Экспресс-конструктор образовательной программы. Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы

Снято с продажи
Код 16413
Авторы Микляева Н.В
Издательство Сфера, 2015
ISBN 978-5-9949-1032-0
Страниц 128
Штрихкод 9785994910320
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 5 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 131 г
В пособии представлен конструктор образовательной программы современного детского сада и дошкольного отделения школы с учетом ФГОС ДО и проектов примерных общеобразовательных программ, позволяющий экспресс-методом собрать целевой, содержательный, организационный разделы в единое целое, отразив в проекте программы основную и вариативную части данного управленческого и организационно-методического документа.
Пособие предназначено для руководителей ДОО и дошкольных отделений СОШ. Будет интересно преподавателям и студентам педагогических вузов в качестве основы для управленческого и методического практикума по разработке образовательной программы детского сада.

Подробное описание

С 1 сентября 2013 г. дошкольное образование стало уровнем обще­го образования. С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный го­сударственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), включающий в себя требования:

- к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образователь­ных отношений) и их объему;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основных образовательных программ.

Такие примерные основные образовательные программы до­школьного образования служат учебно-методической документаци­ей, позволяющей организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, исполь­зовать модель для эффективной организации образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО. В соответствии с письмом Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную де­ятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО», учитывая, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается пере­ходный период до 1 января 2016 г., в течение которого образова­тельными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соот­ветствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования. Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного обра­зования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, призван­ных создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Данная методическая основа должна компенсировать следующие «минусы» ФГОС ДО.

- Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Между тем цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и деятель­ности педагога — это не одно и то же. Во ФГОС ДО они не диффе­ренцируются, накладываются, подменяя друг друга.

- ФГОС ДО создается как механизм управления качеством, по­этому логично деление на управление качеством условий, процессов и результатов. Однако чтобы управлять, необходимо взаимодействие всех трех компонентов между собой. Этого в тексте не указано.

- Самое «больное» место в стандарте — управление качеством процесса. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности управления его качеством только декларируются. Несистемно представлены как задачи, так и принци­пы, содержание и результаты реализации образовательных областей. Организационно реализация содержания прописана крайне слабо. Нет упоминания ни форм, ни видов образовательной деятельности, ни взаимодействия, ни методов. Все ограничивается условиями и ситу­ациями. Частично указываются виды образовательной деятельности как непосредственной образовательной деятельности, деятельности в ходе режимных моментов и взаимодействия с родителями. При этом того, ради чего психологи взялись за разработку стандарта, — само­стоятельной деятельности детей и форм организации самостоятель­ной групповой и коллективной деятельности — нет.

- Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса — единственный управленческий меха­низм, способный восстановить его системность. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.

- Конкретизация содержания и результатов реализации образова­тельной программы не осуществляется под предлогом того, что при этом потребуется давать оценку действиям и достижениям детей. Однако это делать вовсе не обязательно.

Все перечисленные недостатки мы попытались исправить в про­екте образовательной программы ДОО, представляющем собой свое­образный конструктор такой программы для детского сада.

Содержание

Введение    3

Целевой раздел. Пояснительная записка    5

Цели, задачи и принципы реализации Программы дошкольного образования    5

Подходы к реализации Программы    6

Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста    10

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей    10

Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы     15

Федеральный компонент    15

Особенности реализации образовательного маршрута    17

Содержательный раздел    21

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом программ и методических пособий    21

Модель поддержки детской инициативы и формирования культурных практик    21

Описание образовательной деятельности в общеразвивающих группах    23

Специфика образовательной деятельности в группах разной направленности    41

Культурные практики и формы деятельности, связанные с реализацией Программы    50

Методы и способы реализаций культурных практик    53

Организационный раздел    57

Комплекс условий реализации образовательной Программы    57

Материально-техническое содержание Программы    57

Психолого-педагогические условия    68

Методические условия    71

Режим дня    73

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями    86

Вариативная часть Программы    92

Модель организации образовательного пространства    92

Модели адаптации детей к ДОО    92

Модели интегрированного образовательного процесса    94

Модель взаимодействия специалистов в рамках сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями    109

Дополнительные образовательные услуги    110

Адаптационная группа кратковременного пребывания    111

Проведение совместных семейных праздников    113

Педагогическая диагностика и мониторинг динамики развития детей    113

Взаимодействие ДОО со школой и социумом    118

Преемственность детского сада и школы    118

Взаимодействие ДОО с социумом    122

Презентация программы    123

Список использованной и рекомендуемой литературы    124

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос