Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке. Рекомендации, конспекты уроков. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
80 руб.
-10%
72 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2929
Авторы-составители Шурупов С. П.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
Электронная версия скачать
УДК 371.3
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие содержит теоретический и практический материал по использованию деловых и ролевых игр на уроках технологии в 5-8 классах. Предложены подробные конспекты уроков, применение которых позволяет раскрыть возможности и преимущества игровых и деловых методов обучения, определить уровень преподавания, совершенствовать учебный процесс, повысить эффективность образовательной деятельности, создать условия для самореализации каждого ученика, развития в нем творческих начал, выделения его индивидуальности, что является необходимым условием реализации требований ФГОС.
Предназначено учителям технологии; полезно студентам педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

Примеры документов

Введение

Введение

Одной из основных задач современной школы становится подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

Особыми возможностями в решении этой задачи обладает предметная область «Технология». Смоделировать ситуацию «поиска себя», анализа своих способностей и возможностей – одна из задач учителя технологии. Чтобы подготовить учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности в любой отрасли, учитель должен вооружить их не только определенными научными знаниями, но и выработать у них практическую смекалку, деловитость, навыки активного экономического мышления. Использование деловых и ролевых игр в учебном процессе позволяет решать эту задачу.

В деловой игре воссоздается предметное и социальное содержание практической деятельности, имитируется поведение участников по заданиям, отражающим условия и динамику реальной действительности.

Деловая игра характеризуется следующими основными признаками:

• наличием участников игры, у которых общая задача – анализ обстановки и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью);

• наличием руководителя игры, который должен выдавать информацию об обстановке, анализировать решения участников игры и корректировать ее;

• созданием определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми;

• созданием неопределенной, в ряде случаев конфликтной ситуации;

• невозможностью полной формализации ситуации;

• динамичностью изменения обстановки и наличием обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменением обстановки.

И. А. Грабовская выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения:

• Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.

• Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.

• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляются все личностные качества.

• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

Использование игр на уроке значительно облегчает подведение итогов по каждой теме программы; игровые ситуации позволяют выявить слабые и сильные стороны характера каждого школьника, проследить за его мыслительной деятельностью, скорректировать его отношение к решаемой в процессе игры проблеме, развить способность к самостоятельному мышлению, принятию решения в ситуации выбора, в конечном итоге – помочь подойти к осознанному выбору дальнейшего профильного обучения и выбору профессиональной деятельности.


Литература

Литература

1. Абрамова, А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А. И. Абрамова. – М., 1986.

2. Абрасимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости, рогу / А. А. Абрасимова. – М., 1993.

3. Альтшуллер, Г. С. Крылья для икара / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск, 1980.

4. Борисов, Е. Ф. Основы экономических знаний / Е. Ф. Борисов. – М., 1994.

5. Буриков, В. Г. Домовая резьба / В. Г. Буриков, В. Н. Власов. – М., 1992.

6. Вудкок, М. Менеджер / М. Вудкок. – Тула, 1991.

7. Гнедина, Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии / Т. Е. Гнедина. – М., 1988.

8. Горбанев, В. П. Мастер в доме / В. П. Горбанев. – М., 1993.

9. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать / В. Г. Горохов. – М., 1987.

10. Грабовская, И. А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр) : метод. рекомендации / И. А. Грабовская. – Киев : ВЗУУП, 1991. – 145 с.

11. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М., 1993.

12. Ланге, В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В. Н. Ланге. – М., 1985.

13. Мигур, П. Х. Обработка металла в школьных мастерских / П. Х. Мигур, Э. В. Рихвк. – М., 1991.

14. моделист-конструктор : журн. – 1994–1998.

15. Нешумова, Б. В. Художественное проектирование / Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. – М., 1979.

16. Регинский, В. И. Профессия – изобретатель / В. И. Регинский. – М., 1988.

17. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины / Э. В. Рихвк. – М., 1988.

18. Саксаганский, Т. Д. Школьнику об организации производства / Т. Д. Саксаганский. – М., 1988.

19. Саламатов, Ю. Л. Как стать изобретателем / Ю. Л. Саламатов. – М., 1990.

20. Столяров, Ю. С. Техническое творчество учащихся / Ю. С. Столяров. – М., 1989.

21. Тхоржевский, Д. А. Методика трудового обучения с практикумом / Д. А. Тхоржевский. – М., 1987.

22. Холмянский, Л. М. Дизайн / Л. М. Холмянский. – М., 1985.

23. Шпаковский, В. О. Для тех, кто любит мастерить / В. О. Шпаковский. – М., 1990.

Электронные ресурсы:

24. Петрова, Н. В. Деловые игры как один из методов преподавания экономических дисциплин // Эйдос : интернет-журн. – 2007. – 1 марта. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-10.htm


Деловая игра «Я – механик»

Деловая игра «Я – механик»

Тема программы: Машины и механизмы

Тема урока: Сборка моделей, механизмов
с ремённой и фрикционной передачами

Цели игры:

познакомить учащихся с деталями механизмов, их схемами и правилами безопасности при выполнении сборочных работ;

– закрепить полученные учащимися знания, умения и навыки;

– способствовать проявлению у учащихся заинтересованности в конструировании;

– формировать у учащихся положительные эмоции при работе с механизмами, а также интерес к механизмам и машинам.

Задачи игры: закрепление полученных учащимися знаний о деталях механизмов после сборки по схеме рабочих механизмов ремённой, фрикционной передач.

Оснащение: детали технических конструкторов – на каждого ученика, схемы и рисунки механизмов; инструменты: ключ гаечный, отвертка, пассатижи; плакаты, наглядные пособия механизмов.

Участники: руководитель игры – учитель; «механики» – ученики; «эксперты» – ученики (2 человека).

План проведения игры

1-й этап – подготовительный.

1. Учитель за 1–2 минуты объясняет цели, задачи, правила игры и безопасности выполнения сборочных работ.

2. Учитель назначает экспертную группу из числа учеников по желанию.

3. Учитель раздает детали технических конструкторов, инструменты, схемы «механикам».

4. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания «механиков» за качество выполняемой ими сборки.

2-й этап – практический.

5. Ученики-«механики» знакомятся с деталями механизмов и их схемами.

6. «Механики» приступают к сборке механизмов ремённой и фрикционной передач.

7. Учитель наблюдает за деятельностью «механиков», при необходимости консультирует слабых «механиков» по схеме сборки, проверяет соблюдение правил безопасности при работе с деталями конструкторов.

8. Экспертная группа наблюдает за работой «механиков», ставит в оценочную ведомость необходимые баллы: за организацию рабочего места, правильность подбора и применения инструментов при сборке узлов; соблюдение правил безопасности; правильность сборки модели по схеме; устные ответы.

9. Учитель объявляет «механикам», что игра заканчивается через 5 минут, тем самым напоминая, что практическая часть завершается.

Ученики проверяют работоспособность своей собранной модели.

10. Учитель объявляет об окончании игры, предлагает учащимся установить готовые модели на правый край рабочего места для проверки.

3-й этап – проверочно-оценочный.

11. Экспертная группа вместе с учителем проверяют собранные учащимися модели механизмов, ставят оценочные баллы.

12. Учитель сообщает «механикам» о разборке моделей в корпуса технических конструкторов.

13. Экспертная группа подсчитывает полученные каждым участником баллы.

14. Учитель задает участникам игры вопросы:

в каких механизмах и машинах используются ремённые и фрикционные передачи?

из каких деталей состоят эти механизмы?

какую работу выполняют эти механизмы?

– В каких механизмах встречаются эти виды передач?

на каких школьных станках вы видели эти передачи?

Варианты ответов:

– В технологических машинах (швейная машина, сверлильный станок и т. д.).

в транспортных машинах, бытовых машинах, транспортерах и др.

– Из осей, валов, втулок, шкивов, ремней, дисков и др.

вращение, передача движения, перемещение, подъем и др.

у нас есть автомобиль, швейная машина, стиральная машина и др.

4-й этап – заключительный.

15. Учитель вместе с экспертной группой подводит итоги игры, оценивая участников по количеству набранных ими баллов:

5 баллов – механизм собран правильно с применением соответствующих инструментов; нет отклонений в организации рабочего места; соблюдены правила безопасности; ученик участвовал в ответах, правильно ответил на устные вопросы;

4 балла


Деловая игра «Электромонтажник-изобретатель»

Деловая игра
«Электромонтажник-изобретатель»

Тема программы: Электротехнические работы

Тема урока: Сборка электроарматуры
и электрических цепей с гальваническим элементом

Игра рассчитана на 2 урока.

Цели игры:

– формировать, навыки и умения в работе с электроприборами;

– развивать творческие, конструкторские способности с использованием метода технического творчества – мозгового штурма;

– воспитывать устойчивый интерес к работе с электроприборами;

– развивать положительные эмоции от выполнения практических работ.

Задачи игры: знакомство с деталями электротехнической арматуры, источниками питания и закрепление полученных знаний, практическая работа: сборка электрических цепей; освоение умений работать в коллективной игре с использованием «мозгового штурма».

Оснащение: детали электротехнических конструкторов – на каждого ученика; схемы и рисунки электромеханизмов; инструменты: ключ гаечный, отвертка, пассатижи; источник тока 4,5 В, лампочка 1,5 В, электропатроны, штепсельная розетка, электровыключатели; плакаты, наглядные пособия.

Участники: руководитель игры – учитель; «электромонтажники» – ученики; «эксперты» – ученики (2 человека).

План проведения игры

1-й этап – подготовительный.

1. Учитель за 1–2 минуты объясняет цели, задачи, правила игры и электробезопасности при выполнении сборочных работ.

2. Учитель назначает экспертную группу из числа учеников по желанию.

3. Учитель раздает детали электротехнических конструкторов, инструменты, электросхемы «электромонтажникам».

4. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания «электромонтажников»: за качество сборки, устные ответы и участие в «мозговом штурме».

2-й этап – практический.

5. Ученики-«электромонтажники» знакомятся с деталями электроконструкторов и их схемами.

6. «Электромонтажники» приступают к сборке электротехнической арматуры (патрона, выключателя, штепсельной розетки) с проводниками; электрической цепи с одним потребителем по электросхеме карманного фонарика.

7. Учитель наблюдает за деятельностью «электромонтажников», одни творческие звенья собирают электропатроны, выключатели, розетки, другие – электрическую цепь с одним потребителем. При необходимости учитель консультирует слабых «электромонтажников» по схеме сборки. Контролирует соблюдение правил безопасности электромонтажных работ, при работе с деталями конструкторов.

8. Экспертная группа наблюдает за работой «электромонтажников», ставит в оценочную ведомость необходимые баллы: за организацию рабочего места; правильность подбора и применения инструментов при сборке электродеталей; соблюдение правил электробезопасности; правильность и соблюдение сборки электротехнического прибора по схеме; устные ответы.

9. Учитель объявляет «электромонтажникам», что игра заканчивается через 5 минут, тем самым напоминая, что практическая часть завершается.

Ученики проверяют работоспособность своей собранной электротехнической модели.

10. Учитель объявляет об окончании игры и предлагает учащимся установить готовые электротехнические модели на правый край рабочего места для проверки.

3-й этап – проверочно-оценочный.

11. Экспертная группа вместе с учителем проверяют собранные электротехнические модели, ставят оценочные баллы.

12. Учитель сообщает «электромонтажникам» о разборке моделей в корпуса технических конструкторов.

13. Экспертная группа подсчитывает полученные каждым участником баллы.

14. Учитель задает участникам игры вопросы:

какие виды электротехнической арматуры вы знаете?

какие виды приемников электроэнергии вы знаете?

дайте понятие электрической цепи.

как обозначается электрическая цепь на схемах?

Варианты ответов:

– Электропатроны, штепсельная розетка, электровыключатели.

лампочка, электродрель, утюг, светильник, музцентр и т. д.

источники тока, потребители и приборы управления, соединенные между собой электрическими проводами, образуют электрическую цепь.

при помощи условных обозначений.

4-й этап – заключительный.


Деловая игра «Мастер по оказанию услуг»

Деловая игра «Мастер по оказанию услуг»

Тема программы: Технология ведения дома

Тема урока: Выполнение мелкого ремонта
элементов одежды и мебели

Цели игры:

– обучить навыкам и умениям вести домашние дела, экономить средства;

– развивать у учащихся познавательные интересы в введении домашних дел, экономии средств, принятии самостоятельных решений;

формировать положительные эмоции от осознания результатов своей деятельности;

– воспитывать трудолюбие, бережливость, предприимчивость.

Задача игры: обучение учащихся умению принимать решения при оказании услуг населению, таким как: чистка одежды, обуви, окон, ковров, мебели, ремонт одежды, обуви, мебели, окон, – с целью получения дополнительного дохода.

Оснащение: химические средства по удалению пятен; уплотнители для окон; мебельная фурнитура; набор столярных инструментов; сапожные инструменты, клей «момент»; щетка для одежды, обуви, крем для обуви.

Участники: руководитель игры – учитель; «мастера по оказанию бытовых услуг» – ученики; «эксперты» – ученики (2 человека).

План проведения игры

1-й этап – подготовительный.

1. Учитель за 1–2 минуты объясняет цели, задачи, правила игры и безопасности выполнения сборочных работ и установки фурнитуры, работы с сапожными инструментами, клеем, химическими средствами по удалению пятен.

2. Учитель назначает экспертную группу из числа учеников по желанию.

3. Учитель по желанию учеников формирует несколько рабочих звеньев (от 1 до 3 человек), раздает творческим звеньям задания: 1) отремонтировать мягкий стул; заменить петли и ручки у тумбочки; 2) заклеить несколько элементов подошвы туфель, почистить кремом; 3) почистить и удалить пятна на пиджаке; 4) установить уплотнитель на окно. Напоминает ученикам, что существует определенная технология выполнения работ, которую они должны соблюдать.

4. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания «мастера по оказанию услуг»: за качество сборки и ремонта мебели, ремонта обуви и одежды; оказание услуги по чистке одежды и обуви.

2-й этап – практический.

5. Ученики «мастера по оказанию услуг» знакомятся с рабочим местом и наличием соответствующих материалов и инструментов. Рекламируют свои практические навыки по оказанию услуг среди учащихся своего класса: «Лучшие мастера по оказанию услуг – по первому вашему звонку! Приглашайте нас – и ваши вещи приобретут новую свежесть, ваш дом преобразится чистотой и порядком!».

Ученики отдают в ремонт, чистку свои вещи, предметы быта, которые принесли из дома для практической части игры.

6. «Мастера по оказанию услуг» приступают к осмотру вещей и изделий, определяют степень утраты и вида ремонта и чистки. Затем начинают выполнять практическую часть: ремонтировать мебель, одежду, обувь; чистить мебель, одежду, обувь; заделывать трещины в окнах, устанавливать специальные уплотнители.

7. Учитель наблюдает за деятельностью «мастеров по оказанию услуг», при необходимости консультирует слабых «мастеров». Дает указания по соблюдению правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

8. Экспертная группа наблюдает за работой «мастеров», ставит в оценочную ведомость необходимые баллы: за организацию рабочего места; правильность подбора и применения инструментов, материалов, чистящих средств; соблюдение правил безопасности; правильность сборки мебели; качество чистки и удаления пятен; устные ответы; рекламирование своей услуги.

9. Учитель объявляет «мастерам», что игра заканчивается через 5 минут, тем самым напоминая, что практическая часть игры завершается.

Ученики проверяют работоспособность собранной ими мебели, почищенной и отремонтированной обуви, одежды (работа петель, замков, кнопок, наличие пуговиц и т. д.).

10. Учитель объявляет об окончании игры и просит учащихся уложить готовые отремонтированные, почищенные изделия на правый край рабочего места для проверки.

3-й этап – проверочно-оценочный.

11. Экспертная группа вместе с учителем и другим учениками проверяют выполненные работы, уделяют внимание качеству и соблюдению технологического процесса выполняемых работ. Затем выставляются баллы.

12. Учитель предлагает «мастерам» убрать с рабочих мест инструменты, материалы в определенные места.

13. Экспертная группа подсчитывает полученные каждым участником баллы.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос