Экскурсии в природу по югу России. Осень. 1-4 кл. Сценарии интегрированных уроков

Снято с продажи
Код 390о
Авторы-составители Руднянская Е. И., Сурагина С. А., Черезова Л. Б.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 5-7057-0360-0
Страниц 126
Штрихкод 9785705703609
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 98 г
Данное пособие предназначено учителям начальной школы, оно составлено с учетом всех программ обучения, принятых в настоящий момент, и призвано помочь учителям в проведении экскурсий в природу.
Составители данного пособия постарались осветить наиболее полно своеобразие климата, растительного и животного мира юга европейской части России.
Цель пособия - оказать помощь учителям начальной школы в подготовке к урокам-экскурсиям в природу, оно будет интересно также студентам педагогических вузов и слушателям ИПК и ФПК.

Подробное описание

введение


Данное пособие составлено с учётом всех программ обучения, принятых в настоящий момент в начальной школе, и содержит большой практический материал для осуществления экскурсий в природу по югу европейской территории Российской Федерации.

Экскурсия в природу – это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, расширить и углубить знания учащихся и, самое главное, способствует формированию экологического мировоззрения.

Ребята на экскурсиях воочию видят природные объекты, наблюдают явления в неживой природе, устанавливают взаимосвязь между неживым и живым в природе – все то, о чем они читали в учебнике, художественных или научно-популярных книгах.

В то же время нужно с сожалением отметить, что эта форма ознакомления с природой крайне незначительно используется во время учебных занятий в начальной школе, хотя в важности и нужности подобных занятий никто не сомневается. Связано это, в первую очередь, с большой трудоемкостью подготовки учителя к экскурсии: обилием фактического материала и практическим отсутствием такового именно для учителей начальных классов, написанных просто и доступно.

Хотя данное пособие не претендует на полный охват всего фактического материала, который может встретиться на экскурсиях, мы все же постарались осветить наиболее полно своеобразие климата, растительного и животного мира юго-востока России и тем самым восполнить пробел в издании подобного рода пособий.

Экскурсии в природу охватывают значимые и интересные природные биотопы (пойменные и байрачные леса, луга, степи и пустыни) по сезонам: осень, зима, весна, лето.

К настоящему изданию нельзя относиться как к справочнику, в котором можно найти ответ на любой вопрос, возникший на экскурсии. Нужно использовать и дополнительную литературу, и самостоятельные наблюдения и всегда помнить, что в природе можно увидеть большего того, что сказано в любом руководстве.

В российской школе накоплен значительный опыт по методике проведения экскурсий в природу. Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения принадлежит А. Я. Герду, который считал, что преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, в лесу, в поле, на болоте и экскурсии должны служить дополнением к урокам. На них внимание детей должно направляться на то, что не может быть наблюдаемо в школе. Экскурсия же должна показать детям взаимные отношения царств природы и связать приобретенные детьми сведения по естественным наукам в одно целое.

Таким образом, А. Я. Герд (1953) видел основы успешного изучения природы в чувственном познании природного окружения.

Итак, экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Значение экскурсий. Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Различают следующие виды экскурсий:

– в природу;

– в музеи и на выставки;

– на сельскохозяйственные производства, станции юннатов, опытные станции.

Важное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.

Многие педагоги подчеркивали исключительно благотворное влияние общения ребенка с природой на умственное, физическое и эмоциональное развитие, впервые отмеченное К. Д. Ушинским (1974): «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были прекрасными воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что природный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Термин «экскурсия» широко распространен в педагогике начальной школы как форма организации процесса познания окружающей природы.

Но взглянем на экскурсию не как на один из формальных способов обучения, а как на психологический феномен – частичку новой, необычной, привлекательной жизни, в которую на короткое время погружается маленький человек.

Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики ее как небольшого путешествия. Выделим несколько принципиально важных методических сторон экскурсий, которые проводятся с учащимися начальных классов.

Эмоциональная сторона выражается в поддержке того эмоционального состояния, которое вызвано экскурсией.

Это достигается снятием прямого авторитарного руководства, поддержанием чувства свободы, раскованности, обеспечением возможности хоть небольшое время побыть наедине с природой. В процессе экскурсий следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний и наказаний. Учитель должен обязательно запланировать время на свободную самостоятельную деятельность – игру, сбор природного материала, пленэр и другое.

Как высказывался И. Гете: «Радость знания впервые пробуждается у человека благодаря тому, что он обнаруживает значительные явления, привлекающие его внимание. Чтобы она сохранилась, необходим более глубокий интерес, благодаря которому все больше узнаем предметы».

Тематика экскурсий определяется программой по естествознанию. Анализ различных программ по курсу естествознания в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику, по которой экскурсии можно разделить следующие группы:

– ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

– ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

– экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на производства.

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса естествознания – это проведение наблюдений за явлениями природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, где изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных богатств человеком и его воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости от ее тематики – природоохранная направленность.

Подготовка к экскурсии. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание.

Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл предварительно его посетить. Экспонаты часто оказываются передвинутыми на другое место, часть их может быть удалена или заменена новыми, и учитель может попасть в затруднительное положение.

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, необходимо определить содержание и составить конспект экскурсии. Кроме того, определяется конкретная работа для выполнения учащимися на экскурсии, и составляются карточки-задания для организации их самостоятельной работы. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, то есть окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Особенности методики проведения экскурсии. Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы (34 классы). Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.

Для учащихся 12 классов желательно на экскурсию пригласить одного-двух родителей для присмотра за детьми.

Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах.

Первое, основное, требование – организация активной работы учащихся, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов.

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Но вследствие необходимости в краткий срок охватить большее количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель, совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и знаний у детей.

Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.

Не следует также перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета – это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память, и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно-популярной и художественной литературы.

Третье требование – это умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.

Рассмотрение на экскурсии крупных, всем хорошо видимых объектов не требует особой техники. Сложнее изучать мелкие предметы, иногда очень малого размера (мелкие насекомые, почки растений и т. д.). Самое главное здесь – приучить детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой учителя, находящегося в центре такого живого кольца.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся (это в большей мере относится к ученикам 3–4-х классов, чем 1–2-х) все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на память; иначе многое ими будет забыто.

Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Для сбора материалов каждый учащийся должен иметь при себе: папку для сбора растений, несколько бумажных «рубашек», копалку (см. рис. 1). Без этого многое погибнет, испортится, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано.

Для проведения экскурсии необходимо взять с собой минимум вспомогательного оборудования, которое облегчит показ интересных природных объектов. Оптимальный набор должен состоять из следующих частей: тетрадь-конспект с краткими списками объектов, которые могут встретиться на экскурсии; пинцет; сачок (энтомологический, не детский); белая ткань примерно 1 кв. м для стряхивания на нее насекомых с травостоя и деревьев, или, что лучше, светлый однотонный зонтик для тех же целей; небольшая лопатка (можно использовать детскую или складную саперную) для почвенных раскопок; для наблюдения за птицами желательно иметь небольшой бинокль.


Рис. 1. Оборудование для экскурсии

1. Папка для сбора растений; 2. Бумажная «рубашка»; 3. Копалка; 4. Лупа


Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае.

Это касается редких и охраняемых растений, включённых в Красную Книгу региона. Из насекомых отлову не подлежать бабочки, за исключением белянки, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии, сфотографировать наблюдаемые объекты. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Четвертое требование – обработка собранного материала. Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии, это касается учащихся 3–4-х классов. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных частей растений, горных пород и другим.

Ответы детей обобщаются, делаются выводы, которые заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Что наблюдали

Осень

1. Стояние солнца


2. Температура


3. Продолжительность дня


4. Виды осадков


5. Поверхность почвы


6. Особенность водоемов


7. Состояние растений


8. Особенности жизни животных


9. Виды деятельности людей


Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы демонстрируются при изучении определённых тем и выставляются на обозрение.

Пятое требование подведение итогов. В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но выставлять неудовлетворительные оценки нельзя. Время проведения экскурсии с учащимися 1-го класса не должно превышать 20 минут, 2-го класса до 30 минут, а 34-го классов до 40 минут, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.

Содержание

Введение    3

Осень    12

1 класс. Урок-экскурсия: осенние изменения в неживой и живой природе    18

Интегрированный урок художественного труда, чтения и естествознания (1 класс)      27

2 класс. Урок-экскурсия: в гости к осени    33

Интегрированный урок по художественному труду и естествознанию (2 класс)      44

3 класс. Урок-экскурсия: осенние изменения в лесу    50

Интегрированный урок художественного труда и естествознания (3 класс)      57

4 класс. Для учителя    64

Растительный мир осенью. Описание различных типов растительных сообществ и растений, встречаемых на экскурсиях в природу    64

Растения степи    67

Экскурсия в пойменный лес    71

Экскурсия в байрачный лес    73

Травянистые растения леса    75

Экскурсия в агробиоценоз    84

Животный мир юга России осенью. Экскурсия в пойменный и байрачный лес, скверы и парки    87

Позвоночные. Земноводные и пресмыкающиеся    87

Птицы    88

Млекопитающие    93

Беспозвоночные    98

Паукообразные    101

Многоножки    102

Экскурсия в открытые биотопы – луг, степь, пустыня    102

Позвоночные. Земноводные и пресмыкающиеся    102

Птицы    105

Млекопитающие    105

Беспозвоночные    112

Водоёмы. Позвоночные. Земноводные и пресмыкающиеся     115

Птицы    116

Млекопитающие    118

Беспозвоночные    122

Животные болот    123

Список литературы к теме «Осень»      123

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос