Сочинение-рассуждение. 9 класс. Экзаменационные модели. Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
72 руб.
-10%
64,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-1335
Авторы-составители Кадашникова Н. Ю.
Издательство Учитель, 2022
Серия ГИА. Основной государственный экзамен
Электронная версия скачать
УДК 372.016:811.161.1*09
До 23:59 31 мая Скидка 0% по акции ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Освоение образовательной программы по русскому языку основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией по русскому языку. В пособии представлены экзаменационные модели наиболее сложных заданий по русскому языку, направленных на формирование умений составить развернутый ответ, написать сочинение-рассуждение по фрагменту художественного (публицистического) текста или на лингвистическую тематику. Вариативные тестовые упражнения сопровождены таблицами критериев для самооценки, дополнительной информацией для самоконтроля обучающихся, что позволит развивать регулятивные учебные действия, соответствующие ФГОС основного общего образования.
Предложенные материалы помогут учителям-филологам, репетиторам организовать эффективную подготовку обучающихся к выполнению творческой части экзамена; будут полезны обучающимся.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Для учителей

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Уважаемые педагоги!

Научить учащегося писать сочинения – сложнейшая задача учителя русского языка. В какой бы форме ни вводился экзамен по русскому языку в практику аттестации, сочинение продолжает занимать свое почетное место.

Современная форма государственной итоговой аттестации обучающихся по русскому языку в 9 классах – ОГЭ. В экзаменационной работе обучающимся предлагаются задания четырех типов: написание сжатого изложения (задание 1), задания с выбором ответа (задания 2, 3); задания с кратким ответом (задания 4–14); задание с развернутым ответом, которое предусматривает написание небольшого (объемом не менее 70 слов) сочинения-рассуждения на основе текста, предложенного для анализа (задание 15).

Задание 15 вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен и для учителей, и для обучающихся. Годы эксперимента, когда выпускники сдавали экзамен по русскому языку, показали, что далеко не всем удается проанализировать фрагмент художественного текста или ответить на вопрос лингвистической тематики, опираясь на предложенный художественный текст, выразить свою позицию и аргументировать ее. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком.

Разделы «Работа с текстом. Работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения» представлены в примерной программе первой содержательной линии и направлены на сознательное формирование навыков речевого общения, а именно обучающиеся должны:

· уметь определять тему, основную мысль, микротемы текста, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

· знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка);

· уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи;

· создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

· уметь устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи*.

Экзаменационные модели сочинений-рассуждений, представленные в по-собии, разработаны в рамках предмета «Русский язык» для обучающихся 9 классов и направлены на формирование умения писать сочинения-рассуждения. Предложенные материалы будут полезны учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку обучающихся к выполнению творческой части ОГЭ (задание 15) по русскому языку. Подобранные тексты выполняют не только свое прямое назначение, то есть служат предметом изучения и анализа, но и несут мощный воспитательный потенциал, формируют человека и гражданина, нравственно обогащают обучающихся, расширяют их интеллектуальный и моральный кругозор.

Цель пособия: сформировать умение грамотного построения письменного рассуждения по фрагменту художественного (публицистического) текста или на лингвистическую тематику.

Задачи:

· изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения по интерпретации фрагмента художественного (публицистического) текста;

· изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику;

· изучение системы аргументации языковых явлений;

· отработка композиционной стройности работы, ее смысловой цельности, точности и речевой связности.

В результате целенаправленной работы обучающиеся должны знать/понимать:

· критерии оценки экзаменационных моделей сочинения-рассуждения;

· основные лингвистические нормы при написании сочинения-рассуждения;

· конструктор построения сочинений-рассуждений по интерпретации художественного (публицистического) текста и на лингвистическую тематику;

· основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения;

· способы аргументации.

уметь:

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить устный и письменный анализ фрагмента художественного (публицистического) текста;

· давать обоснованный устный и письменный ответ на поставленный вопрос лингвистической тематики, аргументируя точку зрения примерами из предложенного художественного текста;

· рецензировать и редактировать текст сочинения-рассуждения;

·


Для обучающихся

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ


Дорогие девятиклассники!

