Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах: направления, формы и особенности обучения и воспитания, инструктивно-методические материалы

Есть на складе
257 руб.
-10%
231,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3019
Авторы-составители Лапп Е. А., Шипилова Е. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-4326-1, 978-5-7057-5643-8
Страниц 199
УДК 376
Штрихкод 9785705743261, 9785705756438
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 138 г
В сборнике в форме вопросов и ответов изложены основные позиции психолого-педагогической характеристики всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, а также направления, формы, особенности, содержание их обучения и воспитания в условиях образовательной интеграции/инклюзии и в контексте положений Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ.
Адресовано руководителям и педагогам образовательных организаций всех уровней, учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений разных видов, родителям детей с ОВЗ, студентам дефектологических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Подробное описание

Введение

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В утвержденных приказах Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (от 19.12.2014 № 1598) и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (от 19.12.2014 № 1599) отмечается, что целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или социализация. При этом важнейшим условием социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи, от готовности родителей помочь своему ребенку.

Статистические данные свидетельствуют о том, что группа детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) чрезвычайно неоднородна. Это определяется разнообразием видов нарушений психофизического развития (нарушения слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы; интеллектуальная недостаточность), временем наступления нарушения и его глубиной, своевременностью и качеством коррекционно-педагогической и психологической помощи, характером отношений в семье и др. Спектр различий психофизического развития этих детей огромен: от детей, испытывающих временные и достаточно легко устранимые трудности, до детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Кроме того, выраженный диапазон различий имеет место и в каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и внедрение в практику множества вариантов содержания образования, которое соответствовало бы возможностям каждого ребенка.

Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и ставит систему образования перед необходимостью переосмысления позиции педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к работе в новых условиях (с «иными» детьми), а также перед необходимостью определения роли и доли участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ в различных образовательных условиях.

В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ сложилось представление о необходимости оказания комплексной помощи не только самому ребенку, но и его семье. Проведенный нами мониторинг показал, что родители детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (41,9 %), его лечения (38,9 %), воспитания (63,9 %), обучения (54,2 %), общения с ним (77,4 %), развития (41,9 %). В настоящее время, на наш взгляд, отсутствует научно обоснованная и экспериментально отработанная неинституциональная модель взаимодействия педагогов-дефектологов с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это оказывает негативное влияние на эффективность воспитания и обучения такого ребенка и его социализацию.

Еще М. Лютер, Я.-А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Фребель и другие мыслители говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями не всегда в достаточной мере владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения.

Актуальность создания сборника продиктована именно необходимостью формирования данной родительской компетенции, готовности к взаимодействию с детьми и оказанию им помощи в ходе получения образования.

Предлагаемый сборник ставит своей задачей в вопросно-ответной форме изложить основные позиции психолого-педагогической характеристики всех категорий детей с ОВЗ, а также обозначить направления, формы, особенности их обучения и воспитания в условиях образовательной интеграции/инклюзии и тем самым способствовать формированию готовности родителей и педагогов к работе в условиях образовательной интеграции/инклюзии.

При подготовке сборника использовались многочисленные публикации научного, учебного и методического характера, которые внесены в список источников.

Содержание представленного пособия прошло апробацию в рамках проекта «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда», реализуемого Волгоградской региональной общественной организацией «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов».

Содержание

Введение    3

Дети с ограниченными возможностями здоровья    5

Что такое «норма» в педагогике?    5

Что такое «психический дизонтогенез» и каковы варианты его проявления?    6

Какие причины могут вызвать нарушения психофизического развития?    7

Какова структура нарушений психофизического развития и как они классифицируются?    10

Биологические или социальные факторы определяют в большей степени трудности в обучении?    10

Кто они: дети с нарушением слуха?    11

Какие особенности присущи детям с нарушениями зрения?    14

Какие виды и степени тяжести нарушений функций опорно-двигательного аппарата выделяют?    18

Какие особенности присущи детям с детским церебральным параличом?    19

Что такое «интеллектуальная недостаточность»? В каких формах она может выражаться?    21

Какие особенности присущи детям с интеллектуальной недоста-точностью?    22

Что такое «неуспевающий ребенок»?    26

Какие причины влияют на формирование неуспешности ребенка в школе?    28

Какие особенности характеризуют группу детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития?    30

Какие группы детей с задержкой психического развития выделяет К. С. Лебединская?    33

Какие группы детей с ЗПР в соответствии с тяжестью проблем социопсихологической адаптации выделяются?    34

Что такое «обучаемость» и какова ее специфика у детей с задержкой психического развития?    36

Какие анатомо-физиологические механизмы речи лежат в основе ее развития?    38

Какие этапы в своем формировании проходит речь как психиче-ский процесс?    39

Каким образом принято классифицировать речевые нарушения?    40

Какими особенностями характеризуются дети с тяжелыми нарушениями речи?    46

Как классифицируются эмоциональные нарушения в детском возрасте и каковы основные причины их возникновения?    47

Какие нарушения относят к расстройствам личности и психопато-подобным состояниям?    48

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?    50

Какие общие особенности характеризуют детей с РАС?    52

Какие группы детей с РАС выделяют?    55

Какими должны быть особые образовательные условия для обучающихся с РАС?    56

Варианты каких АООП могут осваивать дети с расстройствами аутистического спектра?    58

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?    58

Какие рекомендации можно дать педагогам, работающим с деть-ми с СДВГ?    59

Общие вопросы инклюзивного образования    63

Что такое инклюзивное образование?    63

Что такое интеграция в образовании?    64

Какие существуют аргументы «за» и «против» образовательной интеграции?    65

Каковы принципы и задачи образовательной интеграции?    66

Каковы методологические основы интегрированного обучения и воспитания?    68

Что отличает инклюзию от интеграции?    69

Дети с ОВЗ каких категорий могут осваивать общеобразовательные программы наравне с нормально развивающимися сверстниками?    70

Проводится ли и кем просветительская работа среди педагогов, работающих в условиях образовательной инклюзии?    70

Какой опыт накопила зарубежная и отечественная коррекционная педагогика по внедрению интегрированного обучения и воспитания?    71

Какие показатели следует учитывать при интеграции ребенка с ОВЗ?    73

Какие виды и модели образовательной интеграции реализуются в образовании?    74

Какие условия обеспечивают успешную реализацию интегрированного обучения и воспитания?    75

Какова основная цель образования детей с ОВЗ?    76

Какую терминологию использует специальная педагогика и психология (дефектология)?    77

Что такое коррекция?    79

В чем сущность компенсации и реабилитации?    83

Что определяет особые образовательные потребности детей разных категорий?    85

Какие категории детей нуждаются в особых образовательных условиях?    85

Какие дети могут получать образование в условиях инклюзии?    86

По каким стандартам обучаются дети с умственной отсталостью?    86

Какой документ об образовании получает ребенок, имеющий возможность быть включенным в общий образовательный поток (инклюзию)?    87

Какие специальные условия могут создаваться для ребенка с ОВЗ, инклюзированного в общее образование?    87

Какие обязательные направления коррекционной работы реализуются в отношении ребенка с ОВЗ, имеющего возможность полу-чать образование в условиях инклюзии?    88

Как организуется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной интеграции?    89

Какова роль родителей детей с ОВЗ, обучающихся в условиях образовательной инклюзии?    90

Является ли неспособность обучающегося с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы препятствием для его обучения в условиях инклюзии?    90

С какой целью разработан Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающих-ся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)?    90

Какие образовательные программы может реализовывать образовательная организация?    92

Что такое адаптированная образовательная программа (АОП)?    93

Что такое адаптированная основная образовательная программа (АООП)?    93

Чем различаются АОП и АООП?    93

Отличается ли содержание образования по адаптированным образовательным программам для разных категорий детей с ОВЗ?    95

Что такое СИПР?    96

Предусмотрена ли разработка адаптированных программ для дошкольников с ОВЗ?    96

Какое образование могут получать разные категории лиц с ОВЗ?    99

Должны ли иметь специальную подготовку педагоги, работающие с детьми с ОВЗ по различным образовательным программам?    99

Может ли педагог, не имеющий специального (дефектологического) образования, работать с детьми с ОВЗ?    100

Какими компетенциями должен обладать педагог, осуществляющий дистанционное обучение детей с ОВЗ?    100

Что входит в содержание деятельности учителя-логопеда и какова продолжительность рабочего времени этого специалиста?    101

Где педагоги массовых образовательных учреждений и родители детей с ОВЗ могут получить дополнительную подготовку по психолого-педагогическому сопровождению «особых» детей?    103

В чем специфика деятельности тьютора?    103

Что входит в обязанности ассистента?    104

Где осуществляется общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?    105

Что включают в себя специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ?    105

Предоставляются ли обучающимся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература?    105

Кто определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?    105

Какие уровни школьного образования лиц с ОВЗ стандартизированы?    106

Какие образовательные области предполагается выделить в структуре образования обучающихся с ОВЗ?    107

Что такое «академический компонент» в структуре образования обучающихся с ОВЗ?    107

Что такое компонент «жизненной компетенции» в структуре обра-зования обучающихся с ОВЗ?    108

обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья    108

Какие изменения в ходе исторического развития претерпело отношение общества к лицам с ОВЗ?    108

Какие идеи и концепции составляют социокультурные основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития?    109

Какие основные идеи и методологические подходы лежат в основе обучения и воспитания детей с ОВЗ?    111

Какие нормативно-правовые документы регламентируют инклюзивное образование в нашей стране?    113

Каковы проблемы качества интегрированного/инклюзивного образования и механизмы его обеспечения?    117

Каким образом можно обеспечить качество интегрированного/

инклюзивного обучения и воспитания?    119

Что такое безбарьерная образовательная среда и какие принципы лежат в основе ее создания?    121

Каковы особенности коррекционной работы в условиях интеграции?    122

Какие основные задачи стоят перед педагогическим коллективом в условиях интеграции?    123

Каковы содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности?    124

Какие педагогические условия необходимы для реализации принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса?    126

В чем сущность принципов коррекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности?    128

Где и как обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте?    129

Как организуется обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста?    131

Каковы основные положения обучения и воспитания детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью?    134

Где и как осуществляется обучение и воспитание детей с трудностями в обучении?    136

Каковы основные направления коррекционно-развивающей работы с учащимися младшего подросткового возраста, испытыва-ющими трудности в обучении?    140

Является ли оправданным обучение иностранному языку младших школьников с задержкой психического развития?    140

Как строится обучение и воспитание детей с нарушениями речи?    141

Какие компьютерные технологии используются в работе с детьми с нарушениями речи?    145

Какова история обучения и воспитания детей с нарушениями зрения?    145

Как организуется обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в раннем и дошкольном возрасте?    146

Как строится обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в школе?    149

Какова специфика использования наглядности в работе с детьми с нарушениями зрения?    152

Какие требования предъявляются к пособиям, используемым в работе с детьми с амблиопией и косоглазием?    154

Какие требования предъявляются к оборудованию кабинета специалиста для занятий с детьми с амблиопией и косоглазием?    156

Каковы основные положения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигатель-ного аппарата?    159

Как организуется обучение и воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в школе?    162

Какова история обучения и воспитания детей с нарушением слуха?    163

Как организуется обучение и воспитание детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста?    165

Какие показатели определяют готовность ребенка с нарушением слуха к обучению в школе?    170

Каковы условия эффективного общения педагога и ребенка с ОВЗ?    173

Какие альтернативные системы коммуникации используют в общении с детьми с ОВЗ?    174

Каковы особенности контроля и оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ?    176

Предполагается ли изменение в подходе к оценке знаний и умений обучающихся с ОВЗ в свете ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?    179

Литература    181

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru