Дидактический материал по экологии (разрезные карточки). 5 класс

Есть на складе
100 руб.
-10%
90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 331
Авторы-составители Степанчук З. А. и др.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дидактический материал
ISBN 978-5-7057-0699-0
Страниц 255
УДК 371.3
Штрихкод 9785705706990
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 10 (мм)
Вес 173 г
Данное пособие представляет набор дидактических карточек по экологии для учащихся 5 классов.
Дифференцированный подбор заданий по каждой теме позволит использовать материал для учащихся разного уровня успеваемости, способностей, интереса к предмету, с учетом необходимого минимума экологических знаний, предусмотренных программой.
Предназначено учителям биологии и экологии для организации самостоятельных работ с учащимися и при проведении промежуточного контроля знаний.

Подробное описание

Предисловие

Назначение пособия.

Предлагаемое пособие адресовано ученикам пятых классов, изучающим курс экологии, и учителям. В его основе лежит идея систематического разноуровневого контроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении начального курса экологии.

Пособие включает в себя задания по курсу общей экологии, рассчитанному на один год изучения предмета, и отвечает содержанию учебника: Никишова, А. И., Кузнецова, В. Н., Теплова, Д. Л. Экология 5 (6). М.: Устойчивый мир, 2000. Структура и содержание карточек позволяют использовать их при различных программах и учебниках. Возможно для дополнительного использования к учебникам биологии в 5 классе: Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая; Сухова, Т. С., Строганов, В. И. Биология. Введение в экологию.

К большинству тем дается три варианта заданий в виде вопросов, тестов или задач для учащихся разного уровня успеваемости, способностей, интереса к предмету, но в любом случае учитывающие необходимый минимум экологических знаний, предусмотренных программой 5 класса общеобразовательной школы.

Весь набор заданий построен по следующему принципу.

В заголовок выносится тема урока, соответствующая названию параграфа указанного учебника.

Задания одной темы проверяют знание и понимание текста учебника, умения анализировать и обобщать понятия, знания терминологии и фактологии учебника. К большинству тем предлагается три варианта заданий разного уровня сложности. Наиболее легким является первый вариант. Во второй и третий варианты включены наиболее сложные вопросы и задачи. Каждый вариант содержит текстовое задание и, почти каждое, рисунок, что позволяет иметь более точное представление об объекте изучения. Варианты повышенной сложности помечены знаком «*». Тем не менее, несмотря на разноуровневые задания, в них включены вопросы, тесты и задачи, которые ученик может решить, используя в качестве источника знаний только учебник.

Работа с одним вариантом не должна занимать более 10 минут урока, поэтому все вопросы сформулированы так, чтобы ответы на них были предельно точными и лаконичными.

Как работать с дидактическим материалом ученику.

Школьник, получивший это пособие, может выбрать для себя несколько вариантов работы.

1. Работа с одним, предложенным учителем, вариантом на уроке.

2. Выполнить за короткий срок все задания по теме (т. е. ответить на вопросы трех вариантов).

3. При подготовке домашнего задания самостоятельно проконтролировать себя по пособию.

Успешная работа с этим пособием возможна только при хорошем знании материала учебника и умении работать с рисунками. Поэтому, прежде чем приступать к ответам на предлагаемые задания, внимательно поработайте с учебником. Если вы будете заниматься серьезно и систематически, то уже после нескольких уроков почувствуете интерес к этой работе. Особое внимание обратите на рисунки. Они позволяют получить вам более точные представления об изучаемых объектах и явлениях.

Как работать с дидактическим материалом учителю.

Карточки могут стать удобным инструментом для быстрого контроля знаний и умений учащихся. Технологичность работы обеспечивается характером заданий и возможностью критериальной оценки большинства заданий. Такой подход облегчает подготовку учителя к уроку, ориентирует его на конкретный понятийный аппарат, позволяет варьировать методику и технологию уроков в соответствии с общими целями обучения и конкретными задачами урока. Разноуровневость заданий поможет учителю учитывать особенности класса и отдельных учеников.

Вся совокупность заданий позволяет проверить усвоение как базового, так и вариативного компонента курса экологии.