Впереди у вас нелегкая пора – государственная итоговая аттестация. И русский язык – один из обязательных предметов, вынесенных на экзамен. В экзаменационной работе вам будут предложены задания четырех типов: написание сжатого изложения (задание 1), задания с выбором ответа (задания 2, 3); задания с кратким ответом (задания 4–14); задание с развернутым ответом, которое предусматривает написание небольшого (объемом не менее 70 слов) сочинения-рассуждения на основе текста, предложенного для анализа (задание 15).

Задание 15 вызывает объяснимую тревогу девятиклассников. Этот вид работы еще не вполне привычен для обучающихся. Годы эксперимента, когда выпускники сдавали экзамен по русскому языку, показали, что далеко не всем удается проанализировать фрагмент художественного текста или ответить на вопрос лингвистической тематики, опираясь на предложенный текст, выразить свою позицию и аргументировать ее. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком.

Чтобы достойно справиться с экзаменационным заданием 15, выпускники 9 классов должны знать и понимать критерии оценки экзаменационных моделей сочинения-рассуждения; основные лингвистические нормы при написании сочинения-рассуждения; конструктор построения сочинений-рассуждений по интерпретации художественного (публицистического) текста и на лингвистическую тематику; основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения; способы аргументации. Обучающиеся должны уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить устный и письменный анализ фрагмента художественного (публицистического) текста; давать обоснованный письменный ответ на поставленный вопрос лингвистической тематики, аргументируя точку зрения примерами из предложенного текста; рецензировать и редактировать текст сочинения-рассуждения; соблюдать и применять на практике основные нормы современного русского литературного языка. Это, конечно, нелегкая задача. И справиться с ней вам поможет данное пособие. Вы можете заниматься по нему самостоятельно, сверяя свои работы с рекомендациями, данными в конце. Если же вам трудно готовиться к экзамену самостоятельно, вы можете прибегнуть к помощи учителя русского языка или своих одноклассников.

Советуем придерживаться следующих рекомендаций:

1. Внимательно ознакомиться с содержанием задания.

2. Уточнить у учителя то, что неясно в задании.

3. В случае затруднения обратиться за помощью к учителю (однокласснику).

4. Следить за строгим соблюдением хронометража времени.

5. Оценить свою работу, пользуясь таблицами, в которых приводятся критерии оценок.

6. При выполнении задания следить за четким соблюдением инструкции; работать пошагово; доводить начатое задание до конца.

Надеемся, что предложенные задания помогут вам справиться с написанием сочинения-рассуждения. Удачи на экзаменах!


Задание № 1

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Задание № 1

Познакомьтесь с экзаменационными моделями сочинения-рассуждения. Сравните предложенные модели. Что в них общего? В чем разница? Отметьте знаком (ь) модель, которая поможет вам легче и быстрее справиться с заданием и при этом получить более высокий балл? Объясните свой выбор.

Модель № 1

После ознакомления с публицистическим или художественным текстом обучающимся предлагается ситуация на лингвистическую тему. На-пример, двое учеников спорят на тему, нужны ли знаки препинания. Экзаменуемые выполняют задания:

1. Помогите доказать точку зрения одного из спорщиков.

2. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?».

3. Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

4. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

5. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

6. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

7. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей одному из учеников, так и собственным высказыванием.

8. Вы можете писать работу от своего имени или от имени одного из учеников.

9. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

10. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Модель № 2

После ознакомления с публицистическим или художественным текстом обучающимся предлагается порассуждать над смыслом одной из фраз текста. Вариант задания:

1. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста: «______________________________________

__________________________________________________________».

2. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

4. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

5. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Задание № 2

Задание № 2

Опираясь на предложенный текст, выполните одно из заданий (по выбору).

(1) Бабочки – самые красивые создания на Земле. (2) Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. (3) Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые. (4) Зато названия у них красивые, чаще всего используются имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар, Мнемозина... (5) Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. (6) А чешуйки – это та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек...

(7) Крылья у них стеклянно-прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга, как черепица или серебристые деревянные «лемеха», одевающие купола старинных русских церквушек. (8) Чешуйки бывают разные по форме, и все они – видоизменённые волоски. (9) В некоторых, как в прозрачных мешочках, собраны зёрнышки окрашенного вещества – пигмента; это цветные чешуйки. (10) Но есть чешуйки оптические, они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками, лучи света «преломляются» в них, и крыло сверкает радужным, металлическим блеском – зелёным, огненным, ярко-синим! (11) Тропические бабочки иногда напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности.

(12) Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек, которые прилетают на свет летними вечерами. (13) В лупу можно увидеть, насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, как на драгоценной парче. (14) Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. (20) Кстати, до изобретения синтетических волокон натуральный шёлк, который делали из этих нитей, был самой красивой материей – от тонкого, как паутинка, газа до тяжёлого блестящего атласа. (21) Со временем неподвижные куколки превращаются в восхитительные существа. (22) Бабочки являются не только самыми красивыми, но и самыми загадочными созданиями на Земле! (По В. Алексееву.)

Задания.

15.1. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот – только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении: «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Алексеева. В своём сочинении приведите два примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Построение устных рассуждений по фрагменту из текста. Задание № 11

ПОСТРОЕНИЕ УСТНЫХ РАССУЖДЕНИЙ

ПО ФРАГМЕНТУ ИЗ ТЕКСТА*

Задание № 11

1. Задание: постройте устное рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл слов, сказанных Вороненком Соловью: «Слышишь? Это моя мама поёт. Замолчи, пожалуйста».

Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера предложений или используйте цитирование.

ВОРОНЁНОК И СОЛОВЕЙ

(1) Вывела Ворона одного птенца – Воронёнка. (2) Любила своё дитя, баловала вкусными червячками. (3) Но вот однажды полетела Ворона за кормом и не вернулась. (4) Уже и солнышко поднялось выше дерева, на котором жил Воронёнок, а матери всё нет. (5) Заплакал Воронёнок, слёзы ручьём на землю льются. (6) Птицы, жившие в лесу, умолкли. (7) Жалко им стало бедного птенца.

(8) Услышал Соловей плач Воронёнка. (9) Затрепетало от жалости соловьиное сердце. (10) Оставил своё гнёздышко Соловей, прилетел к вороньему гнезду, сел рядом с Воронёнком и запел свою чудесную песню. (11) Даже ветер притих.

(12) А Воронёнок как будто и не слышит соловьиного пения, ревмя ревёт, захлёбывается от плача. (13) Но вот услышал Воронёнок: где-то вдали раздался материнский голос: «Кра, кра...» (14) Мгновенно перестал плакать и говорит Соловью: «Слышишь? Это моя мама поёт. Замолчи, пожалуйста». (В. Сухомлинский)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание: постройте устное рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл слов, сказанных учителем: «Отнесите этот мёд своим матерям».

Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера предложений или используйте цитирование.

(1) Старый учитель жил один. (2) Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: «Наши мамы прислали нас помочь вам по хозяйству». (3) Учитель попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку, которая стояла всаду. (4) Около неё были сложены лейки и вёдра. (5) Один из мальчиков взял большое железное ведро и побежал к колодцу. (6) Другой выбрал маленькое игрушечное ведёрко и не спеша пошёл за товарищем.

(7) Когда кадка была наполнена, ребята вошли в дом. (8) Учитель поблагодарил их, потом поставил на стол глиняный кувшин и стакан с мёдом.

(9) «Отнесите этот мёд своим матерям. Пусть каждый из вас возьмёт то, что заслужил», – сказал учитель. (По В. Осеевой.)

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Александр Гончаров
13 июня 2018 (16:00)
Добрый день!
Я приобрел у Вас гораздо больше товаров, чем представленный список.
Сервис очень удобный, особенно, для товаров устанавливаемых через Интернет.
Очень быстрое получение товаров, по сравнению с курьерской доставкой.
Всего 5 мин после оплаты, а через курьерскую доставку – 21 день.
Я рекомендую всем знакомым пользоваться вашим интернет-магазином!

Спасибо за разработку такого сайта.

furiya1969
22 августа 2016 (15:14)
На мой взгляд, книга устарела. Она состоит из текстов и заданий написать сочинение на определенную тему. Этого достаточно в интернете, зачем платить деньги за сами задания? Важнее понять, как их выполнять, а этого здесь практически нет. Единтсвенное, что мне понравилось, - наличие комментариев к заданиям, да и то, к сожалению, почти весь материал посвящен сочинению на лингвистическую тему, а современный экзамен предполагает три их вида: 15.1, 15.2, 15.3. Материалов к заданию 15.2 очень мало, а задание 15.3 не рассматривается вообще.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.