Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина

NEW
Есть на складе
210 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5815ж
Авторы-составители Карасева И. В.
Издательство Учитель, 2020
ISBN 978-5-7057-5815-9
Страниц 284
УДК 372.016:82*05
Штрихкод 9785705758159
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 13 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 198 г
В пособии представлено поурочное планирование по литературе. Система уроков разработана по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина для 5 класса (М.: Просвещение, 2019) на основе требований ФГОС основного общего образования. Предложены конспекты с различными видами деятельности обучающихся по формированию предметных умений, метапредметных и личностных УУД, совершенствованию речи, развитию коммуникативной компетенции.
Предназначено учителям в помощь при подготовке и проведении уроков литературы; полезно студентам педагогических вузов. Рассчитано на творческое использование в учебных целях.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. Предлагаемые конспекты уроков разработаны по программе под редакцией
В. Я. Коровиной и по учебнику (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского.

Не всегда молодой учитель может удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.

Практика показывает, что совершенствование речи учащихся – это кропотливая, каждодневная работа. Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого, выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера.

Хочется надеяться, что материал разработанных уроков будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им с учетом индивидуальных особенностей учащихся разнообразить свои варианты уроков.

Пособие предполагает творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным. Учитель может изменить планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения.

Представленные в пособии разработки уроков кто-то, может быть, возьмет за основу своего собственного учебного занятия, другому же будут интересны лишь некоторые идеи и подходы.

Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание – именно эти факторы станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов. Успеха вам!

Содержание

Предисловие    3

Введение. Роль книги  в жизни человека (I вариант)    4

Введение в литературу (II вариант) (урок-игра).    6

Славянские мифы (внеклассное чтение)    20

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре    24

Сказка как вид народной прозы.  Русская народная сказка «Царевна-лягушка»    27

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой    30

Русская народная сказка  «Царевна-лягушка». Образ Ивана-царевича    36

Русская народная сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического  содержания. Особенности сюжета сказки (внеклассное чтение)    39

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо».  Образ главного героя. Герои сказки  в оценке автора – народа (внеклассное чтение)    41

Развитие речи.  Составление волшебной сказки    45

Сказки о животных. «Журавль и цапля»    48

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»    50

Русские народные сказки (обобщающий урок)    53

Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хит-рость воеводы Претича». Черты русских летописей (внеклассное чтение)    56

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астро́нома в пиру» как юмористическое нравоучение (внеклассное чтение)    60

Из русской литературы XVIII и XIX веков. Жанровые особен-ности басни. Истоки басенного жанра в России А. П. Сумароков «Кокушка»    63

И. И. Дмитриев «Муха»    67

И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.  «Волк на псарне»    72

И. А. Крылов. Басни «Волк на псарне»,  «Ворона и лисица», «Зеркало и обезьяна»    76

Развитие речи и понятия о басне.  Басни И. А. Крылова (урок-конкурс)    82

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка    86

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок»    88

А. С. Пушкин. Пролог к поэме  «Руслан и Людмила» как собирательная  картина народных сказок    90

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил    95

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой  царевне и о семи богатырях». Центральные образы сказки. Сходство и различие литератур-ной и народной сказок. Стихотворная и прозаическая речь    101

Русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»    103

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотический пафос стихотворения    107

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Суждения и оценки юных читателей    111

Н. В. Гоголь «Заколдованное место».  Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика в повести    115

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос». Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова  (отрывок из поэмы)    118

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»    122

Н. А. Некрасов «На Волге».  Раздумья поэта о судьбе народа (внеклассное чтение)    129

И. С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня    132

И. С. Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества героя    136

И. С. Тургенев «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима    140

Превосходство Герасима над челядью. Протест против  крепостничества    142

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И. С. Тургенева «Муму» (материал для консультации)    146

А. А. Фет. В художественном мире поэта    147

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды    153

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Обучение сравнительной  характеристике героев    156

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе    159

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Под страхом смерти    162

А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмористический рассказ    166

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора    169

Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение)    172

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.  Анализ лирического произведения    173

Описание природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева    179

И. А. Бунин «В деревне»    184

И. А. Бунин «Косцы».  Человек и природа в рассказе (внеклассное чтение)    190

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести    192

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Новые знакомые Васи    195

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Тыбурций Драб – «замечательная личность»    197

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изобра-жения героев    198

А. И. Куприн. «Тапер», «Белый пудель» (внеклассное чтение)    200

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера    204

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Проблемы тайны и мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе    207

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый хлеб» – сказка о труде и взаимной выручке    210

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой    215

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»    218

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке    222

А. П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя    225

Саша Чёрный «Кавказский пленник» (внеклассное чтение)    227

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу    229

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Образ главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность  произведения    232

П. Мериме «Маттео Фальконе» (внеклассное чтение)    233

К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война    237

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война    239

Поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе    241

Р. Стивенсон «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады (внекласс-ное чтение)    242

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека    245

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда    247

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». История вторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини    249

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Истории четвертая и пятая    251

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом    254

Сказки Х.-К. Андерсена (сочинение)    256

Джек Лондон «Сказание о Кише».  Нравственное взросление героя рассказа    258

Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера»    261

Э. Сетон-Томпсон «Арно»    264

У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»    267

По страницам прочитанных произведений (творческий отчет)    272

Литература    280

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru