В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Окружающий мир. 4 кл. Ч. I. Поурочные планы по уч. Д. Д. Данилова и др. "Человек и человечество"

  • Окружающий мир. 4 кл. Ч. I. Поурочные планы по уч. Д. Д. Данилова и др. "Человек и человечество" — интернет-магазин УчМаг
-10%
74 руб.
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 443ц/1
Авторы-составители: Киладзе Н. В.
Издательство: Учитель, 2007
ISBN: 5-7057-1095-X
Страниц: 167
Штрихкод: 9785705710959
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 215 x 7 (мм)
Вес: 128 г
В пособии представлены поурочные разработки по Окружающему миру для 4 класса, составленные по комплекту учебно-методических пособий: Д. Д. Данилов, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, С. С. Кузнецова, С. В. Тырин. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознание: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2005; Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова, С. С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику "Человек и человечество". 4 класс. - М.: Баласс, 2005.
Данное пособие включает в себя подробные разработки уроков истории, которые помогут учителю в реализации основных целей данного курса: формированию у учащихся целостного представления об обществе, в котором они живут, навыков познавательной творческой деятельности, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Пособие предназначено учителям начальной школы общеобразовательных учреждений; может быть полезно студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.

Подробное описание

Введение

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов, которые преподают вводный курс истории и обществознания «Человек и человечество» Д. Д. Данилова в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством академика РАО А.###TAG_SERIES_240437_0##TAG_SECTION_8797_0### А. Леонтьева.

Предполагается использование учителями следующего комплекта учебников:

Д. Д. Данилов, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, С. С. Кузнецова, С. В. Тырин. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2005.

Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова, С. С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4 класс. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2005.

Если вы впервые взяли учебники «Человек и человечество», то, возможно, у вас возникнут некоторые вопросы и проблемы.

Во-первых, учитель начальных классов испытывает трудности при преподавании историко-обществоведческого материала, так как этому его, как правило, не готовили в училище или вузе. Данное пособие включает в себя подробные разработки уроков истории, которые помогут учителю в реализации основных целей данного курса:

  1. опираясь на жизненный опыт ученика, помочь ему сформировать предварительную, целостную научную картину мира;
  2. оказать ученику помощь в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру и, в конечном счете, поиск ответа на вопрос: «Как нам строить свою жизнь в отношениях «человек – человек», «человек – общество»?

Вторая сложность – это желание обязательно обсудить на уроке все предложенные материалы учебника, добиться исполнения всех заданий. В данном пособии рассмотрены все основные сюжеты, заложенные в текст параграфа, но учитель должен помнить, как важно не потерять чувство меры – все интересное обсудить не удастся. Если вы будете к этому стремиться, у вас, скорее всего, не хватит времени. Не забывайте, что в Образовательной системе «Школа 2100» действует принцип минимакса – самое главное, что необходимо усвоить ученику, изложено в основной мысли урока, которую они открывают уже в самом начале, а также в рамках новых слов урока. Все остальное – это уровень «макси», и не надо требовать от каждого ученика овладения им и выполнения всех, в том числе и очень сложных заданий.

Особенности учебника для 4 класса «Человек и человечество».

Учебник для 4 класса базируется на тех же принципах, что и учебник 3 класса «Мое Отечество», и имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. В самостоятельном выборе заданий проявляется важнейшая черта Образовательной программы «Школа 2100» – личностно ориентированное образование.

Сохранена общая структура текста: вступление, основная мысль, расширение основной мысли. Изменена форма подачи материала в уроке, диалоги главных героев Илюши и Анюты с кем-либо из взрослых сохранены в основном только во вступлениях – как средство постановки проблемной ситуации. Расширение основной мысли приближено к учебному тексту, что готовит учеников к переходу на учебники средней школы.

В учебнике активно используются информативные (смысловые) иллюстрации, работа по которым способна заменить или дополнить чтение фрагментов текста параграфа. В 4 классе появляются рисунки-схемы и блоки иллюстраций, рассчитанные на различные виды аналитических работ.

Вопросы и задания в конце параграфа рассчитаны на воспроизведение новых понятий и основной мысли урока, а также на их использование в решении проблемных задач (творческие виды работ).

Организация урока истории.

В данном пособии рассмотрены варианты организации уроков истории. Предложенный материал не является обязательным и не стесняет свободу педагогического творчества учителя. Специфика каждого класса и каждого учителя, безусловно, должна проявляться в процессе обучения. У каждого человека – свой стиль мышления, своя логика, и в конечном итоге именно учитель является организатором процесса обучения, и он может по-своему распорядиться материалом, предложенным в данном пособии. Важным является соблюдение основных этапов работы.

Предложенные разработки выдерживают общую структуру урока окружающего мира, принятую в рамках Образовательной программы «Школа 2100»: актуализация опорных знаний и постановка проблемы, открытие нового знания, расширение нового знания, практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний, подведение итогов работы. При этом последовательность этапов работы может слегка варьироваться.

Первый этап – актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

На этом этапе учитель актуализирует имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.

В данном пособии рассматриваются различные способы, которыми можно актуализировать необходимые для урока знания:

  • попросить самих учащихся вспомнить, что им может пригодиться по данной теме;
  • предложить узнать новое понятие по определению или разгадать ребус (кроссворд), в котором зашифрованы нужные термины;
  • попросить воспроизвести необходимую опорную схему;
  • обратиться к рисунку-заставке урока;
  • использовать вопросы и творческие задания учебника или тетради;
  • рассмотреть процесс словообразования данного понятия;
  • предложить решить практическую задачу;
  • использовать различные виды работ со словарем, помещенным в конце учебника.

Второй задачей данного этапа является создание проблемной ситуации – мотива для изучения нового учебного материала. Главное требование к поставленной проблеме – ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего та проблема, которая понятна и доступна ученикам.

В основе проблемных ситуаций, которые предложены в данном пособии, лежит противоречие, вызывающее у учащихся затруднение (знакомый алгоритм не помогает решить задачу) или удивление (противопоставление научного факта бытовой точке зрения).

Также используется подводящий диалог – учитель предоставляет ученикам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию проблемы. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

Учитель может опираться на диалоги героев учебника, Илюши и Анюты, в которых они излагают возникающую перед ними проблему и предлагают свои способы ее решения.

На данном этапе урока учитель может использовать прием «знаем – не знаем». Для этого он делит доску на две части: «Это мы знаем» и «Это мы не знаем». В первой части доски учитель в виде опорной схемы фиксирует те знания, которые есть у учеников на данный момент, параллельно проверяя уровень усвоения знаний. На другой части доски учитель вместе с учениками записывает те знания, которые могут понадобиться на уроке, но которыми учащиеся еще не обладают. В графе «Это мы не знаем» учитель может зафиксировать главный (проблемный) вопрос урока и в течение всего урока обращать на него внимание учеников («Полностью ли мы ответили на главный вопрос урока?»).

Опираясь на проблему или на опорные понятия урока, ученики вместе с учителем могут сформулировать тему урока. Тему может записать и сам учитель. Можно обратиться к формулировке темы после нахождения ответа на главный вопрос урока.

Второй этап – совместное «открытие» нового знания.

В данном пособии рассматриваются два способа поиска решения поставленной проблемы: побуждающий диалог и подводящий от проблемы диалог.

Побуждающий диалог предполагает высказывание учениками своих версий (гипотез) решения проблемы. После этого начинается обсуждение разных точек зрения и поиск верного решения. Этот прием требует много времени, поэтому его не всегда можно использовать.

Подводящий от проблемы диалог представляет собой систему вопросов учителя, которая приводит школьников к решению поставленной проблемы. На каждый вопрос учителя ученики в процессе короткого обсуждения быстро находят правильный ответ. Логику изучения темы определяет сам учитель, однако учащиеся активно участвуют в выработке правильного решения. Сложные моменты изучения темы объясняет сам учитель. Важно не то, чтобы учащиеся сами «открыли» новые знания, важно, чтобы они приняли в этом участие.

После обсуждения полученных версий решения проблемы учитель предлагает проверить ее правильность с помощью чтения текста учебника про себя. В этом случае у учеников появляется мотивация к чтению текста.

Также учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Это могут быть не только учебные пособия, но и энциклопедии, словари. Ученики могут готовить сообщения об интересных фактах по темам, которые они заранее согласовывают с учителем.

После нахождения верного решения учитель вновь обращает внимание учеников на проблему урока, чтобы убедиться, что она полностью решена и получен полный ответ на главный вопрос урока.

Можно сформулировать тему урока, если она не была ранее определена.

На этом этапе урока учитель использует как фронтальную, так и групповую форму работы. Групповые формы работы оказываются более успешными, делают урок более динамичным и интересным.

Для этого ученики садятся в группы по 4–6 человек (большее число учеников в группе ограничивает возможности активного участия в работе группы). Состав группы определяет учитель. Поскольку от состава напрямую зависит результат работы групп, необходимо заранее продумать и запланировать, как поделить учеников. Состав групп должен быть максимально разнородным. Не надо допускать, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие». Надо разделить подруг и приятелей. При этом следует стараться чаще менять состав групп, не допуская, чтобы ученики постоянно работали в одном и том же составе.

Учитель придумывает разные способы деления на группы. Можно предложить карточки определенного цвета: ученик получает карточку, находит учащихся с карточкой такого же цвета, и таким образом формируется группа. В каждой группе выбирается капитан команды, который руководит обсуждением версий. (Правила совместной работы смотри в приложении к уроку «Мир людей – мир личностей»).

Очень важна на данном этапе урока работа с доской. В графе «Это мы не знаем» учитель фиксирует все новые понятия, правила и законы, которые необходимы для решения поставленной проблемы. Обращаясь к этой части доски при подведении итогов, ученики стирают или зачеркивают частицу «не» в названии графы.

Третий этап – расширение нового знания.

Расширение нового знания осуществляется в ходе комментированного чтения текста учебника, ответов на вопросы учителя, работу с информационными (смысловыми) иллюстрациями учебника.

Четвертый этап – практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

На данном этапе целесообразно использовать задания, предложенные в рабочей тетради. Их количество избыточно, и ученики могут самостоятельно выбирать из множества вариантов те задания, которые их более интересуют, позволяют ответить на возникающие вопросы и закрепить полученные знания.

Таким образом, работа учеников на данном этапе урока – индивидуальная или групповая (парная).

Учитель на данном этапе осуществляет основной контроль усвоения знаний.

Пятый этап – подведение итогов работы.

Этот этап очень важен. Ведь ученики выполняли разные задания, и им при обсуждении результатов своей работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы и поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

Приведенная выше структура урока целесообразна для варианта изучения по 1 часу в неделю.

Методы и приемы преподавания, предложенные в данном пособии.

1. Принцип минимакса. Он позволяет отобрать небольшой объем важнейших понятий, которые должны усвоить все ученики. Усвоение достигается за счет многократного и непрерывного использования полученных знаний. А остальные знания могут усвоить те учащиеся, кого они заинтересовали.

2. Решение проблемных творческих задач.

3. «Осмысленный пересказ». Учебники истории не рассчитаны на прямое воспроизведение учениками текстов. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, использовать данный текст для поиска ответов на вопросы и решения задач. В ходе выполнения отдельных творческих заданий от ученика требуется не репродуктивное воспроизведение текста, а «осмысленный пересказ».

4. Интерактивная методика «Снежный ком» (см. урок 20).

Эта методика позволяет получить наиболее полный ответ на поставленный вопрос, учит работать в группе, прислушиваться к мнению других и вырабатывать общую точку зрения.

5. «Мозговой штурм» (см. урок 11).

Это хорошо известный и широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует учащихся задействовать свое воображение и творчество.

Содержание

Введение  ###TAG_SERIES_164394_0##TAG_SECTION_8236_0###  3

Тематическое планирование    10

Раздел 1. Человек и его внутренний мир    12

Урок 1. Почему нельзя подружиться с Маугли ###TAG_SERIES_132346_0##TAG_SECTION_12221_0###   12

Урок 2. Мир людей – мир личностей    19

Урок 3. Палитра эмоций ###TAG_FILTER_LANDINGS_1058123_1_0#– краски переживаний    25

Урок 4. Умение понимать эмоции, читать эмоции по лицам    31

Урок 5. Что такое настроение?    36

Урок 6. Как победить тревогу?    42

Урок 7. Что такое характер?    48

Урок 8. Самопознание как путь развития личности    53

Урок 9. Отношения между людьми: от чего они зависят    60

Урок 10. Для чего нужно общение?    67

Раздел 2. Человек в мире людей    74

Урок 11. Единый мир людей    74

Урок 12. Понимать и договариваться    82

Урок 13. Как жить в мире людей?    87

Урок 14. Права человека в обществе    94

Раздел 3. Человек и история человечества    104

Урок 15. Всемирная история    104

Урок 16. Первобытный мир – начало истории человечества    112

Урок 17. Древний мир – рождение первых цивилизаций    122

Урок 18. Древний мир – рождение первых цивилизаций (продолжение)    129

Урок 19. Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем    135

Урок 20. Новое время: торжество Европы    147

Урок 21. Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству    155

Урок 22. Обобщающий урок по разделу «Человек и история человечества»    162

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru