Новогодняя суперакция! Только с 9 по 11 декабря скидки до 50%! Получить промокод на скидку

Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет. Методики выявления и изучения

Есть на складе
299 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4832
Авторы Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2024
Серия Диагностический журнал
ISBN 978-5-7057-4336-0
Страниц 84
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705743360
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 125 г
Психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяет выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать содержание образования и выстраивать образовательную траекторию. Предложенный диагностический журнал включает методики психологической диагностики развития детей 2-3 лет в соответствии с направлениями психического развития: интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое. Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО и ФОП ДО.
Предназначено управленческому корпусу, старшим воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано к использованию в подготовке студентов по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию; полезно студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;

 обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;

– создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО и ФОП ДО задач психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.

Психологическая диагностика в современном ДОО направлена на: определение психологических причин трудностей детей в освоении федеральной образовательной программы, Основной образовательной программы; выявление детских склонностей, способностей, признаков одаренности; изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад, при переходе к начальному образованию, а также в условиях инклюзивного образовательного процесса).Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем психическом развитии ребенка.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Данный диагностический журнал включает методики психологической диагностики развития ребенка 2–3 лет в соответствии с направлениями психического развития (интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое). Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО и ФОП ДО.

Разработка диагностических методик произведена с учетом следующих базовых идей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев):

– обучение ребенка предполагает развитие его высших психических функций;

 обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что данное успешное обучение происходит в специфических детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливается развитием ведущей деятельности.

При диагностических процедурах использованы методы: естественный эксперимент, беседа, наблюдение. Каждая методика предполагает определенный способ фиксации и оценки тех психологических проявлений у детей, которые являются индикаторами для определения того, насколько успешно решается конкретная общеразвивающая задача.

Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:

1. Составляются индивидуальные диагностические карты (или диагностические карты на группу воспитанников), в которых отражаются конкретные психологические факты, а также их балльная оценка в отношении конкретного ребенка и группы детей по определенному параметру. Разработанные шкалы балльной оценки позволяют перевести качественные показатели в количественное выражение.

Таким образом можно получить представление об индивидуальной динамике становления определенного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформированности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы.

2. Составляются таблицы, в которых отражаются средние баллы. Это позволяет понять, какие общие тенденции наблюдаются у детей данной возрастной группы в становлении психологических феноменов, отражающих успешность решения общеразвивающих задач, а также какие задания у большинства детей вызывают трудности. Эти данные позволяют вносить коррективы в образовательный процесс, то есть поставить его на диагностическую основу.

3. Составляются таблицы, отражающие распределение воспитанников возрастной группы по уровням сформированности (развития) определенных психологических феноменов, выделенных согласно общеразвивающим задачам. Такие таблицы демонстрируют мониторинговую оценку диагностируемых психологических феноменов, отражают успешность решения общеразвивающих задач в конкретной возрастной группе воспитанников.

Разработанные к каждой методике диагностические карты и сводные таблицы позволяют по результатам психологического обследования выявить как характерные особенности, присущие группе детей, так и индивидуальные варианты их психического развития.

Диагностические процедуры экономичны по времени, поэтому позволяют проводить психологическую диагностику, не нарушая хода образовательной деятельности. Они разработаны таким образом, что, прикладывая минимальные усилия, можно получить достаточное количество диагностической информации – столько, сколько необходимо для проектирования реализации образовательной деятельности с ребенком (группой детей).

Разработанные методики отражают преемственность изучения психологических феноменов в разные возрастные периоды. Подобный подход позволяет составить целостное представление:

о психическом развитии каждого воспитанника на протяжении раннего и дошкольного возраста;

– о специфике развития воспитанника в определенном периоде дошкольного возраста;

– об особенностях психического развития ребенка при переходе от одного возрастного периода к другому.

Диагностический журнал предназначен для педагогов-психологов и старших воспитателей ДОО. Он может быть использован в качестве методического пособия при подготовке студентов по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также в системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников образования.

Содержание

Введение    3

Организация психологической диагностики в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО    9

Психологическая диагностика интеллектуального развития    15

Психологическая диагностика личностного развития    34

Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы    65

Психологическая диагностика психофизического развития    76

Характеристика индивидуально-психологических особенностей ребенка    80

Карта индивидуально-психологического развития ребенка    81

Литература    83

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.