Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи

Снято с продажи
Код 92х
Издательство Учитель, 2007
Серия Дошкольник
ISBN 5-7057-0647-2
Страниц 77
УДК 372.21
Штрихкод 9785705706471
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 3 (мм)
Вес 56 г
Данное пособие предлагает одно из решений проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Эффективность интегрированных занятий предлагаемого пособия определяется комплексным использованием средств театра, музыки, художественной литературы, рисования. Подобные формы обучения и воспитания способствуют развитию эстетического вкуса, формированию художественно-творческих и музыкальных способностей детей.
Предназначено воспитателям, методистам, руководителям детских дошкольных учреждений при организации работы по данному направлению.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Интегрированный подход в образовании для школы глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Данное пособие ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка, отвечает «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 по развитию речи, 3 по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

• Развитие речи и рисование.

• Музыка и рисование.

В данном случае музыка и развитие речи – ведущая деятельность, рисование – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 – по развитию речи, 2 – по музыкальной деятельности, 2 интегрированных занятия.

В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является рисование. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую – воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с рисованием проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности – слушание музыки, развитие речи, рисование – проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию.

Проведенные контрольно-проверочные занятия по составлению рассказов показали, что у детей экспериментальной группы рассказы больше по объему, интереснее по содержанию, построены грамматически правильно, эмоционально насыщеннее, интерес к занятиям выше. Рисунки в этой группе оригинальны по способу выполнения, насыщены образами из литературных и музыкальных произведений.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

1) Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

2) Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.

3) Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.

4) Научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Содержание

Введение    3

Технологические основы    5

Структура проведения занятия    8

Результативность    11

Рекомендации    12

Конспекты интегрированных занятий по развитию речи, рисованию и музыке в средней группе дошкольного учреждения

Занятие 1. Тема: А. Барто «Игрушки» (рисование иллюстраций, песенные импровизации)    13

Занятие 2. Тема: Магазин игрушек    15

Занятие 3. Тема: Это – Я!    16

Конспекты интегрированных занятий по развитию речи, рисованию и музыке в старшей группе дошкольного учреждения

Занятие 4. Тема: «Три чуда» (из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по одноименной сказке А. С. Пушкина)    18

Занятие 5. Тема: Автопортрет    21

Занятие 6. Тема: «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого    24

Занятие 7. Тема: Поздняя осень    25

Занятие 8. Тема: Придумывание и рисование продолжения сказки «Два жадных медвежонка»    27

Занятие 9. Тема: Сочиним сказку (придумывание сказки по вопросам. Создание книги)    30

Занятие 10. Тема: Пересказ сказки «Петух да собака»    31

Занятие 11. Тема: Портрет Снежной королевы    33

Занятие 12. Тема: Подводное царство    35

Занятие 13. Тема: У природы нет плохой погоды    37

Конспекты интегрированных занятий по развитию речи, рисованию и музыке в подготовительной группе дошкольного учреждения

Занятие 14. Тема: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)    41

Занятие 15. Тема: Сказочная птица    44

Занятие 16. Тема: Зимняя сказка    46

Занятие 17. Тема: Зимний вечер    48

Занятие 18. Тема: Афиша к спектаклю по сказке «Дюймовочка»    50

Занятие 19. Тема: У Лукоморья дуб зеленый    52

Занятие 20. Тема: Мир людей    54

Занятие 21. Тема: Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора»    58

Приложение    62

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос