Контроль воспитательного процесса. Современные подходы, формы и методы. Методическое пособие

Снято с продажи
Код 19437
Издательство Центр "Педагогический поиск", 2014
ISBN 978-5-91569-050-8
Страниц 176
Штрихкод 9785915690508
Размеры (Ш x В x Т) 165 x 235 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 237 г
В книге кратко изложены теоретические и технологические аспекты педагогического контроля в воспитательном процессе, представлены материалы из опыта реализации контрольной функции в образовательных учреждениях, помещены методики для изучения эффективности процесса развития детей, формирования школьного и классного коллектива, определения степени удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью и результатами процесса воспитания в учебном заведении.
Методическое пособие адресовано педагогам и руководителям учреждений образования, студентам педвузов и слушателям ИПК, научно-методическим работникам.

Подробное описание

Разговор о контроле следует начать с констатации неоднозначного отношения к нему научных и практических работников образования. Кстати, такое отношение к контрольной функции свойственно и представителям других профессий. Большинство людей, встречаясь с контролером, непроизвольно начинают испытывать отрицательные чувства. Немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг в книге «Руководить без конфликтов» пишут: «Как только в электричке появляется контролер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты». Многие педагоги утверждают, что избрание их деятельности в качестве объекта контроля чаще всего они расценивают как проявление недоверия руководства учебного заведения к ним и выполняемой ими работе.

Невольно возникает вопрос: может, на современном этапе развития образования следует отказаться от контрольной функции? Профессор В.М. Лизинский дает на него утвердительный ответ, делая при этом важное пояснение, что надо отказаться от контроля как превалирующей формы управленческой деятельности. «В гуманитарной области подход к этой управленческой функции должен быть особенно трогательным и тонким. Во всяком случае, без психологизации и педагогизации контрольных процедур, только административным способом мы можем принести через контролирующую деятельность больше вреда, чем пользы. Особенно важно, что постепенно в практику приходит понимание бесперспективности так называемого внутришкольного контроля в области воспитания в ныне существующих формах».

Одновременно ученые и успешные руководители образовательных учреждений обращают внимание на объективную необходимость контроля как важнейшей функции управления учебным заведением и происходящими в нем педагогическими процессами. Известные специалисты менеджмента М.М. Поташник и А.М. Моисеев утверждают: «Чтобы понять объективную необходимость, обязательность контроля, нужно представить себе, что произойдет с системой управления, если контроль ликвидировать, убрать эго из системы. Ситуация будет той же, как если бы из автомобиля убрать одну из его частей (например, карданный вал, или карбюратор, или двигатель) - он тут же перестанет выполнять свое предназначение как средства передвижения. Без контроля управление слепо и обречено на ошибки, а значит, вся работа школы становится неэффективной, не обеспечивающей высокое качество образования».

Если попытаться найти метафору, с помощью которой отразить важность и полезность контрольной функции, то наиболее подходящей, по нашему мнению, может стать следующая: контроль - это «глаза» управления. Как летчику сложно без показателей приборов совершить успешный полет, так и педагогам нелегко без контроля, следовательно, без наличия информации и обратной связи, вслепую двигаться к цели и достичь желаемых результатов.

Осознавая важность педагогического контроля в процессе воспитательной деятельности и необходимость внесения существенных корректив в эту управленческую функцию, авторы данного пособия организовали поиск современных подходов, форм и методов контроля процесса воспитания детей. Этот поиск проходил в рамках межрегионального исследования «Менеджмент воспитания», в котором принимали участие научные и практические работники Санкт-Петербурга, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Псковской, Смоленской, Ярославской областей Российской Федерации и Витебской области Республики Беларусь.

У читателей существует реальная возможность ознакомиться с результатами совместной исследовательской и практической деятельности. В первой главе пособия изложены представления ученых и педагогов-практиков о назначении и сущности контроля, о современных подходах к его организации. Во втором разделе описаны основные формы реализации контрольной функции. А третья глава посвящена одной из сложных проблем теории и практики воспитания - изучению эффективности воспитательной деятельности.

Авторы надеются, что предлагаемые в книге разработки окажутся привлекательными и полезными для читателей и будут способствовать модернизации педагогического контроля и повышению его результативности.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос