Культурно-образовательная среда школы: открытие новых смыслов. Разработка и реализация инновационного проекта, экспертиза инновационной деятельности. Методический инструментарий в электронном приложении. Комплект книга+диск

Есть на складе
108 руб.
-10%
97,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4852
Авторы Фастова Е. И., Иванова О.Л., Бобровская Л. Н., Власюк И. В.
Издательство Учитель, 2015
Серия Инновационная деятельность с мультимедийным сопровождением
ISBN 978-5-7057-4314-8
Страниц 88
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705743148
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 154 г
Комплект (книга + диск) раскрывает основания и смыслы инновационной деятельности, включает методические рекомендации по разработке содержания и дорожной карты реализации инновационного проекта на примере проекта "Культурно-образовательная среда становления социогуманитарной компетентности подростка в общеобразовательной организации: открытие новых смыслов"; представлены сетевые формы организации инновационной деятельности; обозначены критерии экспертизы деятельности сетевой региональной инновационной площадки и её результатов. В приложении дан тезаурус основных понятий и терминов инновационного проекта.
В диске представлены содержание и дорожная карта инновационного проекта, программа и материалы проведения творческих мастерских инновационного развития, проектных оргдеятельностных семинаров для управленческой команды и участников проектной деятельности.
Адресован руководителям и педагогам образовательных организаций, специалистам органов, осуществляющих управление в сфере образования, преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, научным руководителям и консультантам региональных и федеральных инновационных площадок.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Из школы уходит подлинность: подлинность событий, подлинность отношений, подлинность чувств, подлинность школьного дома. Уходит повсеместно и очень быстро.

Вымывается как скрепляющий всё раствор. И всё рассыпается и хаотизируется… но… мы-то остаёмся.

А. А. Остапенко


так стремительно меняется знакомый облик российского образования, идёт активный поиск лучших моделей и естественный отбор полезного опыта, что мы решили поделиться с педагогами своими идеями, замыслами, результатами и даже сомнениями… Поэтому составили комплект (пособие + диск) с целью помочь читателю самому определить свой вектор на «развилке» профессионального выбора: развиваться ли ему в условиях коренных реформ образования в инновационном ключе или пытаться продолжать практику традиционного преподавания и воспитания…

Данный комплект расширяет и дополняет материалы учебно-методического пособия «Как оформить документацию инновационного образовательного проекта». Здесь подробно рассмотрен пример регионального инновационного проекта (сетевой модели) от практической разработки до реализации содержания в форме дорожной карты.

Для тех руководителей и педагогов, чья позиция ясна им самим и тяготеет к инновационному полюсу, и написано это пособие. Оно станет вашим подспорьем вне зависимости от вашего опыта работы в режиме развития, так как учитывает закономерности и стратегии развития образовательной системы новейшей России, на которые может опираться и маститый практик, и неопытный новичок.

Содержащиеся в комплекте идеи, технологии, методики, возможно, вызовут вопросы читателей, поэтому мы приглашаем их к конструктивному диалогу, совместному поиску эффективного решения сложившихся проблем образовательной практики. Одну из таких проблем призван решить предложенный далее вашему вниманию сетевой инновационный проект.

Материалы комплекта, предложенные педагогам и руководителям образовательных организаций, алгоритмичны и многофункциональны. Спектр их применения довольно широкий, они могут быть использованы:

• при разработке и реализации различного рода проектов (инновационных, сетевых, социальных, учебно-исследовательских);

• подготовке к педагогическим советам, методическим объединениям, тематическим совещаниям, заседаниям проектных групп и управляющих советов;

• организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников;

• обобщении педагогами своего опыта;

• организации педагогического, психолого-педагогического, социально-педагогического проектирования в образовательных организациях.

Диск содержит разработку содержания и дорожной карты реализации регионального сетевого инновационного проекта «Культурно-образовательная среда становления социогуманитарной компетентности подростка в общеобразовательной организации: открытие новых смыслов», мультимедийные и раздаточные материалы творческих мастерских инновационного развития для руководителей инновационного проекта, а также проектных оргдеятельностных семинаров для команды проекта на конвенциональном и предпроектном этапах его реализации.

Для упрощения читателям задачи мы решили использовать следующие условные значки, которые помогут лучше ориентироваться в тексте и быстро выхватывать взглядом тот фрагмент, который вам нужен именно сейчас.

Итак, фрагменты текста пособия (их содержание или данные) со значком * означают, что они могут быть вам полезны и для проведения педсоветов, тематических совещаний, заседаний проектных групп и управляющих советов.

К СУТИ ПРОБЛЕМЫ*

В XXI веке российское образование перестало быть «жизнью реальной и насущной для ребёнка, как та, которую он ведёт во дворе или на детской площадке». Вместо деятельности везде и повсеместно её имитация. Всё более нарастает чувство «смыслоутраты» (В. Франкл) на фоне реализации чужих и чуждых смыслов. По-настоящему ценное обесценивается, а прагматизм становится ценностью и целью жизни. Потребление заменило творчество, удовольствие – труд и необходимость прилагать волевые усилия. Глас истины слабо слышен в условиях торжества лжи и очковтирательства. Желаемое всё чаще выдаётся за действительное. Эффективность деятельности отдельного учителя или школы оценивается по качеству оформленных и вовремя представленных документов. Внешняя форма стала важнее внутреннего содержания. Имидж и яркая внешность вытеснили и заменили богатство внутреннего духовного мира личности. Главное – быть удобным, а не быть собой! Равнодушие вместо движения души – повсеместная норма жизни. Увы!!! Такова реальность нашей стремительно меняющейся школьной действительности, из которой исчезли такие слова, как смыслы и ценности, соборность и духовность, детская жизнь и радость, содружество и совместная жизнедеятельность детей и взрослых, вариативная комфортная развивающая среда и желание учиться. И всё это на фоне стремительных реформ и постоянных инноваций, содержание и результаты которых вызывают сомнение, недоумение и разочарование не только у педагогической общественности. А факты говорят сами за себя.

Согласно рейтингу Economist Intelligence Unit, аналитической компании, занимающейся исследованиями в политической, социальной и экономической сферах, российское образование занимает 8-е место среди 46 европейских стран и 13-е в мировом рейтинге стран по показателю качества образования. И хотя Россия в мировом рейтинге не смогла попасть в десятку, она сумела опередить США, Австралию, Францию, Швейцарию и Израиль. Лидером в Европе в сфере образования стала Финляндия, ранее находившаяся на высшей строчке и в мире. Однако, по мнению экспертов, за последние несколько лет произошёл спад уровня качества образования во всех скандинавских странах. В тройку европейских лидеров входят также Великобритания и Голландия. На последнем месте оказалась Греция. В глобальном рейтинге лидерами стали страны азиатского региона в следующем порядке: Южная Корея, Япония, Сингапур и Гонконг, несмотря на то, что большинство обеспеченных семей направляют своих детей получать образование в британские и американские вузы. В основу рейтинга легли специальные международные тесты и данные сферы образования.

Однако итоги исследований международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся PISA-2012 говорят иное. Качество общего образования в России продолжает оставаться невысоким в сравнении с показателями других стран. Так, по математической грамотности Россия занимает 34-е место, по естественнонаучной – 37-е, а по читательской грамотности Россия на 42-м месте в мире.

Национальные системы мониторинга образовательных достижений выпускников в форме ЕГЭ показали невысокие результаты в 2014 году.

Так, в 2014 году 1,5 % выпускников не получили аттестаты по результатам ЕГЭ, хотя, по сведениям экспертов, процент выпускников, не переступивших минимальный порог, в этом году составил 25 %, что побудило Рособрнадзор снизить минимальные показатели, необходимые для получения удовлетворительной оценки по предмету; учеников, получивших 100 баллов на ЕГЭ по математике, в 2014 году в 8 раз меньше, чем в предыдущем. Такая же удручающая динамика наблюдается и по остальным предметам.

Российская общественность по-прежнему скептически оценивает российское образование. Газета «Первое сентября» № 12 (1607) от 29 июня 2013 года (с. 4) приводит данные социологического опроса, полученные Левада-Центром: 49 % россиян считают наше образование посредственным; 23 % – плохим, и только 21 % российских граждан – это люди, которые им довольны.

И это на фоне инноваций в системе отечественного образования, которые стали буквально признаком современной образовательной практики. Число образовательных организаций, реализующих программы экспериментальной работы или инновационной деятельности, ежегодно растёт в геометрической прогрессии. Однако в условиях роста бюрократизации, «вала» отчётной документации стремление всеми путями обеспечить привлекательный имидж своей образовательной организации всё чаще оборачивается подменой содержательных инноваций, объективно необходимых российской школе, псевдоинновациями и имитацией инновационной деятельности. Уход подлинности бытия из школьной жизни, утверждение ложных или формальных ориентиров деятельности, «спущенных сверху» в условиях, увеличивающихся с каждым днём требований к учителю и ребёнку, всё чаще вызывают разочарование и раздражение у педагогов, родителей, детей.

И как ни парадоксально это звучит, выход из ситуации – в содержательных инновациях, вызванных к жизни реальной практикой, то есть инновациях, направленных на поиск принципиально нового содержания образования и принципиально новых форм реализации педагогического профессионализма для решения накопившихся в образовательной практике проблем.

Однако у всех, кто реализует инновационные проекты и программы, возникает много вопросов от этапа замысла до этапа формирующего эксперимента и итоговой диагностики. Приобретаемый инновационный опыт – это, как правило, «сын ошибок трудных». И даже в успешных, по общественному мнению, школах далеко не все инновационные проекты завершаются позитивной динамикой личностных изменений ребёнка, созданием действительно востребованных образовательной практикой образцов инновационного опыта. Данным учебно-методическим пособием мы открываем серию «Инновационный мейнстрим отечественного образования».

Предлагаемое вниманию читателей пособие авторы определяют как путеводитель в пространстве инновационной деятельности, в котором каждый, кто только её начинает и кто имеет определённый собственный опыт, найдет ответы на следующие вопросы: Как выявить проблему, на решение которой будет направлен инновационный проект? Как определить тему и направления инновационного развития образовательной организации? Как разработать замысел и содержание инновационного проекта? Как составить дорожную карту его реализации? И, наконец, как оценить эффективность инновационной деятельности и её результатов?

На самом деле вопросов гораздо больше, чем те, которые приведены. Инновационный поиск продолжается. Ведётся он и авторами данного пособия, которые надеются, что с вашей помощью состоится не только откровенный, вдумчивый, содержательный диалог, но и рефлексия, проблематизация, актуализация имеющегося опыта. Мы научимся и научим наших воспитанников находить, вкладывать и реализовывать смыслы в каждой жизненной ситуации, деятельности и, в целом, жизни. Научим ставить личностно значимые и социально ценные цели, выбирать оптимальные средства для их реализации, приобретать опыт ценностно-смыслового отношения, гуманитарного познания, креативно-преобразовательной деятельности, эффективной коммуникации в вариативной развивающей среде школы, воспитательный потенциал которой реализуется через проектирование гуманитарного пространства культурного самоопределения человека (то есть самоопределения в ценностях, смыслах, моделях культуросообразного поведения). Пространства, в котором слова: «смыслы» и «ценности», «соборность» и «духовность», «детская жизнь» и «радость», «содружество» и «совместная жизнедеятельность детей и взрослых», «вариативная комфортная развивающая среда» и «желание учиться» – наполнятся реальным содержанием и прочно войдут в образовательную практику.

Предлагаем читателям также поразмышлять о том, умеем ли мы сами руководствоваться в своей жизни этими ценностями, эффективно решая проблемы в сфере собственного саморазвития и социального взаимодействия? Или мы, подобно герою рассказа Марины Ясинской «Carte blanche»4, готовы лишь к тому, чтобы дать объявление следующего содержания:

«РАЗЫСКИВАЕТСЯ

Смысл жизни.

Пропал около года назад.

Особые приметы: для женщины 35 лет, замужем,

сыну три года, хороший учитель, трёхкомнатная квартира,

обеспеченный муж, «Хонда Сивик», отпуск на море.

Увлечения: путешествия, общение.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ»


Итак, диалог начинается, уважаемый читатель!


4 Ясинская М. Л. Carte blanche // Наука и жизнь.2014. № 5. С. 128–134.

Содержание

Введение    3

Инноватика: как подступиться?    7

Основания и смыслы инновационной деятельности: рефлексивный диалог    10

Как определить проблему, на решение которой будет направлен инновационный проект    18

Обоснование актуальности инновационного проекта*    22

Выбор направления инновационной деятельности и определение темы инновационного проекта    28

Постановка цели и задач инновационного проекта    32

Презентация содержания инновационного проекта    35

Представление дорожной карты реализации инновационного проекта*    49

Планирование ресурсного обеспечения инновационного проекта. Составление бюджета инновационного проекта    70

Организация совместной деятельности участников проектных команд с использованием облачных технологий    72

Экспертиза деятельности сетевой инновационной площадки и её результатов    78

Приложение. Тезаурус инновационного проекта    79

Литература    86


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ


Содержание и дорожная карта инновационного проекта «Культурно-образовательная среда становления социо-гуманитарной компетентности подростка в общеобразовательной организации: открытие новых смыслов».

Программа деятельности творческих мастерских инновационного развития для руководителей инновационного проекта на старте проекта.

Мультимедийные и раздаточные материалы творческих мастерских инновационного развития для руководителей инновационного проекта.

Творческая мастерская «Проектирование региональной инновационной площадки».

Творческая мастерская «Педагогическая аксиоматика инновационного проекта».

Творческая мастерская «Стратегия и рабочий план реализации проекта. Командообразование».

Творческая мастерская «Подведение промежуточных  итогов конвенционального этапа».

Творческая мастерская «Подготовка к работе с проектной командой».

Творческая мастерская «Подведение итогов конвенционального этапа».

Творческая мастерская «Содержание инновационного проекта. Инструментарий стартовой диагностики».

Программа студии педагогического творчества и профессионально-личностного развития.

Методические рекомендации для проведения проектных оргдеятельностных семинаров по темам «Гуманитарный педагог, или какой учитель нам нужен?», «Современный подросток».

Мультимедийные и раздаточные материалы проектных оргдеятельностных семинаров для команды проекта.

Проектный семинар «Командообразование».

Проектный семинар «Реальность».

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.