Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-738
Авторы Ривкин Е. Ю.
Издательство Учитель, 2022
Серия Методическая лаборатория
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Цель представленного пособия - способствовать развитию профессионально-методической компетентности учителя как ведущего условия реализации ФГОС основного общего образования. Теоретические положения подкреплены системой алгоритмичных научно-методических рекомендаций по эффективной организации основных направлений профессиональной деятельности учителей, заместителей руководителей образовательных учреждений по научно-методической работе, методистов, что обеспечивает практико-ориентированную направленность пособия.
В диске освещены требования ФГОС к управлению уроком; приведены алгоритмы его конструирования, целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности, управления контролем результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования, самоанализ процесса и результатов деятельности учителя.
Материалы диска структурированы по разделам: "Профессиональная деятельность учителя. Требования ФГОС", "Управление контролем результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования", "Методическое обеспечение образовательного учреждения".
Предлагаемый продукт создан на основе печатного пособия издательства "Учитель" с использованием программных средств. Электронная форма пособия дает возможность более интенсивно и эффективно работать с материалом, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, поиск, печать и т. п.).
Предназначено руководителям и методистам общеобразовательных учреждений, специалистам органов управления образованием и учреждений (центров) повышения квалификации; всем педагогам, заинтересованным в построении новой модели образования.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Общедидактические принципы конструирования урока

Общедидактические принципы
конструирования урока

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок.

Урок – управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.

Для выявления требований к управлению уроком (а равно и другим организационным формам организации образовательного процесса – занятиям учебных курсов по интересам, внеурочной деятельности) необходимо определить общедидактические принципы его конструирования.

Современное состояние методической деятельности не может в полной мере осуществить подготовку учителей, обеспечивающих качество образования. Многочисленные современные образовательные технологии используются лишь отдельными педагогами, а применение их элементов не решает задачи обеспечения качества образования. Результаты ЕГЭ, независимых диагностических работ показывают достаточно низкий уровень овладения обучающимися программными нормативами. Массовый отток выпускников 9 классов свидетельствует о недостатках образования, которое в настоящее время не удовлетворяет образовательных запросов социума. Качество образования не обеспечивается ростом интенсивности работы методических служб с педагогами; попытками обновления содержания образования, внедрения учителями передовых образовательных технологий, ввода элективных курсов, совершенствования оснащенности образовательного процесса. Следовательно, можно предположить, что качество образования зависит не только от его содержания, целеполагания, условий, ресурсов и особенностей организации образовательного процесса и мониторинга его результатов. Данные компоненты образовательного процесса являются производными общедидактических принципов, определяющих все особенности современной системы образования на федеральном, региональном, субрегиональном уровнях, вплоть до отдельного образовательного учреждения и дидактической единицы – урока. В современной дидактике неоспоримой является схема: образовательные цели (определяемые на государственном уровне и подаваемые учителям в форме образовательных стандартов – программ – тематических планов) – задачи образования (представленные как содержание образовательной деятельности) – средства их реализации (включая материально-техническое, информационное, кадровое, методическое оснащение образовательного процесса) – система диагностики результатов. Данная схема, выстроенная на традиционных дидактических принципах (Ю. К. Бабанский), вступает в противоречие с современным образовательным результатом. Можно предположить, что выявление современных общедидактических принципов, декомпозиция которых влияет на образовательную систему любого уровня, позволит осуществить ее модернизацию и обеспечить качество образования.

В работе В. Б. Новичкова «Дидактика: генезис целеполагания и задачеопределения» [5]* приводится научное обоснование общедидактических принципов, которые представляются нам оптимизационными с точки зрения их научности, актуальности и практической значимости. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип антропогенности обосновывается автором исходя из принципа природосообразности Я. А. Коменского. Данный принцип заключается в необходимости сфокусировать систему образования на человеке – на нем самом и формах его существования. Частная дидактика традиционно использует принципы соответствия образования индивидуальным и возрастным психофизическим особенностям (что позволяет моделировать индивидуальные траектории обучения, осуществлять уровневую дифференциацию). В современном мире особое внимание уделяется развитию индивида на основе изначального удовлетворения его биологических потребностей (теория мотивации А. Маслоу) и учета личностных особенностей, как биологической основы сущности человека, что обеспечивает здоровьесбережение.

2. Принцип социогенности определяет необходимость учета в образовательной деятельности социальной направленности, обусловливающей процессы социальной адаптации и социализации, являющиеся сущностными характеристиками жизни человека. Указанный принцип подчеркивает необходимость реализации регионального компонента образования, традиционного краеведческого принципа преподавания учебных дисциплин. Заметим, что целенаправленное освоение норм социального взаимодействия в условиях образовательных систем осуществляется в процессе коллективной (групповой) деятельности. Кроме того, данный принцип определяет необходимость отбора осваиваемых обучающимися (как школьниками, так и педагогами) знаний и способов деятельности с точки зрения их практической значимости.

3. Принцип культурогенности


Система профессиональной деятельности учителя

Система профессиональной
деятельности учителя

ФГОС основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в числе которых уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения, непрерывность их профессионального развития. Выбор педагогами содержания и организационных форм повышения квалификации осложняется многоаспектностью профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности учителей показывает, что подавляющее большинство педагогов выполняют свои должностные обязанности вне четкой системы, не определяя всего спектра конкретных, достижимых, диагностируемых задач, не используя всех имеющихся ресурсов и условий, обеспечива-ющих качество образования (понимаемое нами как совокупность характеристик содержания, организации и результата образования, позволяющего удовлетворить установленные и предполагаемые потребности социума на основе преобразования образовательных, природно-рекреационных, социокультурных ресурсов в адаптивную образовательную среду).

Обеспечение качества и содержания образования (педагогически адаптированной системы знаний и ключевых компетенций, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем) возможно при условии построения научно обоснованной системы профессиональной деятельности учителя.

Методологической основой построения данной системы выступают в качестве философской основы знания о человеке как высшей ценности, социальном существе и субъекте деятельности – принцип антропоцентризма, о системе – принцип системности. Общенаучный уровень включает подходы: гуманистический; системный; программно-целевой, предполагающий рассмотрение проектирования системы профессиональной деятельности посредством интеграции целей, ресурсов, условий, средств, функций субъектов деятельности; синергетический подход, обусловливающий рассмотрение системы профессиональной деятельности как системы открытого типа, ведущими принципами существования которой являются самоорганизация и саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой. Конкретно-научный уровень составляют: системно-деятельностный, компетентностный подходы к развитию образовательной деятельности, определяющие особенности ФГОС основного общего образования; ресурсный, региональный, ситуационный, рефлексивный, маркетинговый, консалтинговый, кластерный, определяющие специфику реализации Стандарта.

В основе реализации основной образовательной программы общего образования лежит системно-деятельностный подход, смысл которого определяется следующими положениями:

– системообразующим элементом системы основного образования является цель – личностные, метапредметные и предметные результаты образования;

– условием достижения цели (результатов образования) является включение обучающихся в деятельность (систему действий, направленную на достижение цели по удовлетворению потребностей). В структуре деятельности психологи выделяют следующие процессы: вовлечение в деятельность – мотивация; целеполагание; проектирование действий; осуществление действий; анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями (рефлексия). Данная структура определяет алгоритм построения всех дидактических единиц образовательного процесса (урока, занятия в системе внеурочной деятельности). Структура деятельности аналогична управленческому циклу, что определяет роль учителя как управленца.

Системно-деятельностный подход предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

– формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;


Внутришкольный мониторинг

Внутришкольный мониторинг

В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

В практике современного образования возрастает значимость оценки деятельности образовательных учреждений и отдельных педагогов по результатам, получаемым в процессе итоговой аттестации обучающихся, их участия в олимпиадном и конкурсном движении; региональных проверок качества образования, государственной аккредитации образовательных учреждений. В системе образования внедряются теория управления по результатам, компетентностный подход, акцентирующие внимание на результатах освоения обучающимися образовательных программ. В то же время итоги внешних независимых диагностических процедур свидетельствуют о недостаточном уровне достижения качества обучения – непосредственного результата образовательного процесса, зависящего от состояния и использования ресурсов и условий, степени обеспечения эффективности процессов, интеллектуального потенциала учеников. Данное противоречие свидетельствует о недостаточной степени разработанности и внедрения системы внутришкольного мониторинга качества образовательного результата, как интегрирующего элемента системы внутришкольного управления.

Под образовательным мониторингом мы будем понимать постоянное отслеживание хода образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определивших, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции. Традиционная массовая практика школьного мониторинга сводится к проведению учителем отдельных диагностических работ, их анализа с позиции выявления элементов содержания образования, недостаточно освоенного обучающимися. В целях обеспечения качества образования требуется осуществить перенос целевых установок внутришкольного мониторинга на анализ причин полученных результатов, среди которых первостепенное значение принимает уровень профессиональной компетентности педагога, и на принятие управленческих решений, как по обеспечению ликвидации существующих пробелов в подготовке обучающихся, так и по приведению уровня профессиональной компетентности учителей в соответствие с современными требованиями.

В связи с этим необходимо отметить, что внутришкольный мониторинг является компонентом системы внутришкольного управления, звеном управленческого цикла, а не способом реализации лишь одной из функций управления – контроля. Широко используемый в практике термин «внутришкольный контроль» является дезориентирующим для руководителей образовательных учреждений, так как отрывает контроль от остальных функций управления, что противоречит теории управления образованием [26] и, в частности, понятию «образовательный мониторинг». Рассмотрим реализацию всех функций управления в процессе системы мониторинга, объектами которого являются:

– ресурсы и условия (кадровые, материально-технические, информационные, программно-дидактические, методические, организационные, управленческие);

– процессы (методическая деятельность педагогов, урочная и внеурочная деятельность учителей и обучающихся);

– результаты диагностических, контрольных, проектных работ; независимых проверок качества, аккредитационных и аттестационных процедур; олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации обучающихся.

Информационно-аналитическая функция управления. Информация, получаемая в результате контрольно-диагностических процедур всех объектов мониторинга, является предметом анализа. Цель анализа – выявить комплекс причин, определивших полученные (как позитивные, так и негативные) результаты в сравнении с запланированными; ресурсы, условия, средства, процессы, воздействующие на обеспечение качества образования, для построения индивидуальной траектории развития как образовательного учреждения в целом, так и конкретных педагогов. Данная функция может быть реализована, если информация является объективной, актуальной, конкретной.


Цели и принципы контроля

Цели и принципы контроля

Одним из эффективных путей реализации Стандарта в части обеспечения качества образования и преодоления неуспешности обучения является научно обоснованная система управления контролем уровня достижения планируемых результатов реализации образовательных программ.

Управление – целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого результата (в данном случае достижение обучающимися планируемых результатов реализации образовательных программ). Контроль – вид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случае – планируемых результатов реализации образовательных программ) целям и требованиям Стандарта.

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования определяются образовательными программами, составленными на основании Стандарта. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования; описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, то есть по окончании урока каждый обучающийся должен освоить конкретные запланированные личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы. Исходя из этого каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме (чем грешит массовая практика), а как интенсивное освоение обучающимися запланированных результатов в процессе деятельности по выполнению комплекса учебных заданий, содержание которых адекватно учебной программе (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).

Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности на основе целенаправленного сбора данных (образовательного мониторинга) и определить их причины. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых параметров) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.

Эффективная система контроля строится с учетом основных его принципов.

1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня результатов (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым обучающимся, и доведения его до сведения всех школьников до начала отработки (то есть обучающийся, приступая к изучению логической части курса, должен располагать информацией о том, какие результаты он должен получить к моменту окончания изучения данного раздела курса).

2. Плановость. Согласно данному принципу учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения обучающихся до начала этапа освоения содержания программы, подлежащего контролю.

3. Принцип главного звена. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым обучающимся.

4. Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровней достижения запланированных результатов школьниками, которые в обязательном порядке должны быть им известны.

5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности обучающихся при выборе форм и периодичности (а не содержания) контроля.

6. Системность.


Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся

Система контроля достижения
образовательных результатов обучающихся

Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся должна включать следующие этапы:

1. Текущий контроль проводится как во время, так и после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т. п.). Цель текущего контроля – не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить эффективность процесса учения каждого обучающегося, уровень достижения запланированных результатов; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для обеспечения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, так как нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи и т. п.

2. Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми обучающимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий, беседа, тестирование и др.

3. Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого школьника. Обучающиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление комплексной характеристики объекта, аналитический ответ и т. п. Целесообразной является возможность обучающихся повысить свой результат. Темы, выносимые на школьный мониторинг знаний по каждой учебной дисциплине, определяются значимостью темы в общей логике предмета. Форма проведения диагностической работы определяется учителем. Содержание работы – основные предметные и метапредметные результаты, указанные в программе.

4. Итоговый контроль проводится после отработки предметных и метапредметных результатов учебного курса. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Формами итогового контроля могут быть выполнение и защита проектных, исследовательских, творческих работ.

Согласно Стандарту итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает результаты:

– промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

– государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих (проектных, исследовательских) работ позволяет углубить знания школьников в выбранной ими предметной области; способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы; является эффективным средством реализации идей Стандарта. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее использовать его в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является отсутствие возможности проверить овладение конкретным школьником всем перечнем контролируемых результатов.

Творческая работа должна:

– быть самостоятельной (индивидуальной или групповой), проектной или исследовательской (не скопированной в сети Интернет), выполненной на протяжении продолжительного времени (не менее 1/3 учебного года), при консультативном сопровождении учителя;

– представлять собой продукт, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедиапроизведение, видеофильм, слайд-фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, геоинформационная система и др.).

Итоговая оценка за выполнение проектной, исследовательской работы выставляется исходя из следующих примерных критериев:

– «5» – работа носит исследовательский характер, в ней отражены итоги самостоятельной деятельности автора(ов); создан учебный наглядный, дидактический материал, который можно использовать на уроках, то есть имеющий практическую значимость; создано картографическое, аудио-, видео-, мультимедийное произведение по замыслу и силами автора(ов), которое можно использовать в школьной практике;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос