Физическая культура. 1-11 классы. Рабочие программы. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение. Программа для установ

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-829
Авторы-составители Мамедов К. Р.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Физическая культура. 1-11 классы. Рабочие программы. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" содержит систематизированный материал в виде рабочих программ и ресурсного обеспечения для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону, ориентированных на трёхчасовой вариант прохождения программы для 1-11 классов, разработанных в соответствии с ФГОС.
Каждая рабочая программа содержит пояснительную записку и развёрнутое тематическое планирование, в котором определены система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы формы контроля. Ресурсное обеспечение позволит учителю разнообразить деятельность учащихся, применять современные формы и приёмы, способствующие формированию предметных умений, УУД, оптимизации развития познавательных процессов.
Электронное пособие предназначено учителям физической культуры и руководителям методических объединений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 200 MB.

Примеры документов

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мотивационной составляющей данной рабочей программы является наличие дефицита подобного рода программ и календарно-тематического планирования.

Рабочая программа и, в частности, ее составляющий компонент – календарно-тематическое планирование – реализует рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации, основываясь на приказе Министерства образования и науки Российской Федерации, введенного в действие 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»».

К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех обучающихся, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Поэтому введение третьего часа физической культуры в СМГ исключительно актуально. И данное тематическое планирование предлагает широкий выбор физических упражнений оздоровительного характера.

Использование календарно-тематического планирования в практике учителя положительно влияет на получение позитивного результата в оздоровлении обучающихся с последующей возможностью их перехода из подгруппы Б, специальной медицинской группы, в подгруппу А, а из подгруппы А перейти в подготовительную группу.

Целью составления рабочей программы является создание комфортных условий для обучения физической культуре учащихся с ослабленным здоровьем и осуществление дифференцированного подхода в организации образовательного процесса в специальных медицинских группах с учетом особенностей развития и состояния здоровья данной категории обучающихся, выполнение учителем физической культуры педагогических и медико-психологических рекомендаций по формированию у них навыков здорового образа жизни.

Предлагаемое в рабочей программе календарно-тематическое планирование по организации педагогического процесса в своей предметной ориентации обеспечивает решение учителем следующих задач:

– оказание помощи в оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;

– совершенствование прикладных двигательно важных умений и навыков в видах ходьбы и бега, в прыжках, лазанье, метании, подвижных, малоподвижных и спортивных играх;

– повышение уровня физических кондиций: сила, скорость, скоростно-силовые качества, выносливость, координация, гибкость;

– улучшение осанки в результате использования упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, укрепление опорно-двигательного аппарата; овладение умениями выполнять ортостатическую пробу, осуществлять подсчет ритмичности и частоты сердечных сокращений (ЧСС) для определения функционального состояния организма при нагрузке и после отдыха;

– усвоение знаний о безопасных способах занятий физической культурой, о значении физической культуры в жизни человека;

– овладение умениями составлять комплекс утренней зарядки с учетом особенностей заболевания, выполнять дыхательные упражнения, упражнения для профилактики усталости зрения, физкультурные и динамические паузы.

В календарно-тематическом планировании предусмотрено использование физических упражнений, которые по своему структурному содержанию соотносятся с видами спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика акробатика, гимнастика, бадминтон) и сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.

В сотрудничестве с учителем физической культуры учащийся может отбирать общеразвивающие упражнения (ОРУ), исходя из показаний здоровья и физической подготовленности, а также с учетом возможностей организма, под руководством учителя осваивать и изучать комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, утренней зарядки и физкультминуток, упражнений на развитие физических качеств, подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.

На уроках усвоения теоретических знаний планируется рассмотрение тем по оказанию первой медицинской помощи при травмах.


Организация врачебного контроля при проведении учебно-воспитательного процесса по физической культуре

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом, как в школе, так и вне ее, осуществляется органами здравоохранения в соответствии с действующими инструкциями и Положением о работе медицинского персонала в школе. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется специально закрепленными за школой врачами и другим медицинским персоналом. Заключение о состоянии здоровья и все врачебные указания о допустимой нагрузке для каждого учащегося должны быть записаны во врачебно-контрольную карту и обязательно доведены до сведения учителя физической культуры или лица, проводящего занятия. Учащиеся, не прошедшие медицинского осмотра, к урокам физической культуры не допускаются.

Распределяет учащихся на медицинские группы педиатр или школьный врач (на основании данных из участковой поликлиники или данных профилактических осмотров) в конце учебного года. При этом обязательно учитывается мнение учителя физической культуры. Ошибочное направление школьника в группу, которая не соответствует его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности, может нанести учащемуся вред.

К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:

• без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;

• с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности, например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

– занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;

– подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов);

– занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.

К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:

• с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;

• нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;

• хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой;

• входящие в группу риска по возникновению патологии.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

– занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;

– итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра.

Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной.

Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б». К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной фи-зической нагрузкой. Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы. Дети из специальной группы «А» после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, может заниматься физической культурой чаще, чем здоровые дети – 4 раза в неделю.


Медико-педагогические методы определения медицинской группы

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

При определении медицинской группы большое значение придается результатам исследования функциональных возможностей организма, прежде всего функции сердечно-сосудистой системы. Ее состояние оценивается с помощью простых проб с дозированной физической нагрузкой.

Проба с 20 приседаниями. Обследуемый садится слева от врача (учителя). На его левом плече закрепляют манжетку тонометра, и левую руку он кладет на стол, ладонью кверху. После 5-минутного отдыха отсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. Обследуемый, не снимая манжетки (тонометр отключается), встает и ритмично (лучше под метроном) делает 20 глубоких приседаний за 30 секунд, поднимая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитывают пульс в течение 10 первых секунд, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30–40 секунд. Начиная с 50-й секунды, вновь подсчитывают частоту пульса по 10-секундным отрезкам до возвращения его к исходным данным. Затем вновь измеряют артериальное давление. Результаты пробы записывают по определенной схеме.

Схема регистрации результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы. Покой: пульс в течение минуты – 12, 14, 12, 14, 12, 14 (измеряется каждые 10 секунд); АД – 100/60 мм рт. ст.; нагрузка: 20 приседаний за 30 секунд.

В ходе выполнения пробы, а также после нее отмечаются изменения в окраске лица, появление аритмии или учащенного дыхания и усиленного потоотделения, изменения самочувствия и другие признаки, свидетельствующие о появлении утомления. Оценка результатов функциональных проб сердечно-сосудистой системы проводится на основании анализа непосредственной реакции пульса и артериального давления на нагрузку, а также по характеру и времени их восстановления к исходному уровню. Для оценки учащения пульса определяют степень его учащения в процентах по сравнению с исходной величиной. Составляется пропорция, в которой частота пульса в покое (ЧСС до нагрузки) принимается за 100 %.

Трактовка полученных результатов. Нормальной реакцией на функциональную пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса на 50–70 %. Более значительное учащение пульса свидетельствует о нерациональной реакции системы кровообращения на нагрузку, так как усиление ее деятельности при физической нагрузке происходит больше за счет учащения сердечных сокращений, чем за счет увеличения систолического выброса крови. Чем выше функциональный потенциал сердца, чем совершеннее деятельность его регуляторных механизмов, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную, стандартную физическую нагрузку.

При оценке реакции артериального давления учитывают изменения максимального, минимального и пульсового давления. При благоприятной реакции на пробу с 20 приседаниями максимальное давление у школьников увеличивается на 15–20 %, а минимальное – снижается на 20–30 %. С повышением максимального и понижением минимального увеличивается пульсовое давление. При удовлетворительной реакции пульсовое давление увеличивается на 30–50 %. Уменьшение пульсового давления после пробы свидетельствует о нерациональной реакции артериального давления на физическую нагрузку.

При комплектовании специальной медицинской группы школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии ученика, должны также знать уровень его физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны в заболеваниях, которые есть у ученика (см. приказ Министерства образования РФ № 13-51-263/13 от 31.10.2003 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Комплектование специальных медицинских групп к новому учебному году должно осуществляться до 1 июня по данным медико-педагогического обследования, проведенного в апреле – мае текущего года. Списки детей по фамилиям с диагнозами и указанием медицинской группы, завизированные врачом образовательного учреждения, передаются администрации и учителям физкультуры. Таким образом, у директоров ОУ имеется время до 1 сентября оформить приказ об организации занятий для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

Решение вопроса о переводе учеников из специальной группы в подготовительную, из подготовительной в основную и обратно врач и педагог принимают совместно после повторного обследования и анализа данных врачебно-педагогических наблюдений и результатов функциональных проб, проведенных в течение учебного года.


Медико-педагогический контроль на уроках физической культуры

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Медико-педагогическая оценка урока физической культуры проводится 1 раз в месяц для каждой группы обучающихся.

Медицинская сестра образовательного учреждения на уроке физкультуры осуществляет следующие виды деятельности:

• контролирует соответствие плана урока требованиям программного материала;

• определяет моторную плотность урока по результатам хронометража и пульсовой кривой;

• проводит наблюдение за реакцией организма ребенка на однократно проведенное занятие, выявляет признаки утомления и физического перенапряжения;

• следит за правильностью распределения нагрузки по частям занятия, достаточностью разминки перед выполнением отдельных упражнений;

• осуществляет контроль за правильностью постановки дыхания при выполнении отдельных упражнений;

• проверяет выполнение назначений врача по распределению детей на медицинские группы и соблюдению ограничений в отношении детей, пропустивших занятия после перенесенного острого заболевания;

• контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения занятий (микроклимат в помещении, наличие влажной уборки и проветривания, соответствие одежды и обуви учеников условиям проведения занятия);

• проверяет наличие и достаточность страховочного материала, соблюдение мер по профилактике травматизма;

• проверяет наличие аптечки неотложной доврачебной помощи;

• обращает внимание на педагогическую обеспеченность урока (наличие спортивной одежды у педагога, компетентность преподавания, поддержание дисциплины на занятии);

• получает представление не только об уровне физической подготовленности детей, но и об их индивидуально-личностных особенностях.

С помощью хронометража медсестра и педагог определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Оценка двигательной активности детей, достаточности нагрузок проводится путем вычисления общей и моторной плотности занятия.

Протокол медико-педагогического контроля физкультурного занятия (урока физкультуры).

При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения учителя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине учителя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность урока должна составлять не менее 85–95 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. Вычисляя моторную плотность урока или занятия, проводят наблюдение за одним учеником. Моторная плотность уроков у школьников младших классов должна составлять 50–60 %, старших классов – 65–75 %.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 15-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут. На уроках физкультуры рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части составляет 25–30 %, после основной 80–100 % (в основной и подготовительной группах), 60–80 % (в специальной медицинской группе) при его возвращении к исходным величинам к концу урока.

У детей из основной и подготовительной групп нагрузка на уроке физкультуры считается оптимальной, если вызывает среднюю ЧСС 140–160 уд/мин. Для детей специальной медицинской группы средняя частота сердечных сокращений должна находиться в диапазоне 120–130 уд/мин в начале четверти и 130–150 уд/мин в основной части урока к концу четверти.

В тематическом планировании использованы следующие условные обозначения:

Условные обозначения типов урока по физической культуре:

Вводный урок (ВУ).

Урок ознакомления с новым материалом (НУ).

Смешанный урок (СмУ).

Уроки совершенствования с выполнением пройденного материала (СУ).

Форма деятельности учащихся на уроке:

Фронтальная (Ф).

Поточная (П).

Посменная (Пс.).

Групповая (Г).

Индивидуальная (И).

Общая физическая подготовка (ОФП).


Подвижные игры

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Воробушки-попрыгунчики

На земле (на полу) обозначен круг. В центре круга водящий – «ворона». За линией круга все играющие – «воробьи». Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. «Ворона» старается осалить воробушка, когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим.

Класс, смирно!

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал ее со слова «класс». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются две ошибки: первая – играющий выполнил команду без предварительного слова «класс», вторая – играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если играющий, совершивший ошибку, сделав шаг вперед, вновь ошибается, то он делает еще шаг вперед. В конце игры отмечаются ученики, которые не допустиили ни одной ошибки.

Быстро по местам

Учащиеся стоят в шеренге. По команде учителя «Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. Вдруг раздается команда: «Быстро по местам!» Все учащиеся занимают свои места в шеренге. Учитель отмечает тех, кто быстрее занял место в строю.

Вызов номеров

Играющие делятся на две–четыре равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. В каждой команде играющие рассчитываются по порядку номеров. На расстоянии 2 метров от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша. Впереди каждой колонны, примерно в 10–15 метрах, ставится по стойке, булаве. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Прибежавший к финишу первым получает выигрышное очко. В итоге выигрывает команда, игроки которой наберут больше очков. Перед началом игры рекомендуется проверить, как дети запомнили свои номера. Для этого руководитель предлагает, чтобы игроки под названным номером подняли правую руку (сделали хлопок над головой, присели и т. д.). После этого приступают к бегу.

Видоизменяют игру также за счет введения дополнительных препятствий на пути движения игроков: ставят гимнастические скамейки, через которые надо перепрыгивать; гимнастические обручи на подставках, через которые следует пролезать; булавы или стойки, которые надо оббегать, и т. д.

В начале игры важно оговорить, что вызываемые игроки выбегают с правой стороны колонны и, финишируя, должны также придерживаться правой стороны. После выполненного задания игроки становятся на свое место и ждут повторного вызова.

Невод

Двое из играющих – «рыбаки», остальные – «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыб», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» – «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока останется две-три непойманные «рыбки». Во время ловли «невод» не должен разрываться.

Подвижная цель

Дети образуют большой круг, расположившись в двух-трех шагах друг от друга. Перед их носками можно провести линию. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. По сигналу дети начинают перебрасывать друг другу мяч, чтобы выбрать момент и попасть им в водящего. Водящий, бегая по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто попал мячом в водящего, идет на его место. В ходе игры метающим мяч не разрешается заступать ногой за черту; попадание не засчитывается, если мяч попал в водящего после отскока от пола. Если водящий поймал мяч, он не выбывает из игры. Игру можно проводить в двух-трех кругах одновременно.

Вариант. Игру можно провести в виде командных соревнований. Для этого группу делят на две команды, игроки которых образуют круги, но водящими становятся представители противоположной команды. Игра продолжается 3 минуты. За каждое попадание команде начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут больше очков.

Бег по кочкам

Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1–1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30–40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету. В зависимости от возраста участников может быть от 4 до 6 кружков.

Не урони палку

Играющие делятся на команды по 8–10 участников, каждая из них образует круг, становясь спиной к центру. У всех участников гимнастические палки.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru