Основы светской этики. 4 класс. Система уроков. УМК "Основы религиозных культур и светской этики". Программа для установки через Интернет

Есть на складе
112 руб.
-10%
100,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5845в
Авторы-составители Ковальчукова А.В., Совина Л.П.
Издательство Учитель, 2015
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:17*04
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие содержит систему уроков по темам образовательного модуля "Основы светской этики" в 4 классе, составленную в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированную на работу по учебнику А. А. Шемшурина "Основы светской этики" (М.: Дрофа, 2015), входящему в комплект завершенной предметной линии "Основы религиозных культур и светской этики".
Предложенные сценарии уроков разработаны на основе использования технологий развития критического мышления, проектной деятельности, портфолио, метода художественно-педагогической драматургии. Ресурсный материал (поэтические и литературно-художественные тексты, репродукции картин, биографические сведения о писателях, художниках) поможет педагогам представить каждый урок содержательным, ярким и запоминающимся.
Предназначено учителям начальных классов, преподавателям МХК и краеведения, руководителям методических объединений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества…» и, как результат, «…формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий»*.

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ системе общего образования.

В связи с тем, что характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса, актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Курс включает шесть модулей-учебников – «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» – и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к конечным результатам их изучения, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Целью реализации содержания модуля является формирование у млад-шего подростка представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, понимания их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним; формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Освоение учебного содержания данного модуля должно обеспечить:

• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

• знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

• формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

• формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

• формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

• знание, понимание и принятие личностью ценностей Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление веры в Россию;

• укрепление духовной преемственности поколений.

Методическая идея состоит в том, что реализация содержания модуля «Основы светской этики» строится на основе применения современных образовательных технологий: технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности, метода ведения портфолио, метода художественно-педагогической драматургии и др. В соответствии с используемыми технологиями определено и количество этапов внутри каждого урока. Так, например, урок в технологии развития критического мышления включает в себя три стадии: стадию вызова, стадию содержания и стадию рефлексии. Метод художественно-педагогической драматургии предполагает построение занятия как единого художественно-педагогического целого по законам развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии). В структуре урока в соответствии с данной технологией выделяется пять этапов: экспозиция, завязка (постановка проблемы), разработка, кульминация и развязка (последействие). И технология развития критического мышления, и метод художественно-педагогической драматургии обеспечивают формирование у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

Печатные пособия.

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики. 4 класс (4–5 классы) : учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Шемшурина [и др.]. – М. : Дрофа, 2015.

2. Основы светской этики : учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М. : Дрофа, 2015.

3. Катышева, И. Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс : метод. пособие / И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М. : Дрофа, 2013.

4. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 1. Стихотворения 1813–1824 годов / А. С. Пушкин. – М. : Художественная литература, 1974.

Интернет-ресурсы.

5. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – Режим доступа : http://www.lib.ru/EKZUPERY/mprinc.txt

6. Андерсен Г.-X. Снежная королева. – Режим доступа : http:// andersen.com.ua/ru snezhnava koroleva.html

7. Аннинский, Л. А. Тут изображен угнетенный народ. – Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/380136/read

8. Аннинский, Л. А. Последний день Помпеи. – Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/380136/read

9. Бер-Тамоева, С. Надежда Дурова. – Режим доступа : http://www.peoples.ru/military/hero/durova

10. Блиев, Ю. Последний русский лейб-медик. – Режим доступа : http://www.mgzt.ru/article/946

11. Большой энциклопедический словарь. – Режим доступа : http://mirslovarei.com/besа

12. Гладков, А. К. Давным-давно. – Режим доступа : http:// lib.ru/PXESY/GLADKOWA/dawnymdawno.txt

13. Госчиновники не дают денег на музей Рахманинова в Москве, считая его эмигрантом-предателем. – Режим доступа : http://newsru.com/cinema/26aug2010/rahmaninov.html

14. Крапивин, В. П. Штурман Коноплев. – Режим доступа : http://ssrn.ru/arts/Web/ListStr2.asp?IDn=19980

15. Мопассан, Ги де. Плетельщица стульев. – Режим доступа : http://ocr.krossw.ru/html/mopassan/mopassanpletelshizals1.htm

16. Остер, Г. Вредные советы : книга для непослушных детей и их родителей. – Режим доступа : http://lib.ru/ANEKDOTY/ osterwred.txt

17. Свято-Михайловский собор г. Ижевска: историческая справка. – Режим доступа : http://www.udmeparhia.ru/arrivals/ region/izhevsk/izhevsk_432.html

18. Тарасов, В. Философские рассказы для детей. – Режим доступа : http://www.tarasov.ru/school/books/phil2.html

19. Толстой, А. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – Режим доступа : http://az.lib.ru/t/tolstoi a n/textQ320.shtml

20. Третьяков Павел Михайлович (биография владельца величайшей коллекции русской живописи). – Режим доступа : http://www.biografii.ru/biogrdop/tretiakovрm/tretiakovрm.php

21. Уайльд, О. Счастливый принц. – Режим доступа : http:// www.lib.ru/WILDE/prince.txt

22. Цомакион, А. И. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. – Режим доступа : http://az.lib.ru/c/comakion a i/text 0004.shtml

23. Факты об Александре Васильевиче Суворове. – Режим доступа : http://www.peoples.ru/militarv/commander/suvorov/facts.html

24. Шагал, М. Моя жизнь. – Режим доступа : http://lib.ru/ ME-MUARY/SHAGAL/mv life.txt

25. Шер, Н. Иван Крамской. – Режим доступа : http://tphv.ru/kramskoi sher17.php

26. Шумилов, Е. Ф. Кавалерист-девица в «городе Ижа». – Режим доступа : http://www.azinlib.ru/kraevzam/shumilov/kavdev.php


Урок 1. Россия – наша родина

Урок 1. Россия – наша Родина

Цели: помочь осознать значимость родины в жизни каждого человека; познакомить с образами России в произведениях изобразительного искусства, музыки и поэзии; формировать умение анализировать информацию, делать выводы.

Применяемая технология: метод художественно-педагогической драматургии.

Планируемые результаты: предметные: попытаются начать размышлять об истоках русской национальной культуры, различать понятия «Родина» и «малая родина»; научатся анализировать поэтический текст, произведения изобразительного искусства, исполнять различные по характеру песни и стихи, посвященные России; метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные – использовать общие приемы решения задач, ориентироваться в информационном материале; коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение, грамотно формулировать вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника; личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование духовных ценностей многонационального российского общества.

Организация и содержание урока

1. Экспозиция.

– Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «родина»?

Обучающиеся рассказывают о своих ассоциациях, делятся впечатлениями, воспоминаниями. Учитель предлагает рассмотреть ряд фотографий, связанных с темой урока (природа, исторические и являющиеся памятниками архитектуры здания, люди разных национальностей, населяющих Россию, народные костюмы и народные обряды).

– Как вы думаете, что объединяет все эти фотографии? Где живут все эти, такие разные, люди? (Все это – Россия.)

2. Завязка.

– У каждого человека свое представление о родине. Когда люди случайно встречаются в путешествиях, далеко за пределами своего местожительства, и узнают, что они из одной страны, города или села, то у них возникают особые чувства. Как бы вы их назвали?

– Почему люди радуются в этот момент? Что их объединяет?

– Люди, уехавшие из России в другие страны, являясь представителями разных национальностей, за границей часто называют себя русскими. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся.)

– Вспомните песни и стихи, в которых используется слово «родина».

Ученики в группах вспоминают тексты песен и стихов, посвященных Родине, рассказывают об этом всему классу.

3. Проблема.

– Что же такое Россия для каждого россиянина?

4. Разработка.

– Интересный взгляд на Россию представлен в песне композитора Г. Струве на слова Н. Соловьевой «У моей России…».

Давайте проанализируем, какой авторы видят Россию.

Класс делится на группы, каждая из групп анализирует текст одного куплета песни:

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это я с друзьями.

Припев.

Каждая группа выделяет самые главные слова в своем куплете, записывает их на листы А4 цветными фломастерами и прикрепляет лист на доску. Группа дает пояснения по поводу того, какие слова и почему выписаны.

5. Кульминация.

Учитель предлагает группам послушать песню в исполнении детского хора.

6. Развязка.


Урок 2. Что такое этика?

Урок 2. Что такое этика?

Цели: познакомить с содержанием понятия «этика»; формировать умение выделять главное, давать характеристику ключевому понятию; развивать умение задавать вопросы, используя вопросительные слова.

Применяемая технология: технология развития критического мышления.

Планируемые результаты: предметные: познакомятся со значением понятия «этика»; научатся давать характеристику составляющим частям понятия «этика», заполнять схему по принципу денотатного графа; метапредметные: регулятивные – научатся преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – учатся ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в паре, группе; личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении познавательных и творческих задач.

Организация и содержание урока

1. Стадия вызова.

– Сегодня вы познакомитесь с новым для вас предметом, который называется «Основы светской этики». Ключевым в этом названии, конечно, является слово «этика». Задайте все возможные вопросы, которые возникают у вас в связи с новым для вас словом. Используйте в качестве слов-помощников вопросительные слова, которые я записала на доске:

Что…? Как связано…?

Кто…? Чем…?

Когда…? Какие…?

Почему…?

Обучающиеся в группах составляют совместный список вопросов применительно к новому предмету и новому понятию. Учитель фиксирует все вопросы учеников на доске.

2. Стадия содержания.

Учитель предлагает ученикам прочитать небольшой текст в учебнике, который познакомит их с понятием «этика». В процессе чтения учитель просит детей заполнять схему (денотатный граф), в которой пропущены имена существительные (см. Приложение к уроку, рис. 1). Для того чтобы заполнить схему недостающими словами, ученикам придется не только подумать над тем, о чем они читают, но и обсудить прочитанное в группах.

Если обучающиеся никогда не сталкивались с подобными схемами, учитель показывает пример ее заполнения на уровне одной ветви графа.

По окончании заполнения схемы (там же, рис. 2) учитель просит каждую из групп прокомментировать одну из веток графа. Выслушав выступление одной группы, другие группы могут вносить дополнения и изменения в схему. Учитель, в свою очередь, задает группе вопросы, связанные с содержанием, которое они отобразили в определенной части денотатного графа:

– Как вы видите, этика является частью философии. Где и когда еще вы сталкивались с этим словом? Кто такой философ? Чем он занимается?

Учитель демонстрирует обучающимся картину Ж. Фрагонара «Философ» и скульптуру О. Родена «Мыслитель».

– Рассмотрите зрительные образы, созданные Ж. Фрагонаром и О. Роденом. Подумайте и ответьте, над какими вопросами размышляет философ?

– Составьте в группах списки таких вопросов. Чтобы вам легче было придумывать эти вопросы, используйте тексты из «Философских рассказов для детей» В. Тарасова [18]*.

Ученики рассматривают картины, читают по желанию один из философских рассказов, вместе придумывают философские вопросы, сообщают их всему классу.

– Зачем вообще нужно над этими вопросами размышлять? Что изменится в жизни, если все люди будут задумываться над этими вопросами?

3. Стадия рефлексии.

Учитель предлагает повторить вопросы, которые обучающиеся сформулировали в начале урока, и проверить, на все ли вопросы они нашли ответы. Затем предлагает выбрать один из «философских» вопросов, которые ученики сами придумали, и попробовать ответить на него дома письменно.

Домашнее задание: выбрать один из «философских» вопросов, ответить на него письменно, предварительно обсудив ответ на этот вопрос с родителями.


Урок 6. Добро и зло

Урок 6. Добро и зло

Цели: формировать представления о добре и зле; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; формировать умение анализировать поступки людей с позиции добра и зла.

Применяемая технология: технология развития критического мышления.

Планируемые результаты: предметные: научатся выражать свое отношение к пониманию добра и зла в рисунке, определять характерные особенности этих явлений в жизни и давать им оценку, анализировать поступки людей с позиции добра и зла; метапредметные: регулятивные – учатся формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – использовать общие приемы решения исполнительской задачи; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач.

Организация и содержание урока

1. Стадия вызова.

– Наш урок мы сегодня начнем с рисунка. У вас на партах лежат листы формата А3. Каждый лист поделен на две части: левая часть листа называется «Зло», а правая часть – «Добро». Разделитесь на группы и распределите обязанности: два члена группы создают рисунок на левой стороне листа, а два других – на правой стороне. На рисование вам отводится 5 минут.

По окончании работы обучающиеся представляют свои рисунки всему классу. Учитель выдает группам набор карточек с описанием поступков человека. Дети располагают их на листах с рисунками (делят на две группы: добрые и злые), поясняют свое решение. На основании проделанной работы учитель просит их сформулировать определение понятий «добро» и «зло».

– Как вы думаете, легко ли отличить в жизни добро от зла? Может ли добро обернуться злом? Какие варианты ответов нам подсказывают ваши рисунки? Вот об этом мы сегодня и поразмышляем.

2. Стадия содержания.

– Послушайте определения понятий «добро» и «зло»:

«Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду – значит делать добро. Если человек совершил поступок, чтобы получить похвалу или награду, то это не значит, что поступок плохой, но его нельзя назвать и морально добрым, потому что он совершен небескорыстно. Нельзя также назвать добрыми
те поступки, которые совершаются из страха перед наказанием. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить».

Чем отличаются эти определения от ваших определений? Что нового о добре и зле вы из них узнали? Какие слова в этих определениях вы считаете наиболее важными? Почему?

– Давайте попробуем применить наши знания о добре и зле на практике: попробуем оценить поступок героя мультфильма «Мальчик и лягушонок».

Ученики смотрят мультфильм до того момента, когда мальчик приносит лягушонка домой. Учитель останавливает просмотр и предлагает обсудить представленный фрагмент.

– Как вы считаете, мальчик совершил добрый или злой поступок? Почему вы так думаете?

Дети обсуждают в группах вопрос, фиксируют свои аргументы, потом озвучивают варианты ответов.

– Как вы думаете, чем закончится эта история? Почему вы так думаете?

Обучающиеся досматривают мультфильм до конца.

– Как вы думаете теперь, мальчик совершил добрый или злой поступок? Почему так думаете?

3. Стадия рефлексии.

– Итак, подведем итоги. Давайте вновь ответим на вопросы: «Легко ли отличить добро от зла? Может ли добро обернуться злом? В каком случае это может произойти?». (Ответы обучающихся.)

– Вернитесь к своим рисункам, дополните их с учетом того, что вы сегодня узнали о добре и зле. Запишите ключевые слова и дорисуйте то, что считаете важным.

Домашнее задание: найдите мультфильмы, в которых раскрывается тема добра и зла, напишите, в чем заключается зло и добро применительно к этому мультфильму.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.