В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития

  • Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные — интернет-магазин УчМаг
-10%
157 руб.
141,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 4713 51268650
Составители: Возняк И. В. и др.
Издательство: Учитель, 2016
ISBN: 978-5-7057-3958-5
Страниц: 84
УДК: 373
Штрих-код: 9785705739585
Размеры (Ш x В x Т): 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, скрепка
Вес: 125 г
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Деятельность школьного психолога с введением ФГОС НОО становится обязательной,
конкретной и измеримой, и ведущее ее направление - реализация развивающего потенциала образования. Пособие посвящено рассмотрению актуальной проблемы современного образования - обеспечению развития универсальных учебных действий как собственно психологического составляющего ядра образования. Представлены методы, инструментарий, организация оценивания, сводные ведомости, карты индивидуального развития, необходимые для проведения психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся 1?4 классов.
Предназначено представителям администрации, руководителям методических служб, рекомендовано специалистам учреждений развития образования и повышения квалификации работников образования, педагогам-психологам общеобразовательных учреждений; полезно студентам психолого-педагогических специальностей.
Подробное описание

Подробное описание

Введение


Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальное учебное действие имеет следующие особенности:

– является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

– не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

– отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать?»), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?»);

– возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

– «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

– смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» – и уметь на него отвечать;

– нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

– соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

– соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Результаты освоения программы в 1 классе

По окончании 1 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

– умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т. д.);

– операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом);

– умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура);

– умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное);

– операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале («почему предметы в одной группе? Раздели на группы»);

– переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников);

– развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.

Моделирование как универсальное учебное действие.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

– кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

– декодирование/считывание информации;

– умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Коммуникативный компонент универсальных учебных действий:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками (охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других);
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (то есть не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости и агрессивности);
  • ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно реагирует);
  • действовать по установленным правилам;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • воспроизводить за учителем цель урока;
  • способность принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем; 
  • использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ и результат действия.

Личностные универсальные учебные действия:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям;
  • понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить адекватные шаги по устранению ошибки).

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития (подробно см. в приложении 2 «Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников», с. 60–72).

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. В таблицах представлено значение различных видов универсальных учебных действий для успешности обучения и усвоения учебного содержания различных предметов в системе предшкольного образования и в начальной школе. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин (более подробно о значении УУД см. в приложении 3 «Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования», с. 73).

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД (подробно см. в приложении 4 «Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами», с. 74–78).

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

– создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

– формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

– обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

– организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий дает возможность определить их актуальное состояние у каждого обучающегося и нацелить работу на построение индивидуальной траектории обучения и воспитания ученика (подробнее с рекомендациями по формированию УУД можно ознакомиться в приложении 1 «Технологические карты формирования универсальных учебных действий в начальной школе», с. 45–59, и Приложении 5 «Рекомендации по формированию универсальных учебных действий», с. 79–80).

Введение новых образовательных стандартов внесло изменения в содержание деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, определило и приоритетные направления, в числе которых оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и анализ достижений, а также подтверждение уровней развития и образования (образовательных цензов) ребенка.

Участниками творческой группы педагогов-психологов города Белгорода «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса при введении Федеральных государственных стандартов общего образования» разработан мониторинг уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Данные мониторинга вносятся в сводную таблицу по классу и в электронную базу мониторинговых исследований школы на индивидуальную страницу (индивидуальную карту). Мониторинг УУД и учет его результатов при организации учебно-воспитательного процесса будут способствовать формированию способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия и позволят повысить эффективность образовательного, воспитательного процесса в начальной школе.

Творческая группа выражает благодарность педагогам-психологам МБОУ «Гимназия № 5» И. В. Ереминой, Л. В. Чеботаревой за предоставленные материалы.

Содержание

Введение    3

Организация психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования    8

Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс-уровень    10

Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углублённый уровень    13

Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Часть 1. Личностные и регулятивные УУД. Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс-уровень    16

Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Часть 2. Познавательные и коммуникативные УУД. Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс-уровень    17

Карта индивидуального развития обучающегося ОУ № __ на начальной ступени образования. Форма 1 (сокращенная)    18

Карта индивидуального развития обучающегося ОУ № __ на начальной ступени образования. Форма 2 (расширенная)    21

Карта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования    24

Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1–4 классов    26

Приложения    45

Приложение 1. Технологические карты формирования универсальных учебных действий в начальной школе    45

Приложение 2. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников    60

Приложение 3. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.    73

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования    73

Приложение 4. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами    74

Приложение 5. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий    79

Приложение 6. Сводная таблица результатов стартовой диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса    81

Литература    82

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru