многообразные формы письменного и устного контроля. Их можно разделить на проверочные работы промежуточного характера и проверочные работы итоговые.

Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками, содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке. Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов, компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование оценочных суждений. Одни вопросы и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них – к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-культурную информацию, призваны расширить кругозор старшеклассников, облегчить усвоение произведения, теоретических понятий. Часть карточек-информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем, дневников писателя, из воспоминаний современников), а также выдержки из критических статей. Они помогут полнее представить эпоху, в которую жил писатель, историю создания анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для самостоятельной работы. Их функция – восполнение недостающих знаний, помощь при работе с карточками для самостоятельной работы.

Наличие в классе учащихся с высоким уровнем подготовленности предполагает выполнение индивидуальных, более сложных по объему и содержанию заданий исследовательского характера. Задания исследовательского характера целесообразно давать на уроках-практикумах, обобщающих и контрольных уроках по теме.

Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов и умение анализировать. Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип работы, безусловно, интересен прежде всего для учащихся.

Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы. Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных произведений и аргументированно высказывать собственную точку зрения, в-четвертых, развивает навыки письменной монологической речи учащихся, умение писать в жанре критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой характер, исходя из особенностей класса, интересов, склонностей учащихся.

Достаточно эффективным методом итоговой проверочной работы на уроках литературы являются зачеты. Зачеты целесообразно проводить там, где изучается крупная монографическая тема. Вместе с сочинением они помогают наиболее полно проверить знания учащихся. Целесообразно проводить зачеты и там, где по программе после изучения темы не предполагается сочинение. Зачеты могут проводиться по одной или нескольким небольшим темам сразу. Например, можно провести зачет по творчеству поэтов второй половины XIX века, куда войдут и А. А. Фет, и Ф. И. Тютчев, и Н. А. Некрасов. Письменный зачет напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2–3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять:

1) из теоретической части (факты биографии, факты творчества, факты, касающиеся идейно-художественного своеобразия произведения);

2) практической части (определение принадлежности текста определенному персонажу, произведению; составление сравнительной характеристики героев, плана к образу, характеру персонажа).

Содержание

Введение    3

Индивидуально-групповая работа    6

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»    6

А. Н. Островский. «Гроза»    6

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»    10

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»    11

Н. А. Некрасов. Лирика    15

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»    17

Л. Н. Толстой. «Война и мир»    20

А. П. Чехов. «Ионыч»    24

А. П. Чехов. «Вишневый сад»    25

Карточки-информаторы    27

А. Н. Островский. «Гроза»    27

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»    29

Творческие и проблемные задания    30

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»    30

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»    31

Ф. И. Тютчев. Лирика    34

Задания исследовательского характера    36

А. С. Пушкин. Лирика    36

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»    37

М. Ю. Лермонтов. Лирика    39

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»    40

А. Н. Островский. «Гроза»    42

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»    43

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»    43

Ф. И. Тютчев. Лирика    46

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»    47

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир»    50

А. П. Чехов. «Ионыч»    54

А. П. Чехов. «Вишневый сад»    54

Оноре де Бальзак. «Гобсек»    55

А. А. Блок. Поэзия    57

А. М. Горький. Пьеса «На дне»    59

С. А. Есенин. Лирика    61

В. В. Маяковский    62

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»    63

М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»    64

И. Шмелев. «Лето Господне»    66

А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек»    68

В. Распутин. Повесть «Живи и помни»    71

Тесты обобщающего характера    73

Творчество А. С. Пушкина    73

Творчество М. Ю. Лермонтова    75

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»    77

А. Н. Островский. «Гроза»    79

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»    83

Творчество Н. А. Некрасова    85

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»    86

Л. Н. Толстой. «Война и мир»    90

Творчество А. П. Чехова    93

Знание текстов художественных произведений    95

Творчество поэтов и писателей XX века    96

Творчество М. А. Булгакова    99

Творчество В. В. Маяковского и С. А. Есенина    100

Серебряный век русской поэзии    102

Творчество А. М. Горького    105

Творчество И. А. Бунина, А. И. Куприна    106

Интерпретация текста  художественного произведения    107

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»    107

М. Ю. Лермонтов. Лирика    110

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»    112

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»    115

И. А. Гончаров. «Обломов»    116

Н. А. Некрасов.  Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»    117

Ф. М. Достоевский.  Роман «Преступление и наказание»    119

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир»    121

А. П. Чехов. Драматургия    123

А. П. Чехов. Рассказы    125

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»    127

А. А. Блок. Лирика    128

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»    129

Е. Замятин. Повесть-утопия «Мы»    131

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»    133

А. И. Солженицын. Повесть. «Один день Ивана Денисовича»    134

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием»    135

Творчество Н. М. Рубцова    138

Зачеты    140

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»    140

Ф. И. Тютчев    140

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»    142

А. П. Чехов. «Вишневый сад»    143

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»    144

Творчество А. А. Фета    145

А. Н. Островский. «Гроза»    146

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»    147

М. Ю. Лермонтов. Лирика    148

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»    149

А. С. Пушкин. Лирика    150

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»    151

Творчество М. Горького    153

В. В. Маяковский  «О роли поэта в рабочем строю»    154

Творчество С. А. Есенина    155

«Бардовская поэзия»    156

А. Ахматова. Лирика    157

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»    159

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»    160

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»    161

А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».    163

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»    164

Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»    165

Литература    167

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос