Экономическая игротека на уроках математики. 1- 4 кл

Снято с продажи
Код 84э
Авторы-составители Сафронова Г. А.
Издательство Учитель, 2004
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 5-7057-0359-7
Страниц 74
УДК 372.72
Штрихкод 9785705703593
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 56 г
В пособии дана учебная модификационная программа для подготовки младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях.
В нём объясняются некоторые доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.
Целью пособия является оказание помощи учителю начальной школы в формировании экономического мышления и воспитании культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Подробное описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т. д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних и старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения «Экономической игротеки», овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.

2. Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

3. Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.

4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

5. Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяет в рамках предмета «Экономическая игротека», привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатление, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Цель: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи: формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных сведений об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов). Объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране, мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов.

Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе.

Создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой изучения последующих тем. Курс рассчитан на 76 занятий (тридцать минут – один раз в неделю). Обучение по программе «Экономическая игротека» следует начинать с 1 класса, но не с начала учебного года, а после того, как дети закончат изучение букваря. Поэтому на 1 класс отводится 10 часов курса. Во 2, 3 и 4 классах следует начинать курс с середины сентября и заканчивать в начале мая. Даётся возможность адаптации после лета, поэтому все дополнительные предметы вводятся постепенно и заканчиваются раньше, чтобы снизить нагрузку в конце учебного года. Соответственно во 2 классе – 19 часов, в 3 классе – 22 часа и в 4 классе – 25 часов.

Составляющей частью «Экономической игротеки» является программа К-6, разработанная в США. Из неё взяты такие разделы:

1 класс – Наши семьи.

2 класс – Наш микрорайон.

3 класс – Наш город.

4 класс – Наш регион.

Использование этой программы обусловлено её доступностью, практической направленностью, дети не только размышляют и анализируют, но и создают своими руками в 1 классе книжку «Наши семьи» с иллюстрациями и текстами, являясь её авторами и художниками. Материал очень близок и понятен детям. Они обсуждают тему «Чудесное место для жизни» и приходят к выводу, что этим чудесным местом является семья. Во 2 классе мы берём раздел «Наш микрорайон» в конце изучения основных тем, так как для ответов на вопросы тестов и рассуждений о работе и жизни нашего микрорайона необходимы экономические знания. Дети изучают свой микрорайон, узнают о тех предприятиях и учреждениях, без которых невозможна нормальная работа для любого микрорайона, учатся принимать решения. В конце 3 класса из программы К-6 мы берём раздел «Наш город», основой которого является бизнес. Учащиеся создают макет города, во время экскурсии выявляют места неправильной застройки города и стараются расположить здания в макете города без нарушений с точки зрения архитектуры, экологии и удобного сосуществования. Они знакомятся со строительными профессиями. Далее мы с ними входим в увлекательный мир газетного бизнеса. Учащиеся создают свою газету. В 4 классе дети знакомятся со своим регионом и сравнивают его с другими регионами страны. Знакомятся с различными отраслями народного хозяйства. Развивают представление о том, как работает предприятие, как оно взаимодействует на региональном и межрегиональном уровнях.

Программа К-6 «Достижения молодых» удобна своей практической направленностью, техническим и методическим обеспечением.

В том, чтобы учащимся на уроке было интересно и увлекательно, им поможет не только программа К-6, но и учебники:

1. Л. М. Кларина «Уроки Гнома Эконома» (1, 2 классы);

2. Т. В. Смирнова «Белка и компания»;

3. В. А. Рубе «Зачем нужны налоги» (3, 4 классы).

Данное пособие не даёт подробное поурочное планирование по каждому уроку тематического плана, так как большинство уроков даны в вышеуказанной программе К-6 и составитель не вправе приводить их здесь, не боясь нарушить авторские права создателей этой программы. Составитель приводит только планы тех уроков, которые он творчески сам обработал. В основном это итоговые уроки по темам, приведённым в тематических планах классов, но и они помогут учителю начальной школы понять и творчески применить преподавание экономики в младших классах.

Содержание

Пояснительная записка    3

Содержание курса    4

Тематический план. 1 класс «Наши семьи»    7

Литература для учащихся 1 класса    9

Тематический план. 2 класс    10

Литература для учащихся 2 класса    13

Тематический план. 3 класс    14

Литература для учащихся 3 класса    17

Тематический план. 4 класс    19

Литература для учащихся 4 класса    22

Технология обучения    24

Осуществление контроля    26

1 класс     27

Урок № 10. Что мы теперь знаем о наших семьях    27

Задачи к урокам экономики в 1 классе    32

2 класс     34

Урок № 5. Наука экология и её влияние на наши потребности    34

Урок № 19. О чём мы теперь знаем и как эти знания влияют на нашу жизнь    36

3 класс     44

Урок № 4. Что мы знаем о деньгах?    44

Урок № 8. Как помочь тем, кто не работает?     49

Урок № 22. Последнее путешествие в страну Волшебницы Экономики    52

3 класс. Внеклассное мероприятие. Игра-соревнование «Экономический калейдоскоп»     62

4 класс     67

Урок № 21. Налоги    67

Литература    71

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос