Достижение личностных результатов учащимися на уроках физики

Есть на складе
233 руб.
-10%
209,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5216
Авторы Кунаш М. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-4651-4
Страниц 256
УДК 372.016:53
Штрихкод 9785705746514
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 172 г
Пособие содержит методический материал, позволяющий учителю эффективно проектировать достижение обучающимися личностных результатов при изучении физики - формирование познавательного интереса, целостного мировоззрения
в рамках современного развития науки, основ экологической культуры, морально-этических норм и ценностей здорового и безопасного образа жизни, готовности к саморазвитию и самообразованию. Представлены практические основы реализации проектной и исследовательской форм взаимодействия учителя и школьников, необходимые для развития личностных характеристик обучающихся на основе требований ФГОС ООО.
Адресовано учителям и преподавателям физики, руководителям МО, методистам, заместителям директора.

Подробное описание

Введение

Нобелевский лауреат И. Раби писал: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени». Очень важно, чтобы система инженерно-технического образования давала профессионалов. Но хороший профессионал – инженер, обладающий нравственной, духовной культурой. Научное мышление рационально, критично и аналитично. При этом научная рациональность важна именно потому, что она приучает человека к осознанию относительности и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших представлений о мире. Новый синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, вероятности, самоорганизации и системного подхода, проявляется и в естественно-технических, и в гуманитарных науках. Все большее сходство выявляется между объектами неживой и живой природы и общественными явлениями. В естествознании все чаще рассматривается междисциплинарность, комплексность, системность. Синтезирующую роль берет на себя культура, объединяя науку, искусство и духовные учения в целостность ноосферы. Еще А. Эйнштейн писал: «Все религии, искусства и науки являются ветвями одного дерева». По словам Вернадского, «…научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от общественной жизни или искусства невозможно. Все проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении».

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Эти идеи заложены в основных документах нового образовательного стандарта. Стандарт направлен на обеспечение:

– формирования российской гражданской идентичности учащихся;

– единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и сохранения их здоровья;

– развития государственно-общественного управления в образовании.

Особенное значение в Стандарте отведено становлению личностных характеристик учащегося, которые представлены в «Портрете выпускника основной школы»:

– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Ориентированность образовательного процесса на достижение предметных и метапредметных результатов, которые выносятся на итоговую проверку по физике, является, с одной стороны, следствием недопонимания того, что личностные, метапредметные и предметные результаты образования есть различные стороны проявления личности учащегося. Следовательно, ошибочно и опасно выделять в качестве приоритетов те или иные группы результатов обучения. С другой стороны, явный перевес внимания педагогов в сторону предметных и метапредметных результатов обучения физике определяется отсутствием современных разработок, посвященных вопросам достижения через учебные предметы личностных результатов образования. Несмотря на то что любой урок, согласно общим положениям педагогической науки, выполняет воспитательную функцию, системный результат возможен лишь при целенаправленной деятельности учителя физики в области формирования и развития личностных характеристик учащихся.

Представленное учебно-методическое пособие направлено на восполнение указанного пробела. В нем представлены как теоретические сведения, касающиеся понятия личностных результатов, достижение которых определяется ФГОС ООО, так и обширный практический материал, характеризующий систему работы по достижению личностных результатов при освоении учащимися курса физики.

Поскольку большинство современных публикаций, посвященных личностным проявлениям учащихся на уроках физики, либо отличаются излишней краткостью и представляют собой разработку отдельных занятий, либо рассматривают определенный аспект личностного формирования, дезориентируя учителя в потоке информации, представленное пособие направлено на комплексное рассмотрение учителем физики процесса достижения личностных результатов – с позиции практических приложений, теоретического подтверждения выводов, а также методической основы формирования личности учащегося.

Структура пособия включает ряд блоков. В первом блоке представлены характеристики и составляющие личностных результатов учащихся при освоении материала физики в основной школе. Далее рассматриваются вопросы связи между планируемыми личностными результатами образования и формированием универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе.

Блок, посвященный деятельности учителя по достижению учащимися личностных результатов при изучении физики, включает подробное рассмотрение наиболее проблемных аспектов этой работы, среди которых формирование познавательного интереса, готовности к саморазвитию и самообразованию, целостного мировоззрения в рамках современного развития науки, основ экологической культуры, морально-этических норм и ценностей здорового и безопасного образа жизни. Уделено внимание вопросам развития эстетического сознания, реализации профориентационного потенциала физики, воспитанию гражданской идентичности и патриотизма на уроках физики. Рассматриваются вопросы воспитания уважения к человеку и освоения социальных ролей, а также коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики.

С учетом значимости проектной и исследовательской деятельности, подчеркиваемой во ФГОС ООО, один из блоков пособия представляет практические основы реализации данной формы взаимодействия учителя и учащихся в рамках формирования и развития личностных характеристик школьников.

Пособие содержит значительный практический материал, позволяющий учителю физики выстроить собственную систему деятельности в процессе реализации вопросов личностного развития учащихся. При создании пособия использован опыт работы педагогов области: Скрыпниченко Надежды Геннадьевны, учителя физики МБОУ СОШ № 23 г. Мурманска; Михедько Оксаны Григорьевны, учителя физики МБОУ СОШ № 266 г. Снежногорска; Котляр Тамары Валентиновны, учителя физики МОУ Верхнетуломская СОШ; Миронова Виктора Ивановича, преподавателя ГАОУ МО СПО «МИК». В пособии также использованы тексты физического содержания, включенные в задания итоговой аттестации учащихся по физике, и задачи по физике, представленные в открытом доступе в сети Интернет, в открытом банке заданий ФИПИ.

Содержание

Введение    3

Понятие личностных результатов образования в основных документах ФГОС ООО    8

Личностные результаты и формирование УУД на уроках

физики в основной школе    15

Формы и методы оценки процесса достижения личностных

результатов на уроках физики    30

Деятельность учителя по достижению личностных результатов при изучении школьниками курса физики    44

Формирование познавательного интереса, готовности

к саморазвитию и самообразованию    44

Профориентационные основы физики    97

Формирование целостного мировоззр,ения в рамках совре-

менного развития науки    120

Формирование основ экологической культуры    141

Воспитание гражданской идентичности и патриотизма

на уроках физики    156

Развитие эстетического сознания    177

Формирование морально-этических норм на уроках физики    205

Формирование ценности здорового и безопасного образа

жизни    213

Уважение к человеку и освоение социальных ролей. Коммуникативная компетентность    228

Литература    251

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru