Музыка. 1-4 классы. Разработки. Рекомендации. Из опыта работы. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-375.3
Авторы Арсенина Е. Н., Лагунова О. П., Масленникова-Золина Л. В. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия Начальная школа
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Музыка. 1-4 классы" серии "Начальная школа" создано в помощь учителям музыки, педагогам детских музыкальных школ и учреждений дополнительного образования, руководителям методических объединений, может быть полезно студентам педагогических и музыкальных училищ, колледжей, вузов.
Электронное пособие содержит теоретические материалы, методические рекомендации и практические разработки, которые позволят педагогам грамотно и эффективно организовать деятельность учащихся 1-4 классов по изучению предмета "Музыка".
Материалы систематизированы по разделам: "Музыкально-эстетическое воспитание", "Необычные уроки музыки", "Тестовый контроль", "Олимпиадные задания", "Дополнительный материал".
Представленные поурочные разработки, программы дополнительного образования, промежуточные и итоговые тесты, олимпиадные задания с ответами, сценарии игровых мероприятий, тексты песен с нотными приложениями будут полезны преподавателям при проведении уроков музыки, музыкальных и внеклассных занятий.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Вхождение в мир музыки

Вхождение в мир музыки

Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка это человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания.

Художественно-педагогическая деятельность (ХПД) учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности (ХЭД) учащихся. Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки это по сути есть процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель ХПД учителя помочь детям присвоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности. Методическая идея состоит в том, что учитель помогает детям овладеть художественно-эстетической учебной деятельностью.

Эрнст Теодор Гофман разделял всех людей на «музыкантов» и «немузыкантов».

«Музыканты» это не те, кто знает, что такое скрипичный ключ или где пишется нота «соль», в отличие от «немузыкантов», которые этого не знают. «Музыканты» это люди, познающие мир душой, тонко его чувствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, умеющие слышать мир во всем его многообразии, в том числе, конечно, и в музыкальном его воплощении.

Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», говорил Д. Шостакович.

«Прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование».

(В. Ф. Одоевский.)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самодеятельность средство и одновременно результат образования». (А. Дистервег.)

Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не сможет научить ребенка чему-либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей можно избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» и композитором, и музыкантом-исполнителем, и актером, и хореографом, и исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача учителя помочь раскрыть дар Божий каждому ребенку: замечательно рисовать, красиво петь, сочинять стихи, танец. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе хранят. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем не сравнимые чувства, проявить фантазию.

Главные человеческие ценности Любовь, Красота, Истина, Благо. Каждому человеку они даны от природы, но не всем удается сохранить эти духовные сокровища, а нередко происходит подмена их на явления противоположного характера.

Как же помочь ребенку не только сберечь, но и развить в сердце своем эти сокровища, эти вечные, всеобщие ценности как для каждого человека, так и для всего мироздания?

Универсальным средством введения ребенка в мир Любви, Красоты, Истины и всеобщего Блага является музыка, интегрирующаяся с другими видами искусства и с наукой.

Но что есть музыка? В чем проявляется ее благодатное влияние на человека? Как сделать, чтобы музыка, ее ценности (и физические, и духовные) в полной мере оказывали свое благодатное влияние на всех участников процесса учения: учителя, ученика, семью, общество?

Эти и другие вопросы мы ставим перед собой. Из вопросов исходят и задачи: общечеловеческие, познавательные, мировоззренческие и, конечно, музыкально-педагогические.

Отделять названные вопросы друг от друга можно только при словесно-понятийном их рассмотрении. На практике же они выступают в органичном единстве. Все они одновременно и суть, и цели, и средства в непрекращающемся ни на мгновение жизнепотоке всеобщего процесса обучения.

К каким же результатам в процессе формирования мировоззрения, воспитания личностных качеств, приобретения истинных знаний и ценностей могут и должны привести занятия музыкой? Как все только что перечисленное поможет ученику успешно осваивать этот предмет?

Наша цель


Занятие 1. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Занятие 1.
БАЛЕТ п. и. ЧАЙКОВСКОГО «ЩЕЛКУНЧИК»

1. Знакомимся с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

И вновь звучит музыка… Прислушаемся, знакома ли она вам? Конечно, это «Марш» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Помните сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»? По ее мотивам и был написан Петром Ильичом Чайковским этот замечательный балет.

В записи звучат фрагменты музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Что вы знаете о жизни и творчестве композитора Петра Ильича Чайковского?

Какие произведения Чайковского мы недавно прослушивали?

Что такое балет?

Балет это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.

Балет «Щелкунчик» одно из последних творений композитора (закончен в 1892 году), где любовно и с тонким проникновением запечатлены сцены из детской жизни, мир детских игр и наивных грез, порожденных сном. Маленькая девочка в рождественскую ночь видит необыкновенный, сказочный сон войну оловянных солдатиков с полчищами крыс и мышей. Благодаря вмешательству девочки в «игрушечную битву», представители темных и злых сил мышиное войско терпит поражение. Торжество добра над злом, вера в победу света над тьмой основная мысль произведения.

Послушайте фрагмент из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»:

«Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. Фриц и Мари, тесно прижавшись друг к другу, сидели в уголке спальни. Уже совсем стемнело, и им было немного страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник.

Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке, которой только что минуло семь лет, что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький темный человечек с большим ящиком под мышкой. Но Фриц очень быстро догадался, что это их крестный, Дроссельмейер. Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула:

Ах, что же смастерил нам на этот раз крестный?

Старший советник суда Дроссельмейер был великим искусником. Он знал толк в часах и даже умел их чинить.

Всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят. А к Рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился.

Фриц и Мари сидели уже в полной темноте, когда прозвучал тонкий серебряный колокольчик.

Двери распахнулись, и большая сияющая елка засияла золотыми и серебряными яблоками, а на ветвях, словно цветы или бутоны, обсахаренными орехами, пестрыми конфетами и вообще всякими сластями. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени.

Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!..

Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами.

Она любовалась платьицем всласть, то и дело повторяя:

Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице!

Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками. Слезая с него, он сказал, что конь лютый зверь, но ничего: уж он его вышколит. Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на белоснежных конях…

Фриц увлекся эскадроном гусар. По его команде эскадрон скакал туда и сюда, рубил саблями и стрелял сколько душе было угодно.

Мари же только сейчас заметила замечательного игрушечного человечка, который вел себя тихо и скромно, словно ожидая, когда дойдет очередь до него. Он был не очень складный, зато по его щегольской одежде сразу было видно, что это человечек благовоспитанный и со вкусом.

Это Щелкунчик, пояснил отец. Он будет усердно трудиться для всех вас: его дело аккуратно разгрызать орехи…»


Урок 14. История о сказочном инструменте (урок-путешествие)

Урок 14.
История о сказочном инструменте
(урок-путешествие)

Задачи: познакомить с историей и тембром звучания гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; рассказать о жизни инструмента в наши дни.

Литература: А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…»; вступление к «Слову о полку Игореве» (в переложении Н. И. Рыленкова); Энциклопедический словарь юного музыканта (сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская).

Музыкальный ряд: вступление к опере «Садко» «Окиян море синее», колыбельная Волховы; две «русских картинки» в исполнении гуслей, «Песнь Бояна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ход урока

I. Введение в тему.

Звучит вступление к опере «Садко».

«У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Скажите, пожалуйста, что может начинаться такими словами? (Сказка.)

Вспомните, как ещё можно начать сказку? (Жили-были... Давным-давно... В незапамятные времена...)

Молодцы! Сегодня я приглашаю всех вас в сказку. Только сказка эта будет не простая, потому что от вас будет зависеть, интересной ли она получится и чем она закончится. Давайте вспомним, что говорят о труде народные пословицы? («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Под лежачий камень вода не течёт».)

Правильно, значит пора и нам начинать свою сказку.

II. Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».

Итак, в незапамятные времена жили-были на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления.) Верно. Конечно, ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении всевозможных рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были... (Гусли.)

Конечно же гусли. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.

Звучит «Русская картинка».

Гусли

Обычно представления разыгрывались на всем известные сюжеты. Давайте и мы попробуем свои силы в инсценировке известного отрывка. Вспомните, пожалуйста, какими строчками начинался наш урок, и кому эти строчки принадлежат? («У лукоморья дуб зелёный...». Это отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»..)

Давайте инсценируем этот отрывок.

Во время прочтения учащиеся по очереди изображают прочитанное. Можно заранее распределить роли, а можно тянуть жребий. Лучше всего, если текст «У лукоморья дуб зеленый…» будет читать учитель тогда каждый из учеников попробует себя в какой-нибудь роли.

Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон или мягкий рокот струн рассказывались былины. Что это такое былина? (Народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях защитниках Родины.) А как называли сказителя? (Боян.)

Вот как написано о киевском сказителе Бояне во вступительных строках «Слова о полку Игореве»:

…У Бояна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом...

Но не десять соколов взлетали,

А Боян персты на струны клал,

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал…

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Бояна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки. (Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.)

Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

Если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.


Основные направления и содержание деятельности

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе выделены следующие направления:

1. Вокально-хоровая работа.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

3. Теоретико-аналитическая работа.

4. Концертно-исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.


Занятие 2. Музыкальные произведения Р. Шумана

Занятие 2.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Р. ШУМАНА

1. Знакомимся с творчеством Р. Шумана.

Новогодние чудеса, конечно, не обходятся без любимого всеми детьми и взрослыми самого главного волшебника…

Волшебник

Давно так ведется на свете:

Под вечер, в конце декабря,

Приедет волшебник в карете

Из золота и янтаря.

Поедет по улицам ярким

И к каждому дому свернет.

Раздаст всем ребятам подарки,

А взрослых он в детство вернет.

А утром волшебник умчится

За горы, леса и моря.

Все именно так и случится

Под вечер, в конце декабря.

Иван Бардин

Ребята, как вы думаете, о ком говорится в стихотворении современного детского писателя Ивана Бардина? Конечно, о Деде Морозе. У композитора Роберта Шумана есть прекрасное произведение, которое он написал специально для вас для детей. Давайте послушаем эту необыкновенную, сказочную музыку.

Р. Шуман «Дед Мороз».

Домашнее задание:

Подобрать стихотворную или литературную иллюстрацию к музыке Р. Шумана «Дед Мороз» и озвучить на музыкальном занятии. Например: М. И. Соколов-Микитов (отрывок из рассказа): «…Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звездная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал (никому таких не вырисовать). Ай да Мороз!

Скучно Морозу. От скуки пойдет на реку, стукнет по льду, станет звезды считать, а звезды лучистые золотистая озимь.

Утром затопят печи, а Мороз тут как тут замороженными столбами стали над деревней голубые на позеленевшем небе дымы. Ай да Мороз!»

Вспомните и расскажите, что вам известно о жизни
Р. Шумана.

С какими произведениями композитора вы знакомы?

В каком регистре звучит музыка?

Сколько частей в произведении?

Проанализируйте характер произведения.

Выполните рисунок к любому из известных вам произведений Р. Шумана.

А вот это, похоже, маршируют веселые гномы. Ну а где гномы, там обязательно должна быть и Белоснежка…

фрагмент из музыки к мультфильму «Белоснежка и семь гномов» Ф. Черчилля. (Из того же мультфильма педагогом исполняется вальс.)

Какая великолепная музыка! Догадались, ребята, что за танец исполнила Белоснежка? Конечно же, это вальс.

2. Раскрываем значение понятия «вальс».

Вспомним значение слова «вальс» и историю его происхождения.

Вальс название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в XIX веке (и в начале XX века), произошло от немецкого walzen «раскатывать», то есть «кружить». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары. По своему характеру музыка вальса очень разнообразна. Она может быть спокойной, радостной, быстрой, мечтательной, задумчивой, медленной, неторопливой, печальной и т. п. Многие композиторы охотно сочиняли вальсы: Чайковский, Шопен, Глинка, Шуберт и «король вальсов» австрийский композитор Иоганн Штраус, а также писатель А. Грибоедов сочинил вальс. Вальсу свойственны мелодическая напевность, искренность в передаче чувств, плавность движения.

3. Импровизируем.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.