Практическое литературоведение. Что сказал писатель

Снято с продажи
Код 17157
Издательство Феникс, 2015
ISBN 978-5-222-23052-7
Страниц 318
Штрихкод 9785222230527
Размеры (Ш x В x Т) 135 x 205 x 18 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 286 г
В объективе исследования - образная концепция личности, представленная в произведениях русских писателей от А.С.Пушкина до современности. Посредством обращения к жанрам рассказа и повести воссоздается динамичная картина развития художественных противоречий, изменения конфликтов и поиска компромиссов в прозе XIX-XXI вв.
Практическое литературоведение адресовано учителям и учащимся, студентам и абитуриентам, а также всем тем, кто ценит русскую литературу.

Подробное описание

Вопрос школьных уроков литературы «Что хотел сказать писатель?» встречаем в пародиях и фельетонах, анекдотах и скетчах, он вызывает неприязненную реакцию маститых авторов и начинающих литераторов. Считается, что писатель сказал лишь то, что непосредственно написано черным по белому. И ничего более. На самом же деле так не бывает, чтобы на бумагу попало только запланированное. Писатель всегда и обязательно проговаривается о чем-то важном и скрытом (возможно, даже от самого себя), выбирая нужное, т.е. соответствующее некоему внутреннему запросу — слово, имя, сочетание звуков.

Современному литературоведению хорошо известна подоплека художественного словесного творчества, и доля подсознательного в нем крайне велика. Писатель и не хотел бы, а скажет гораздо больше, чем задумал. И сколько бы конкретный человек, перу которого принадлежит стихотворение или поэма, рассказ или роман, трагедия или комедия, ни утверждал, что его следует воспринимать буквально, он все равно окажется бессилен против образной концепции личности автора, которая мимо его воли выразила гораздо больше. Иногда это понимают и сами мастера слова. Так, например, американский поэт У. Уитмен отметил, что «если писатель любит, чтобы во время обеда за его спиной стоял лакей, это обязательно отразится в его творчестве».

Приступая к работе над книгой о том, что же на самом деле хотели сказать в своих произведениях русские писатели 19-21 вв., мы ставим себе предельно четкую цель — показать, тем, кто любит и ценит литературу, что внимательное чтение не только приносит большое удовольствие, но и позволяет сделать ценные открытия. Нам хочется поделиться им, насколько познавательным может быть погружение в литературный текст, как интересно и увлекательно находить знаки и символы «затекстовой» реальности, обнаруживать невидимые связи между явлениями художественного порядка и многогранной действительностью.

Знакомство с книгой позволит вам обнаружить в действии эффект трехмерного зрения, и это открытие будет следствием внимательного чтения, проникающего в глубины авторского подсознания, доступным и для вас.

И вот тогда откроется истина, которую имели в виду писатели.

Содержание

Глава первая. Век XIX: вечные противоречия........................    9

Александр ПУШКИН. «Станционный смотритель». Маленькие жизни маленьких людей.........................................    10

«Дубровский»................    19

Повесть о несостоявшихся судьбах.........................................    19

Николай ГОГОЛЬ. «Ночь перед Рождеством». Между тьмой и светом...........................................................    .27

«Шинель»..........................................................................    .35

Будьте как дети.........................................................................    35

Иван ТУРГЕНЕВ. «Бирюк». Диалектика добра и зла.............................................................    45

Лев ТОЛСТОЙ. «Люцерн». Бунт? Против? Цивилизации?    ...............................................50

Михаил САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Несчастливый хеппи-энд..........................................................    63

Антон ЧЕХОВ. «Смерть чиновника».Вера в чох..........................................    68

Владимир КОРОЛЕНКО. «Огоньки». Надежда странника..................................................................    .75

Глава вторая. Век XX: открытые конфликты.....................    79

Леонид АНДРЕЕВ. «Кусака». Грозные силы жизни...................................................................    80

Александр КУПРИН. «Белый пудель». Тройка, Трилли и галоп.............................................................    89

Аркадий АВЕРЧЕНКО. «Смерть африканского охотника». Шкала жизненных ценностей .......................................    99

Иван БУНИН. «Господин из Сан-Франциско». Определяя предметы...............................................................    111

Евгений ЗАМЯТИН. «Огненное “А”». Увлеченные Марсом.......................    121

Михаил ШОЛОХОВ. «Родинка». Наука ненависти и любви.......................................................    128

Александр ГРИН. «Четырнадцать футов». Руда жизни................................................................................    137

Михаил БУЛГАКОВ. «Полотенце с петухом». Красное и белое    144

Михаил ЗОЩЕНКО. «Галоша». Вещи и люди в перевернутом мире........................................    156

Андрей ПЛАТОНОВ. «Фро». Жажда единения.......................................................................    169

Юрий КАЗАКОВ. «Тихое утро». Сотворение мира.....................................................................    178

Константин ПАУСТОВСКИЙ. «Старик в станционном буфете». И, наконец, об эпохе.................................................................    188

Варлам ШАЛАМОВ. «Последний бой майора Пугачева». Жизнь как смерть, смерть как свобода.................................    193

Валентин РАСПУТИН. «Уроки французского». Другие правила игры...............................................................    206

Фазиль ИСКАНДЕР. «Тринадцатый подвиг Геракла». Место для подвига...................................................................    217

Александр СОЛЖЕНИЦЫН. «Матренин двор». Родственные души...................................................................    228

Насилий ШУКШИН. «Крепкий мужик». I Поодиночке...............................................................................    245

Дина РУБИНА. «По субботам». Когда наступит воскресенье...................................................    258

Людмила УЛИЦКАЯ. «Дочь Бухары». Морально и физически............................................................    263

Глава третья. Век XXI: новые компромиссы.....................    273

Викгория ТОКАРЕВА. «Самый счастливый день. Рассказ акселератки»    273

Времена меняются. И мы меняемся вместе с ними?    274

Татьяна ТОЛСТАЯ. «Река Оккервиль». Чему нельзя помочь.................................................................    283

Анатолий АНДРЕЕВ. «У каждого своя война». Мир — театр, и люди в нем..............................................    299

Андрей ЖВАЛЕВСКИЙ, Евгения ПАСТЕРНАК. «Время всегда хорошее». Преодоление двойственности.................................................    305

Послесловие..........................................................    316

Литература.................................................................    318

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос