Русский язык. Литературное чтение: карточки-задания для интегрированных уроков. 2-4 классы

Снято с продажи
Код 320д
Издательство Учитель, 2009
Серия Дидактический материал
ISBN 978-5-7057-1696-8
Страниц 106
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716968
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 74 г
Курсы русского языка Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной и курс чтения и начального литературного образования Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой образовательной системы "Школа-2100" предполагают проведение ряда интегрированных уроков, направленных на творческую работу учителя и учащихся.
В пособии представлена дидактическая система для уроков русского языка и литературного чтения, включающая в себя тесты, творческие задания, игры. Каждое задание предлагаемой системы несет определенную развивающую нагрузку, требуя от учащихся не просто ответа, а обоснования своего выбора. Материал пособия может быть использован при организации дифференцированной групповой и индивидуальной работы.
Пособие предназначено учителям начальной школы, которые ищут новые подходы в преподавании предметов.

Подробное описание

Предисловие

Интегрированные уроки прочно вошли в практику учителей современной начальной школы. Они предоставляют большие возможности для работы над изучаемым материалом в системе, а также в условиях практического применения знаний учащихся. Отличительной особенностью интегрированных уроков является их направленность на творческую работу как учителя, так и учащихся. Широкий выбор различных тем позволяет учителю по своему усмотрению подбирать наиболее подходящие для интеграции материалы.

Курс русского языка Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной и курс чтения и начального литературного образования Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой образовательной системы «Школа-2100» предполагают проведение ряда интегрированных уроков.

Целью таких уроков является развитие речи учащихся, формирование умения использовать в речи различные конструкции предложений, работать с текстом и анализировать текст художественного произведения; увеличение активного словарного запаса детей за счет изучаемых частей речи; формирование у детей умения переносить знания в конкретную практическую ситуацию.

Одним из средств реализации поставленных целей может стать система дидактического материала, разработанного специально для использования на интегрированных уроках.

Специфической особенностью такого дидактического материала является соответствие двум темам каждого интегрированного урока.

Пособие необходимо для организации дифференцированной, групповой и индивидуальной работы в ходе интегрированных уроков. Оно представляет собой попытку создать определенный комплекс разноплановых заданий, включающих тесты, творческие задания, игры.

Каждое задание предлагаемой системы несет определенную развивающую нагрузку, требуя от учащихся не просто ответа, а обоснования своего выбора. По мере возрастания сложности увеличивается и доля творческой работы. Дети постепенно начинают выступать в роли «ученых», ведущих научный поиск. Наличие игровых ситуаций помогает поддерживать положительную мотивацию к изучению учебного материала. Дидактическая целесообразность пособия заключается в том, что разработка специальной системы заданий к таким урокам позволяет распределить учебный материал по мере возрастания его сложности, органически связать между собой темы двух разных предметов, разнообразить формы работы на интегрированном уроке. Кроме того, педагогическая целесообразность связана с возможностью на более высоком уровне решать учебные задачи урока. Практическая направленность заданий позволяет детям применять теоретические знания, осознавать их необходимость.

Использование данного дидактического пособия приучает детей анализировать языковые явления, самостоятельно выражать свои мысли. Для удобства использования и приучения детей к эстетическому оформлению материала все задания систематизированы, имеют специальные заголовки и нумерацию.

Весь дидактический материал можно разделить на блоки в соответствии с темами интегрированных уроков.

В результате задания можно систематизировать следующим образом.

2 класс

Темы: Текст и его признаки. Особенности сказки как жанра.

Текст сказки как художественного произведения является частным случаем текста как структурной единицы языка. Поэтому, скорее всего, изучение этих двух тем в интегрированном варианте будет оптимальным. Задания этого блока помогают повторить признаки текста вообще и особенности текста сказки. Карточки содержат задания подготовительного характера, их можно использовать не только на интегрированном уроке, но и на уроках, предшествующих ему. Задания связаны с анализом структуры текста и требуют применения знаний как из области русского языка, так и литературного чтения. Дидактическая игра «Волшебное яблочко» является завершающим этапом работы в этом блоке. Карточки можно использовать для индивидуальной работы, дидактическую игру в ходе групповой работы, а в видоизмененном варианте – для коллективной работы.

Темы: Повторение признаков текста. Жанровые особенности изученных литературных произведений. Средства выразительности.

Задания этого блока связаны в основном с материалом из области литературного чтения. Это своеобразный итог работы над жанровым многообразием изученных произведений. Поэтому применять эти задания можно и не на интегрированных уроках. Они включены в общую систему, потому что являются хорошим тренажером для отработки практических навыков работы с текстом. При использовании на интегрированном уроке целесообразно проводить игру «Литературоведческое лото» коллективно, а игру «Литературоведческое домино» – по группам.

3 класс

Темы: Однокоренные слова. Б. Заходер «Что красивей всего?».

Наблюдение за словами лучше всего проводить в яркой, увлекательной форме. Поэтому стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего?» предоставляет богатый материал для таких наблюдений.

Темы: Сложные слова. Лия Гераскина «В стране невыученных уроков».

Изучение сложных слов лучше проводить в определенном контексте. Задачей заданий этого блока является не только обучение детей умению находить сложные слова в тексте, но и включить их в активный словарный запас учащихся. Задания служат отработке навыка узнавать сложные слова в тексте, понимать их смысл, задумываться над словообразованием, помогают детям поупражняться в самостоятельном образовании сложных слов. Причем каждое образованное ими слово должно соответствовать характеристике персонажа или определенного понятия из художественного произведения.

Темы: Имя существительное как часть речи. Генрих Сапгир «Леса-чудеса».

Значение частей речи лучше всего показать на примере различных художественных произведений. Задания помогают применить на практике знание грамматических особенностей имени существительного. Кроме того, каждое задание построено таким образом, что оно побуждает детей к составлению небольшого монологического высказывания научного характера. План, данный в карточке, помогает провести исследовательскую работу и составить такое сообщение.

Темы: Имя прилагательное. С. Есенин «Поет зима, аукает», «Пороша». К. Бальмонт «Снежинка».

Задания этого блока направлены не только на отработку умения находить в тексте имена прилагательные, связанные с именами существительными, но и на умение определять, какую эмоциональную нагрузку несут прилагательные в тексте. Поэтому в качестве материала выбраны лирические произведения, являющиеся своеобразным образцом мастерского использования художественного слова. Для подтверждения понимания эмоциональной окраски прилагательных в карточки включены задания тестового характера.

Темы: Глагол как часть речи. С. Есенин «С добрым утром!». И. Тургенев «Голуби». И. Бунин «Розы». Б. Пастернак «За поворотом».

При объединении этих тем несколько нарушен хронологический порядок. Целесообразность такой перестановки каждый учитель может решить для себя самостоятельно. Представленные в этом блоке произведения раскрывают роль глаголов в речи во всем ее многообразии.

Темы: Виды предложений по интонации и цели высказывания. Ю. Мориц «Пони».

Задания этого блока тоже даны по мере их усложнения. Они помогают определить виды предложений по интонации и цели высказывания в различных комбинациях. В карточках содержатся задания творческого характера. Модель задает основу, картинка служит для выбора лексики и эмоциональной окраски. Задания этого блока можно использовать при работе в парах.

4 класс

Темы: Однородные члены предложения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

Работа с однородными членами предложения – это одна из наиболее трудных тем. Искусство применения однородных членов предложения в речи познается детьми не сразу. Поэтому здесь представлен ряд заданий, направленных на постепенное оттачивание навыков такой работы. Карточки содержат тренировочные упражнения, требующие репродуктивных навыков, задания, развивающие способность к анализу конструкций предложений, а также задания творческого характера, что способствует развитию монологической речи.

Задания этого блока лучше предложить небольшому количеству наиболее подготовленных учащихся и выслушать их ответы как своеобразные творческие миниатюры.

Темы: Предложения с прямой речью. Басни И. А. Крылова «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом».

Задания способствуют применению полученных знаний при работе с текстом художественного произведения. Необходимо отметить, что некоторые предложения даны с небольшими изменениями, в несколько упрощенном, адаптированном для детей виде.

Темы: Слово. Части речи. Имя существительное. Анализ языка литературного произведения.

Место данных тем в общем курсе начальной школы предполагает наличие у детей уже довольно большого запаса знаний, умений и навыков, а также владение определенными приемами творческой работы, поэтому задание этого блока имеют высокий уровень сложности. Дидактическая игра представляет собой комплекс практических заданий, требующих от детей участия в частично поисковой деятельности.

Темы: Слово. Части речи. Имя прилагательное. Описание. А. Куприн «Слон».

Задания этого блока являются продолжением работы над ролью имен прилагательных в тексте, работа была начата в третьем классе. При выполнении таких заданий требуется умение не просто понять содержание прочитанного, но и прочувствовать характер описания. Тестовый материал содержит более сложные задания, требующие дифференцирования правильного ответа среди похожих формулировок. В карточки включены задания творческого характера, предназначенные для наиболее подготовленных детей.

Темы: Слово. Части речи. Глагол. Стихи поэтов ХХ века для детей.

Следует отметить, что задания этого блока выходят за рамки программных требований к знаниям учащихся о глаголе. Они включают информацию дополнительного необязательного содержания. Поэтому учителю необходимо учитывать это при решении вопроса о целесообразности применения заданий этого блока на уроке, тщательно продумывать наиболее подходящий этап урока и группу учащихся, которые могут справиться. Задания предполагают иногда разные варианты правильного ответа. Выполнение этих заданий лучше оценивать словесно.

Задания включены в общую систему с целью побудить детей к решению более сложных проблем, обучить вариативному мышлению, умению рассуждать. Задания интересны нетрадиционным подходом к созданию художественного образа только с помощью глаголов. Такие задания встречаются на уроках русского языка в четвертом классе. Поэтому возможен перенос этих навыков на работу с художественными образами.

Темы: Редактирование текста. Литературные жанры: былина, сказка, басня.

Дидактические игры этого блока являются своеобразным завершением комплексной работы, проведенной в ходе изучения курсов русского языка и литературного чтения.  «Литературоведческая мозаика» может быть применена для групповой работы, а именно работы по рядам, и проводится в виде соревнования. Игра «Удивительное путешествие» может быть проведена как на интегрированном уроке со всем классом (в несколько измененном виде), так и по группам во внеклассной работе.

Данная система представляет собой примерную подборку тем и наборов заданий, направленных как на репродуктивную, так и на частично поисковую деятельность учащихся на интегрированных уроках.

Как показывает практика, регулярное использование дидактического материала приучает детей к самостоятельной работе с текстом, к проведению анализа и синтеза, создает атмосферу поисковой работы, а также способствует раскрытию творческой направленности каждого ребенка.

Необходимо также отметить, что интегрированные уроки не должны проводиться слишком часто. Поэтому каждый учитель может выбрать лишь некоторые интегрируемые темы с учетом особенностей класса. Остальные задания можно использовать для индивидуальной, групповой и дифференцированной работы на уроках и внеклассных занятиях в рамках осуществления межпредметных связей.

Содержание

Предисловие    3

2 класс

Темы: Текст и его признаки. Особенности сказки как жанра    11

определение видов сказок    11

определение принадлежности сказки к авторской или народной    12

Признаки текста. определение структурных признаков сказки    14

анализ текста художественного произведения (сказки)    17

редактирование текста    23

Дидактическая игра «Волшебное яблочко»    24

Темы: Повторение признаков текста. Жанровые особенности изученных литературных произведений. Средства выразительности    29

Дидактическая игра «Литературное лото»    29

Игра «Литературоведческое домино»    35

3 класс

Темы: Однокоренные слова. Б. Заходер «Что красивей всего?»    43

подбор однокоренных слов    43

Темы: Сложные слова. Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»    46

поиск сложных слов    46

образование сложных слов и применение их для характеристики образа, предмета или понятия    50

Темы: Имя существительное как часть речи. Генрих Сапгир «Леса-чудеса»    52

Индивидуальное задание по отработке навыков применения знаний об имени существительном при работе с текстом художественного произведения    52

Темы: Имя прилагательное. С. Есенин «Поет зима, аукает», «Пороша». К. Бальмонт «Снежинка»    53

подбор имен прилагательных к существительным    53

Темы: Глагол как часть речи. С. Есенин «С добрым утром!». И. Тургенев «Голуби». И. Бунин «Розы». Б. Пастернак «За поворотом»    55

подбор глаголов к именам существительным и определение времени этих глаголов    55

Темы: Виды предложений по интонации и цели высказывания. Ю. Мориц «Пони»    57

определение вида предложений по цели высказывания и интонации    57

Составление текста по его модели и картинке    59

4 класс

Темы: Однородные члены предложения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»    61

составление схем к предложениям с однородными членами    61

описание действий для словесного рисования (алгоритм)    63

Составление мини-зарисовок с использованием однородных членов предложений    64

Темы: Предложения с прямой речью. Басни И. А. Крылова «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом»    64

составление схем предложений с прямой речью    64

Темы: Слово. Части речи. Имя существительное. Анализ языка литературного произведения    66

поиск антонимов    66

Дидактическая игра «Исследователь языка»    67

Темы: Слово. Части речи. Имя прилагательное. Описание. А. Куприн «Слон»    73

вид описания в рассказе А. Куприна «Слон»    73

выяснение степени понимания роли описания в каждом из фрагментов (тест)    75

обучение выполнению различных описаний    77

Темы: Слово. Части речи. Глагол. Стихи поэтов ХХ века для детей    78

уточнение оттенков значения глаголов и цели их употребления в художественном произведении    78

использование глаголов в создании образов    83

Темы: Редактирование текста. Литературные жанры: былина, сказка, басня    86

Дидактическая игра «Литературоведческая мозаика    86

Дидактическая игра «Удивительное путешествие»    88

Приложение. Урок русского языка и чтения в 3 классе (образец)    91

Литература    102

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.