Пособие избавляет учителя от кропотливой работы по изготовлению различных дидактических карточек, в удобный для учителя момент урока может быть предложен один из нескольких вариантов по изучаемой теме. Слабым ученикам достаточно одного варианта, сильным – можно предложить два-три варианта. Первый вариант соответствует тройке, второй – четверке, а третий – пятерке. В течение первых пяти уроков каждый стремится выполнить вторые и третьи варианты, и получить хорошие отметки. Дети, довольные собой, уже не хотят брать первый вариант, и он остается для проверки знаний в конце урока по теме.

Работу с карточками можно организовать по-разному, важно, чтобы эта работа была систематической. Естественно, с содержанием карточек необходимо познакомиться заранее.

Проверку выполненных заданий учитель может провести сам, а можно предложить это сделать ученикам путем взаимопроверки. Разногласия в сравниваемых ответах могут стать предметом обсуждения на уроке. В любом случае это не займет много времени, особенно в сравнении с проверкой тетрадей или письменных работ.

Учитывая то, что все задания основываются на материале учебника, ответов к ним не дается. Это не позволит ученикам списать готовые ответы

Содержание

Предисловие    3

Введение в предмет    7

Глава I. Общие сведения о биосфере     9

Тема: Биосфера    9

Тема: Распределение живых организмов в биосфере    15

Тема: Зональное распределение живых организмов на суше    21

Тема: Распределение живых организмов по склонам гор    27

Глава II. Среды жизни и приспособления к ним организмов     31

Тема: Основные среды жизни    31

Тема: Наземно-воздушная среда. Состав воздуха    39

Тема: Плотность и давление газов как факторы наземно-воздушной среды    45

Тема: Свет как фактор наземно-воздушной среды жизни    51

Тема: Вода как условие жизни организмов в наземно-воздушной среде    57

Тема: Температура как фактор наземно-воздушной среды обитания    63

Тема: Осадки и их значение в жизни живых организмов    69

Тема: Особенности водной среды обитания    75

Тема: Свет и тепло как факторы водной среды жизни    81

Тема: Различия водной среды по составу растворенных веществ    85

Тема: Почвенная среда обитания живых организмов    93

Тема: Образование почвы    99

Тема: Вода в почве    105

Тема: Живые организмы – обитатели почвы    107

Тема: Живые организмы как среда обитания других живых организмов    111

Тема: Совместное влияние на организм условий окружающей среды. Жизненные формы    117

Глава III. Взаимоотношения живых организмов     123

Тема: Основные типы взаимоотношения живых организмов. Взаимовыгодные отношения    123

Тема: Отношения, выгодные для одних и безразличные для других    129

Тема: Отношения типа «Хищник–жертва» и «Паразит–хозяин»      135

Тема: Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими    141

Тема: Использование человеком взаимоотношений живых организмов    147

Глава IV. Естественные и искусственные сообщест-ва живых организмов     153

Тема: Сообщества живых организмов    153

Тема: Основные группы организмов в природных сообществах    157

Тема: Цепи и сети питания в сообществе живых организмов    165

Тема: Пруд и озеро как природное водное сообщество    171

Тема: Аквариум как искусственный пресноводный водоем    177

Тема: Луг как природное сообщество живых организмов    179

Тема: Поле как искусственное сообщество живых организмов    185

Тема: Широколиственный лес как природное сообщество живых организмов    189

Тема: Сосновый лес как сообщество живых организмов    195

Тема: Лесопарк как искусственное сообщество живых организмов    201

Тема: Плодово-ягодный сад как искусственное сообщество    205

Тема: Болото как естественное сообщество    207

Тема: Сезонные изменения в природных сообществах    211

Тема: Смена природных сообществ во времени    215

Тема: Жизнь растений и животных в условиях города    219

Тема: Использование природной среды человеком-охотником, собирателем, землепашцем и пастухом    221

Тема: Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения    225

Тема: Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы    229

Тема: Загрязнение воздушной оболочки земли    231

Тема: Загрязнение водных богатств земли    235

Тема: Потеря почвы и ее охрана    239

Тема: Влияние человека на растительный мир и его охрана    243

Тема: Лесные пожары    245

Тема: Влияние человека на животный мир    247

Тема: Заповедные территории    249

Тема: Влияние окружающей среды на здоровье человека    251

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос