В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространcтвенной среды в ДОО по программе "От рождения до школы". Младшая группа (от 3 до 4 лет)

  • Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространcтвенной среды в ДОО по программе "От рождения до школы". Младшая группа (от 3 до 4 лет) — интернет-магазин УчМаг
-10%
81 руб.
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
1 Отзыв В избранное
Код: 4719
Издательство: Учитель, 2019
ISBN: 978-5-7057-4389-6
Страниц: 24
УДК: 373.2
Штрихкод: 9785705743896
Размеры (Ш x В x Т): 197 x 285 x 1 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, скрепка
Вес: 49 г
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Одной из функций управленческой деятельности методической службы дошкольной организации является контроль и оценка развивающей предметно-пространственной среды, что позволяет выявить состояние и составить план ее оптимизации в соответствии с ФГОС ДО.
На что при этом обратить внимание? Какие критерии выбрать в качестве основных для изучения состояния развивающей предметно-пространственной среды? Как обеспечить эффективность фиксации результатов контроля?
Данный журнал не только отвечает на эти вопросы, но и предлагает в помощь примерные развернутые схемы анализа и оценки реализации требований ФГОС по образовательным областям и к обеспечению условий вариативности, доступности, безопасности и эстетики помещения в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ) для младшей группы ДОО.
Пособие имеет рекомендательный характер и предназначено руководителям, методистам, старшим воспитателям и экспертам ДО; полезно педагогам дошкольных организаций и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации (ФГОС ДО) определяет развивающую предметно-пространственную среду (РППС) как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретения обновляемых образовательных ресурсов*1.

в перечне целевых комплектов игровых средств для оснащения дошкольных образовательных организаций на 2013–2020 годы развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как совокупность материальных объектов, способов и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной*2*. Рассмотрим, как все эти требования раскрываются в ФГОС ДО. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также сменяемость разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор и стимулирующих активность детей. Доступность должна обеспечивать свободный доступ к дидактическим развивающим игровым средствам, оборудованию и всем элементам РППС. Безопасность предметно-пространст-венной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Не менее важно обеспечить эстетику помещений дошкольной образовательной организации. В толковом словаре С. И. Ожегова эстетика рассматривается как «философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии». Исходя из этого, дизайн помещений должен способствовать художественно-эстетическому и познавательному развитию каждого ребенка, а также созданию максимально комфортных условий для пребывания детей.

Все эти требования должны учитывать руководители, методисты, старшие воспитатели и эксперты при анализе и оценке развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей, образовательным областям, а также воспитатели и узкие специалисты для создания в группах эффективных условий реализации ФГОС и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В данном пособии представлены схема анализа и оценки развивающей предметно-про-странственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям), а также образцы схем анализа и оценки реализации требований ФГОС ДО к обеспечению условий вариативности, доступности, безопасности, эстетической привлекательности помещений дошкольной образовательной организации в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез).

Цель анализа и оценки РППС – изучить ориентированность РППС на активизацию различных видов детской активности (игровой, двигательной, познавательной и исследовательской) и ее влияние на формирование личности каждого ребенка, развитие его индивидуальных способностей и овладение умениями, соответствующими конкретной (данной) возрастной категории детей. В ходе анализа определяется, насколько РППС младшей группы соответствует предъявляемым к ней требованиям.

Каждое требование включает в себя ряд критериев, выполняющих функцию ориентиров. Критерий (с греческого – «средство для суждения») – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова)

Совокупность критериев, отраженных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, создает примерный вариант построения РППС. Необходимо отметить, что примерные намеченные показатели не всегда реализуются в группах и дошкольных организациях в полной мере. Небольшое расхождение результатов оценки РППС с примерными нормативами, как правило, требует комплексного анализа качества условий, приводящих к полученным результатам. Таким образом, оценка РППС становится средством выявления слабых мест в обеспечении условий реализации требований ФГОС дошкольной организации. В соответствии с выявленными нарушениями построения РППС в планирование содержательной работы с детьми вносятся изменения и дополнения, а также рекомендации по обогащению среды недостающими материалами и по ее оптимизации.

Для того чтобы оценка РППС стала инструментом управления качеством образования в дошкольной организации, необходимо проводить такой анализ не чаще 2–3 раза в год. Подобная периодичность не затрудняет ход педагогического процесса и позволяет отследить динамику развития предметно-пространственной среды в младшей группе.

Для фиксации результатов наблюдения и подведения итогов оценки в количественном соотношении с примерными намеченными показателями предлагаем использовать представленные в данном пособии таблицы.

Таблица 1 позволяет провести качественный анализ содержательного насыщения РППС дидактическими развивающими игровыми средствами и оборудованием.

На основе таблицы 2 (сводная) дается качественная оценка содержательной наполняемости РППС по всем направлениям образования детей с учетом требований ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (пилотный вариант). Примерные формулировки заключения могут звучать так: данный вид материала отсутствует; оборудование имеется, но в недостаточном количестве; количество соответствует норме; имеется в избыточном количестве. Советуем также обратить внимание на разнообразие дидактических средств и оборудования и количество элементов, представленных в РППС. В соответствии с выявленной недоукомплектованностью развивающих материалов следует составить рекомендации по обогащению предметно-пространственной среды недостающими дидактическими пособиями и установить сроки их выполнения. Ответственным за контролем по устранению нарушений назначается старший воспитатель.

В таблицах 3–6 с целью унификации показателей для оценки всех критериев используется одинаковая балльная система (0–1–2–3), где каждый балл выражает степень соответствия компонентов и условий, реализованных в РППС группы, критериям требований ФГОС ДО к обеспечению вышеперечисленных условий РППС.

Количественная оценка критериев требований ФГОС ДО к обеспечению условий РППС (заключение):

0 баллов – большинство компонентов РППС не соответствуют требованиям ФГОС ДО;

1 балл – отдельные компоненты РППС не соответствуют требованиям ФГОС ДО;

2 балла – большинство компонентов РППС соответствует требованиям ФГОС ДО;

3 балла – РППС отвечает всем требованиям ФГОС ДО.

Коэффициент соответствия предметно-пространственной среды (КС) требованиям ФГОС ДО определяется (в баллах и в процентном соотношении) следующим образом: итоговую сумму баллов, полученных в результате оценки и анализа, необходимо разделить на максимально возможное количество баллов. Для сравнения количественных результатов анализа и оценки с примерными количественными показателями и выявления процентного соотношения с примерными нормативами необходимо умножить полученный результат на 100 %:

.

Количественное соотношение для определения уровня соответствия:

– РППС не соответствует требованиям ФГОС ДО – 0–0,25 балла (25 %);

– большинство компонентов РППС не соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,26–0,5 балла (26–50 %);

– большинство компонентов РППС соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,51–0,75 балла (51–75 %);

– РППС в целом соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,76–1 балл (76–100 %).

Качественный и количественный анализ результатов отражается в аналитической справке – таблице 7 (сводной) – и помогает сделать вывод об эффективности внешних условий развития детей.


Авторский коллектив издательства «учитель» выражает благодарность авторам программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.


* Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013. С 25.

** Там же.

Содержание

Введение    3

Таблица 1. Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям)    6

Таблица 2. Сводная таблица оценки развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям)    17

Таблица 3. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «вариативность» рппс    18

Таблица 4. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «доступность» рппс    19

Таблица 5. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «эстетика помещения» рппс    19

Таблица 6. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «безопасность» рппс    20

Таблица 7. Сводная таблица оценки рппс по реализации требований фгос  до    22

Литература    23

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Отзывы

7 декабря 2017 (11:49)
Вера Пономаренко
Здравствуйте! Хочется сказать Вам большое спасибо за ваш товар. Он очень полезен в работе, красиво оформлен, соответствует требованиям ФГОС, а самое главное очень выгодная цена и быстрая доставка.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru