Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
115 руб.
-10%
103,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4713
Составители Возняк И. В. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия Образовательный мониторинг
Электронная версия скачать
УДК 373
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Деятельность школьного психолога с введением ФГОС НОО становится обязательной, конкретной и измеримой, и ведущее ее направление - реализация развивающего потенциала образования. Пособие посвящено рассмотрению актуальной проблемы современного образования - обеспечению развития универсальных учебных действий как собственно психологического составляющего ядра образования. Представлены методы, инструментарий, организация оценивания, сводные ведомости, карты индивидуального развития, необходимые для проведения психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов.
Предназначено представителям администрации, руководителям методических служб, рекомендовано специалистам учреждений развития образования и повышения квалификации работников образования, педагогам-психологам общеобразовательных учреждений; полезно студентам психолого-педагогических специальностей.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Методика «Хороший ученик»

Методика «Хороший ученик»

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 8–11 лет (2–4 классы).

Метод оценивания: обучающимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик»?

Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; даёт адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1 балл – называет только успеваемость;

2 балла – называет успеваемость и поведение;

3 балла – даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если ребёнок называет только успеваемость;

С (средний уровень) – 2 балла – если ребенок называет успеваемость и поведение, неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) – 3 балла – если ребенок даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».


Введение

Введение

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Универсальное учебное действие имеет следующие особенности:

– является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

– не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

– отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать?»), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?»);

– возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

– «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;


Литература

Литература

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : Ось 89, 2003. – 272 с.

2. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / под ред. А. А. Карелина. – М. : Эксмо, 2006.

3. Глазунов, Д. А. Психология. 1 класс : развивающие занятия [Текст] / Д. А. Глазунов. – М. : Планета, 2010.

4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.

5. Жаркова, Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации [Текст] : автореф. на соиск. науч. степ. канд. пед. наук / Е. Н. Жаркова. – Барнаул, 1998.

6. Зак, А. З. Как определить уровень мышления школьника [Текст] / А. З. Зак. – М. : Знание, 1982.

7. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.

8. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки [Текст] / А. В. Захарова. ‒ Минск : РБПК «Белинкомаш», 1993. – 145 с.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm

10. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика [Текст] : материалы к курсу лекций. Ч. I : Живое Знание / В. П. Зинченко. ‒ Самара : СГПУ, 1998. ‒ 216 с.

11. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина ‒ В. В. Давыдова) [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. П. Зинченко. – М. : Гардарики, 2002. ‒ 431 с. – режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/zpo/ZPO-001-.HTM

12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанова ; под ред. А. Г. Асмолова. ‒ М. : Просвещение, 2010.

13. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет [Текст] / О. А. Матвеева. ‒ М. : Педагогическое общество России, 2001.

14. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М. : Просвещение : Владос, 1995. ‒ 512 с.

15. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 1998. – 240 с.

16. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях [Текст] : науч.-метод. пособие для практ. психологов образования и педагогов / под ред. Л. М. Митиной. ‒ М. : Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. ‒ 296 с.

17. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.

18. Пиаже, Ж. теория, эксперименты, дискуссии [Текст] : сб. статей / Жан Пиаже ; сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской ; предисл. Л. Ф. Обуховой. – М. : Гардарики, 2001.

19. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М. : ТЦ Сфера. 2000.

20. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – режим доступа : base.consultant.ru>

21. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 1991. – 303 с.

22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2001.

23. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба [Текст] : работа с учащимися / О. В. Хухлаева. ‒ М. : Генезис, 2010. – 208 с.


Организация психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

Организация психологического мониторинга
уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального
общего образования

Особенностью мониторинга является его вариативность в зависимости от условий конкретной общеобразовательной организации (количества обучающихся, наличия и количества педагогов-психологов). В зависимости от условий общеобразовательная организация может выбрать любой из предложенных вариантов.

Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс-уровень.

Мониторинг проводят совместно учитель и психолог на основе наблюдения учителя. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования», вариант 1. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга, фиксирует в бланке «Результаты психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования». Обязательно при оценке уровня развития нравственно-этической ориентации к сводной ведомости прилагается таблица «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации», которая заполняется на основе «Методики выявления уровня нравственно-этической ориентации».

Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углублённый уровень.

Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики (вариант 1) показали снижение уровня развития УУД (в данном случае возможно как проведение всех диагностических методик, так и выборочное в зависимости от того, какие УУД имеют низкий уровень развития). При выборе варианта 2 педагог-психолог использует «Карту психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования» и «Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1–4 классов». Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования», вариант 2. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга. Все это фиксируется в бланке «Результаты психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования». В случае использования варианта 2 со всеми обучающимися класса при оценке уровня развития нравственно-этической ориентации к сводной ведомости прилагается таблица «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации», которая заполняется на основе «Методики выявления уровня нравственно-этической ориентации».

Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс-уровень.

Данный вариант возможно использовать в тех общеобразовательных организациях, где нет педагога-психолога. Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования», вариант 3. При оценке уровня развития нравственно-этической ориентации к сводной ведомости прилагается таблица «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации», которая заполняется на основе «Методики выявления уровня нравственно-этической ориентации».

Для более точного определения уровня развития УУД при использовании любого варианта мониторинга учителю и педагогу-психологу желательно опираться на содержание «Банка психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1–4 классов» и технологические карты формирования УУД (см. приложение 1).

Полученные результаты при использовании любого варианта мониторинга вносятся в «Карту индивидуального развития обучающегося ОО № __ на начальной ступени образования»: возможно использование сокращенной формы карты, расширенной формы либо иной формы, разработанной специалистами общеобразовательной организации.

При заполнении таблиц результаты можно вносить двумя способами:

– уровни: В (высокий); С (средний); Н (низкий);

– баллы: 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень.

Для анализа результатов мониторинга по классу и параллели творческой группой разработаны соответствующие таблицы (см. приложение 6)


Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант)

Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант)
(Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5–7 лет (1 класс).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа.

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?

1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь себе, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год?». Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает, кто такой «хороший ученик». Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу. Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа «А» и школа «Б». В школе «А» такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе «Б» другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает… Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь: шоколадку, игрушку – или тебе отметку поставить в журнал?».

Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника;

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. А – да. Б – не знаю, нет.

2. А – называет школьные предметы, уроки. Б – перемены, игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.).

3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода).

4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях. Б – нет ответа или неадекватное объяснение.

5. А – нет. Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда).

6. А – школа «А». Б – школа «Б».

7. А – вопросы о школе («учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу?» и пр.). Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, к примеру, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?».

8. А – выбор отметки. Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0 – отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

1 – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос