В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения. Комплексные задания для обучающихся в электронном приложении

  • Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения. Комплексные  задания — интернет-магазин УчМаг
-10%
266 руб.
239,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
1 Отзыв В избранное
Код: 3021
Издательство: Учитель, 2019
ISBN: 978-5-7057-4690-3
Страниц: 113
УДК: 372.016:54
Штрихкод: 9785705746903
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 200 x 5 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 101 г
Предлагаемый комплект (книга + диск) - это компетентная помощь педагогу в вопросах обучения и воспитания, направленная на выполнение установок ФГОС в отношении личностных качеств выпускников школы.
В пособии представлены примерное планирование личностных результатов, компоненты содержания модулей программы по химии, формирующие определённый результат, различные виды учебной и внеурочной деятельности школьников, примеры заданий, экспериментов, экскурсий, проектов с методическим сопровождением, которые обеспечат учителю реализацию каждого из направлений воспитания личности, а учащимся предоставят возможность достижения личностных результатов.
Электронное приложение содержит комплексные задания для обучающихся 8-11 классов, способствующие развитию учебных умений во всех видах деятельности с целью освоения курса химии, решению мировоззренческих, экологических, эстетических, нравственных и других проблем, имеющих важное воспитательное значение.
Предназначено учителям химии, методистам, руководителям методических объединений; рекомендовано аспирантам и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы воспитания и развития учащихся традиционно входили в круг задач естественнонаучного образования и методик частных предметов.

Однако резкое изменение социальных отношений в стране в конце ХХ века нарушило уклад школьного образования и существующую систему воспитания. Была значительно ослаблена роль воспитания как целенаправленного воздействия на личность. Культурное содержание воспитания и его социокультурный потенциал в значительной степени перестали быть востребованными школой и обществом в целом. СМИ, кино, телевидение в то время превозносили отрицание сложившихся ценностей советского периода, подменяли их квазиценностями, такими как «сила», «власть», «деньги», «карьера», «вседозволенность» и т. п. Примитивное понимание «свободы мнений» вело к низвержению авторитетов и достижений выдающихся личностей и интерпретации их деятельности как ряда ошибок и безнравственных действий. Пренебрежение накопленным в советский период опытом и отрицание личностного смысла науки, образования отозвались в сфере естественнонаучной культуры проявлениями массовой экологической и химической безграмотности, хемофобии, популярности колдунов и экстрасенсов.

В начале 2000-х годов общество подошло к осознанию того, что в стране кардинально изменились условия жизни, потребности людей и, соответственно, требования к качеству образования и его важнейшему компоненту – воспитанию подрастающих поколений. Воспитание на сегодняшний день является приоритетным направлением государственной политики России в области образования. Это обусловлено многими причинами, в том числе и снижением культурного уровня молодёжи. В значительной части современной подростковой и юношеской среды утвердились негативные явления, такие как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, пренебрежение элементарными нормами поведения как форма мнимой свободы и независимости, грубость, нарочитое культивирование в речи арго. Часто можно столкнуться с обесцениванием достижений предыдущих поколений, неприятием культуры других национальностей, снижением бытовой культуры и др. Необходимость искоренения этих тенденций в молодёжном сообществе требует не только объединения усилий всех здоровых сил социума, но и обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к гуманистическим моделям воспитания. Главную роль в этом процессе призвано сыграть школьное образование, так как «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [1].

Наметившееся в настоящее время усиление внимания к вопросам воспитания в процессе обучения школьников обусловлено также требованиями образовательных стандартов второго поколения. В стандартах, определяющих функционирование системы основного общего и среднего общего образования, выделено направление на обеспечение воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в личностной сфере: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [2].

В соответствии с этими установками каждый учебный предмет, и химия в том числе, призван вносить определённый вклад в «создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся» [4].

В соответствии с положениями стандарта все компоненты образовательного процесса в школе должны быть ориентированы на достижение приоритетных образовательных результатов. В сфере обучения химии это означает приведение не только цели, содержания, но и организационных форм, методов и средств обучения в соответствие с требованиями стандарта.

Цель и планируемые личностные результаты химического образования обусловливают задачи единого процесса воспитания и обучения, конкретизирующие его содержание.

В основной школе – обеспечить:

  • усвоение системы научных знаний и освоение умений познавательной деятельности как основы для развития естественнонаучного мировоззрения и миропонимания, формирования системы ценностей человека и ценностных отношений к окружающему миру, развития духовно-нравственных основ личности, патриотизма и гражданственности;
  • развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов, вовлечение в созидательную деятельность самых разных форм и видов; усвоение культуры здорового образа жизни;
  • формирование основ экологической грамотности;
  • возможность осуществления сознательного выбора профиля и траектории дальнейшего обучения.

В старшей школе – обеспечить:

  • профессиональное ориентирование и адаптацию личности выпускника к условиям современного социума;
  • возможность саморазвития, саморегулирования и самообразования, овладения современной культурой;
  • способность к выбору жизненных позиций и жизненного пути, способность быть субъектом деятельности и собственной жизни;
  • формирование личностного смысла ценностей;
  • формирование экологического сознания;
  • развитие функциональных возможностей выпускников в решении проблем в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности.

Особенности намеченных задач предполагают выбор тех подходов и направлений, которые способствуют более полной реализации воспитательного потенциала, заложенного в содержании и методике учебного предмета «Химия».

В теории и практике обучения естественнонаучным предметам, в том числе химии, в современной школе реализуются деятельностный и компетентностный подходы. В соответствии с деятельностным подходом в качестве ведущих ориентиров и главных критериев качества образования рассматриваются не только приобретаемые знания и умения, но и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, его возможностей в условиях постоянно усложняющейся самостоятельной продуктивной деятельности. В педагогике разработан оптимальный способ достижения воспитательной цели образования – организация деятельности самих воспитуемых. Ведущую роль играет созидательный характер деятельности, её моти-вация, осознанность значения действий, успешность деятельности. В условиях, когда подросток выступает субъектом деятельности, его активное взаимодействие с миром порождает систему важнейших для социального человека новообразований личности.

С позиций компетентностного (системно-деятельностного) подхода, заложенного в ФГОС, весь образовательный процесс ориентирован на получение результатов, являющихся значимыми в жизни человека. В рамках названных подходов школьное химическое образование (в единстве обучения и воспитания) организуется с учётом главных направлений развития естественнонаучного среднего образования, таких как: гуманизация, фундаментализация содержания, практическая направленность, экологизация, интеллектуализация, формирование универсальных способов деятельности.

Проявление воспитательных возможностей обучения зависит как от содержания химического образования, так и от организации воспитывающей среды; от реализуемых форм деятельности учащихся в рамках классно-урочной системы и во внеклассной деятельности. Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса, расширять возможности для проявления собственной социально-нравственной позиции. Важнейшее значение для воспитания имеет эффективное использование в образовательном процессе новейших педагогических методов и технологий. Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся в курсе химии также содействует эффективному решению задач воспитания.

Педагогическим средством для решения воспитательных задач является создание в процессе обучения химии ситуаций учебного, учебно-проектного и социально-проектного типов, которые приближены к жизненным интересам подростков, знакомы и понятны им. В рамках таких ситуаций происходит становление жизненного опыта учащихся в результате проигрывания ими различных социальных ролей. В таком контексте учителем целенаправленно создаются условия для личностного позиционирования учащихся, апробирования отношений и ценностных ориентаций, разных коммуникаций и взаимодействий, формирования жизненных установок, накопления опыта практико-ориентированных действий в социальной и природной среде.

Значительную роль в актуализации воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» играет возвращение полноценного химического эксперимента в процесс обучения. Замена реальных опытов и практических работ на виртуальные аналоги, которую можно наблюдать в ряде школ, не сможет восполнить воспитывающую функцию эксперимента, проявляющуюся в следующих аспектах:

  • практическая работа с осязаемыми, а не воображаемыми веществами способствует формированию научного мировоззрения и мировосприятия школьников;
  • необходимость точности и аккуратности, соблюдения техники безопасности при выполнении опытов приучает к ответственному отношению к труду, собственному здоровью и к за-боте о безопасности окружающих людей;
  • предметное знакомство с объективным материальным миром веществ порождает естественный интерес подростков к науке химии и во многом определяет профессиональную ориентацию учащихся [24].

Достаточно эффективные методы развития и воспитания учащихся при изучении химии широко представлены в школьной практике, в творческой работе учителей. Это и разнообразные инновационные технологии (например, проблемное обучение, развитие критического мышления, ситуационный анализ – case-study и т. п.), и интерактивные методы обучения (использование на уроках работы в парах и малых группах, элементов «мозгового штурма», дебатов, дискуссий, деловых игр). Учителями используются разнообразные формы внеурочной работы, такие как: кружки, студии, клубы, краеведческие музеи, научно-практические конференции, школьные научные общества, социальные и практико-ориентированные проекты, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Эти методы работы предполагают личностное «субъект – субъектное» общение педагога с обучаемыми, а также взаимодействие учащихся разных возрастных групп между собой. В таких условиях формируется образовательное пространство, которое может обеспечить необходимое разнообразие самостоятельной и групповой деятельности учащихся, удовлетворение их познавательных интересов. Самореализация обучающихся, в том числе одарённых и талантливых, должна осуществляться через организацию учебной и внеурочной работы с использованием возможностей учреждений дополнительного образования, с включением школьников в процессы преобразования социальной среды района или населенного пункта.

Повышение эффективности учебного процесса и внеурочной работы всеми современными средствами – методическими, организационными и техническими, обеспечивает возможности для более полного и качественного усвоения содержания курса химии и для личностного развития обучающихся. В этом случае учебный предмет «Химия» будет выполнять свою воспитательную функцию в образовательной системе школы, что отвечает требованиям ФГОС к реализации основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Содержание

оглавление

Введение    3

Глава 1. Воспитание в современной системе химического образования    10

Глава 2. Вклад учебного предмета «Химия» в достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования    15

Глава 3. Реализация воспитательного потенциала курса химии в контексте современных тенденций развития содержания естественнонаучного образования    25

Глава 4. Организация самостоятельной деятельности школьников с изучаемым содержанием – главное условие достижения личностных результатов изучения химии    43

Глава 5. Формирование мировосприятия и мировоззрения учащихся на основе развития познавательных возможностей личности    61

Глава 6. Формирование социально ориентированного отношения к окружающему миру и осознание личностного смысла изучения химии    80

Глава 7. Эстетический потенциал химического образования    85

Глава 8. Патриотическое воспитание в курсе химии    95

Глава 9. Формирование экологического сознания, представлений о безопасной деятельности и здоровой жизненной среде    101

Заключение    106

Литература    108


СОДЕРЖАНИЕ электронного приложения

Задания мировоззренческой направленности

Задания эстетического воспитания обучающихся

Задания с экологическим содержанием

Итоговые комплексные задания по химии

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Отзывы

27 декабря 2017 (16:59)
Наталия Кириллова
Хороший методический материал (тот, который в печатной версии). Есть один большой минус: не работает диск. Компьютер вообще не распознает его. На самом диске нет никаких требований к операционным системам, так что видимо должен по умолчанию работать на всех. Увы, не работает. Очень жалею, что заказывала.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru