Справочник школьного библиотекаря. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-622.2
Авторы-составители Горшкова И. Б.
Издательство Учитель, 2020
Серия Педагог-библиотекарь
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В рамках модернизации отечественной системы образования принято решение о введении новой должности - педагог-библиотекарь, что требует новых подходов к профессиональной подготовке школьных библиотекарей.
Предлагаемое электронное пособие "Справочник школьного библиотекаря" серии "Педагог-библиотекарь" направлено на обучение школьных библиотекарей основам организации деятельности библиотек с целью повышения их профессиональной компетентности.
Теоретические, методические и практические материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам:
"Теоретические аспекты моделирования работы школьных библиотек";
"Функции школьной библиотеки в современных условиях";
"Ведение документации";
"Библиотечное обслуживание;
"Приложения".
В материалах разделов рассматривается становление школьных библиотек, их разносторонняя деятельность в настоящее время; предлагается информация по нормативно-правовому обеспечению деятельности библиотек; приводятся конкретные примеры составления плана и анализа работы библиотеки, паспорта библиотеки и др. Кроме того, наглядно показано, как с помощью рекламы и оформления фондов можно преобразовать библиотеку. Особое внимание уделяется таким актуальным направлениям, как организации чтения в библиотеке и развитие информационной культуры учащихся, в том числе приводятся сценарии занятий по чтению.
Данное электронное пособие будет полезно не только начинающим, но и опытным библиотекарям, а также методистам по библиотечным фондам.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Расстановка книжных фондов

Расстановка книжных фондов

Расстановка фонда – порядок размещения документов на полках фондохранилища, определяемый объёмом фонда его назначением и составом документов.

Основные требования к расстановке фонда. Она должна:

– быть понятной как библиотекарю, так и читателю;

– создавать библиотекарю и читателям комфорт при поиске необходимого документа;

– обеспечивать читателю свободу просмотра и выбора документа, возможность копаться в книгах;

– иметь известную идентичность всех способов раскрытия фондов: в открытом фонде, а также в каталогах и картотеках. В противном случае последние не смогут выполнять традиционную роль лоцмана в фонде;

– способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища;

– обеспечивать условия для правильного хранения и защиты фонда.


За исключением алфавитной и нумерационной, ни одна из расстановок недостаточна для рационального размещения фонда. Поэтому на практике обычно сочетают два и более признака, наиболее характерные для конкретной библиотеки.

Выбор того или иного вида расстановки зависит от условий обслуживания читателей.

По содержательным признакам различают: систематическую, тематическую, жанровую и серийную расстановки.

Систематическая расстановка предусматривает расположение документов по отраслям знаний в соответствии с классификацией ББК. Внутри каждого подраздела книги расставляются по алфавиту авторов и за-главий. Произведения одного автора расставляются в следующем порядке:

– полные собрания сочинений;

– собрания сочинений;

– сочинения;

– избранные произведения;

– сборники;

– отдельные произведения.

Тематическая расстановка предполагает раскрытие фонда по тематическому признаку. Весь фонд не может быть расставлен по этому признаку, но в ряде случаев тематические стеллажи помогут читателю увидеть весь спектр литературы по одному вопросу. Такой стеллаж может быть создан исходя из сложившегося в данной библиотеке устойчивого интереса читателей; либо в соответствии с тем, какие темы в библиотеке и ОУ являются ведущими на данный момент или нуждаются в рекламе. Но чаще всего на постоянные тематические стеллажи выносят краеведческую литературу, которая собирается туда из разных разделов фонда, рас-ставленного по ББК.

При жанровой расстановке уделяют внимание ярко выраженным читательским интересам (любителям приключений, фантастики или других жанров). В библиотеке выделяют стеллажи или полки под эти фонды, собранные по жанровому признаку. Организуя пространство абонемента в соответствии с читательскими интересами, мы создаем и постоянно подкрепляем у читателей установку на пользование библиотекой, а также на чтение как интересное занятие, а значит – удовольствие. Это особенно важно в библиотеке ОУ, где так много обязательного чтения по заданию.

Серийная расстановка формируется по издательским сериям, наиболее популярным среди читателей данной библиотеки. Книги большинства серий связаны между собой жанром, стилевыми особенностями, оформлением, что, по данным исследований, служит одним из факторов привлечения к ним читателей. Однако увлекаться выделением большого количества серий, вынося их на специальные стеллажи, не стоит. Таким образом, очень часто расставляют серию «Жизнь замечательных людей».

Существует расстановка по характеру информации. Так, например, расставляются наиболее часто используемые справочные издания (энциклопедии, словари, справочники). Это делается для того, чтобы школьники имели представление о справочной литературе и приучались ими пользоваться. Их располагают в непосредственной близости к пункту выдачи литературы.

Среди видов расстановки по формальным признакам, которые не учитывают содержание книг, различают:

– алфавитную – по алфавиту;

– хронологическую – по годам;

– географическую – по страноведческому принципу;

– языковую – по языкам;


Размещение и оформление книжных фондов

Размещение и оформление книжных фондов

В библиотеке, обслуживающей детей, расстановка фонда имеет обучающую и развивающую функции. У библиотеки ОУ по сравнению с другими, есть немалое преимущество: у неё небольшой, компактный фонд, в котором хорошо ориентируется библиотекарь-профессионал и, что особенно важно, при создании соответствующих условий, – педагоги и школьники. Это одно из условий свободного доступа к нему.

С этой целью библиотекарь использует ряд опробованных приемов. Один из них – создание схем размещения книжных фондов. Они могут быть разными: например, в виде чертежа, в котором отображение соответствующего раздела фонда отличается от другого не только местом на схеме, но и цветом, как в схеме линий Московского метрополитена. Возможны и другие варианты: например, яркий рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда (см. Приложение 11).

Цветовая гамма выступает одним из индикаторов содержательных различий отраслевых отделов фонда, поэтому желательно использовать её при оформлении стеллажей, а также полочных разделителей. Какой для них выбрать цвет, зависит от привычных ассоциаций (биология – зеленый, науки о Земле – голубой и т. п.), а также от воображения библиотекаря и его эрудиции.

Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке. В библиотеке ОУ лучше использовать насыщенные теплые тона, например, разнообразные оттенки бежевого и розового цвета или пастельные мягкие краски (светло-серый оливковый, нежно-голубой). При этом предпочтительно избегать пестроты, а также сочных красок (всех оттенков ярко-красного, фиолетового), которые на больших площадях – стенах, например, – создают ощущение беспокойства, вызывают у детей нервозность, даже подчас стимулируют их агрессивное поведение.

Разделители на стеллажах помогают сориентироваться в фонде свободного доступа. В библиотеках ОУ лучше применять разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или видному писателю или ученому. Поэтому разделители лучше делать цветными или с крупными рисунками, портретами, фотографиями (см. Приложение 12). Примерный перечень разделителей для фонда библиотеки ОУ (см. Приложение 13).

Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывали, а если быть более точным, рекламировали броские заголовок и/или рисунок на его торце.

Открытый доступ к библиотечным фондам

Открытый доступ к фонду – система обслуживания, предоставляющая читателям возможность непосредственного поиска и выбора документов в фонде библиотеки.

На абонементах и читальных залах в открытом доступе выставляется большая часть фонда. В библиотеках ОУ обязательно для читателей должны быть открыты фонды справочной литературы. В открытый доступ выставляется не более трех экземпляров одного названия. Малоспрашиваемые издания расставляются в закрытых книгохранилищах.

В условиях открытого доступа стеллажи должны расставляться таким образом, чтобы с рабочего места библиотекаря просматривались проходы между ними.

Какую долю фонда и какие именно документы следует выставлять для открытого доступа, библиотекарь решает сам, исходя из величины фонда и помещений библиотеки. Ценную в том или ином отношении литературу – ходовую, дорогую, малоэкземплярную – смело выставляйте напоказ, но возле своего рабочего места. Это делается для того, чтобы читатель не думал, что самое лучшее от него прячут.

В открытом доступе держите только опрятные и в хорошем состоянии документы. Пусть они имеют поддержанный вид, – это лишь дополнит интерес к ним, но если они повреждены, это только приучает читателей не уважать библиотечную книгу, а с ней и самого библиотекаря. В библиотеках, где помещение не позволяет организовывать открытый доступ к большей части фонда, оформляют внутриполочные выставки или развернутые выставки на различные темы.


Устные формы массовой работы

Устные формы массовой работы

К устным формам массовой работы относятся:

– библиографические обзоры (см. раздел «Библиографическая работа в библиотеке»);

– читательские конференции;

– диспуты, обсуждения книг;

– чтения.

Читательская конференция

Наибольшие трудности для библиотекарей представляет проведение читательской конференции. Читательская конференция – это наиболее сложная форма обсуждения, предусматривающая обмен мнениями о книгах в широкой читательской аудитории. Предметом обсуждения могут послужить не только художественные произведения, но и научная, учебная, справочная литература. Здесь необходима тщательная подготовка, применение различных методов информации о литературе, определенный регламент, так как участники обсуждения могут слишком затянуть мероприятие. На читательских конференциях сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции и состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.

Читательские конференции проводятся по отдельным произведениям, по творчеству одного автора – тематические.

Этапы подготовки и проведения читательской конференции:

1. Выбор книги. Не каждая, даже хорошая книга, может стать объектом читательской конференции, а только та, которая отвечает следующим требованиям: она проблемна, дискуссионна, вызывает споры, неоднозначную оценку критиков и читателей. Кроме того библиотекари должны стоять на позиции рекламы лучшей литературы.

2. Определение читательского и целевого назначения. Как правило такие мероприятия проводятся для учащихся одного класса.

3. Реклама произведения. Чем больше читателей прочитает произведение, тем удачнее пройдет конференция. Поэтому данному этапу библиотека уделяет большое внимание. Важное условие для организации плодотворного разговора дискуссии – пропаганда литературоведческой и критической литературы. Читатели должны быть как можно полнее ознакомлены со всеми публикациями о книге. При этом следует обратить внимание читателей на то, что мнение авторитетного критика не является истиной в последней инстанции.

На этом же этапе оформляются библиотечные выставки. А в рекомендательной беседе участнику следует дать установку на такое прочтение, которое пробуждало бы желание сформировать свое личное мнение и высказать его. Необходимо обратить внимание на ряд проблемных сторон произведения, неоднозначную оценку критики. В беседе о прочитанном следует выявить мнение читателя о произведении, убедить его в ценности собственной позиции, показать, что оригинальная точка зрения представляет значительный интерес для многих. Надо вызвать у читателя желание принять активное участие в дискуссии, обсудить спорные вопросы. Библиотекарь должен умело учитывать естественное желание каждого самоутвердиться, самовыразиться, используя при этом механизмы психологического воздействия – внушение, убеждение – с учетом индивидуальных особенностей читателей.

4. Разработка вопросов к читательской конференции. Это наиболее сложный интеллектуальный этап. Он требует хороших литературоведческих знаний и творческого подхода. Ни в коем случае нельзя предлагать вопросы, которые ассоциируются у читателей с уроками литературы: носящие как бы проверочный характер. Постановка вопроса – сложный творческий процесс, требующий хорошего знания литературы, умения видеть и формулировать проблемы. Специфика заключается в том, чтобы сориентировать восприятие читателя на целостное и эстетическое восприятие произведения художественной литературы. Вопрос должен натолкнуть читателя на размышление, заострить внимание на спорных, неоднозначных проблемах, поднятых автором, иногда заставить перечитать произведение, прочесть рецензии, вызвать желание высказать собственное мнение, услышать и оспорить при необходимости мнения других. Следующий прием при составлении вопросов – освещение художественных особенностей произведения.

5. Подготовка помещения. Необходимо организовать его таким образом, чтобы создать у читателей атмосферу непринужденного общения, если конференция проводится в классе, необходимо расставить мебель так, чтобы учащиеся не чувствовали себя как на уроке. Можно расположить столы полукругом или убрать их вовсе; расставить стулья таким образом, чтобы присутствующие могли смотреть друг на друга, что создаст оптимальные условия для общения.

Оформление класса также должно настраивать читателей на общение. Уместны портрет автора, выставка его произведений, литературы о нём. Если есть возможность, в оформлении можно использовать фотографии, репродукции, которые соответствуют теме.

6. Подбор ведущего.


Приложение 20

Приложение 20


Комплексные формы массовой работы

Комплексные формы массовой работы

Вечер вопросов и ответов

Вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Именно вопрос многие специалисты рассматривают как первое, исходное звено познавательного процесса, справедливо считая, что всякий полноценный акт познания заключает в себе вопрос, а именно вопросом выражается первое пробуждение мысли. Каждое решение одного вопроса может вызвать у читателя библиотеки множество новых, требующих обращения к источникам информации.

Этапы подготовки и проведения вечера вопросов и ответов.

1. Выбор темы. Он определяется хорошим знанием интересов и потребностей читателей.

2. Определение состава участников. Это могут быть учащиеся 9–11 классов (в этом мероприятии они будут являться специалистами), имеющие представление о данной области знаний (география, экология и т. д.) и учащиеся младших классов (оппоненты), которые будут задавать им вопросы.

3. Сбор вопросов от читателей. На этом этапе библиотека вывешивает объявление о проводимом вечере вопросов и ответов с именами приглашенных. Рядом помещается небольшой «почтовый ящик», куда читателям предлагается опускать вопросы. Одновременно идет сбор вопросов и реклама самого мероприятия среди читателей.

4. Пропаганда литературы по теме вечера. Библиотека готовит серию выставок, проводит обзоры, организует рекламу.

5. Работа с приглашенными «специалистами». Каждому из них библиотека передает заранее вопросы читателей, чтобы они могли основательно подготовиться, подбирает литературу, информацию по проблеме.

6. Подбор ведущего. Им может стать старшеклассник или классный руководитель или библиотекарь.

7. Оформление помещения. Кроме традиционных библиотечных выставок в помещении могут экспонироваться различные материалы, отражающие остроту проблемы, – фотодокументы, диаграммы и т. д.

8. Проведение мероприятия. Оно начинается с обоснования проблемы и представления приглашенных. Читателям предлагают проявить максимум активности при обсуждении насущных проблем. В ходе вечера приглашенные «специалисты» отвечают на вопросы как заранее заданные, так и поступившие спонтанно от читателей, присутствующих на мероприятии. В заключение ведущий делает выводы, совместно с читателями вырабатывает рекомендации, предложения. Традиционным является обзор выставки и приглашение в библиотеку.

9. Изучение эффективности и реклама мероприятия.

Описанный метод может с успехом использоваться в школьных библиотеках, одной из задач которых является пропаганда знаний. Вечер вопросов и ответов способствует реализации этого очень важного направления работы школьных библиотек.

Премьера книги

Премьеру книги можно определить как рекламно-информационный метод. Он сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и её рекламу. Термин «премьера» – французского происхождения и означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы библиотеки стали именовать её «презентацией»: от слова «презент», то есть «подарок». Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Библиотеки удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги. Наиболее удачно проходит премьера краеведческой книги, что позволяет привлечь на мероприятие всех тех, кто принимал участие в её выходе в свет. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. В заключение автор подписывает книги и раздает автографы. В более узком кругу активных читателей устраивается чаепитие.

Литературный вечер

Литературный вечер – одно из самых распространенных мероприятий, проводимых библиотеками. Чаще всего он проходит в форме литературно-музыкального вечера с привлечением музыки. Это могут быть аудио-, видеозаписи. Привлекательность его состоит в том, что он достаточно мобилен. Литературный вечер можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. Успех данного мероприятия зависит только от библиотекарей, от их профессионализма, эстетического вкуса, умения точно определить читательский адрес. В основе литературно вечера лежит сценарий.

Существует много его модификаций – литературно-музыкальный вечер, литературно-музыкальная гостиная. Как правило, они рассчитаны на небольшой круг заинтересованных читателей. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проходят при свечах и с чаепитием.

Подготовка литературного вечера – творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и т. д. Для активизации читателей можно использовать элементы конкурса, поощряя их за верные ответы.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru