Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК "Перспектива". Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-652
Авторы-составители Ковригина Т. В., Павлова О. В., Попова Г. П.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Компакт-диск "Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК "Перспектива"" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" содержит материалы по изобразительному искусству для 1 класса в виде рабочей программы и технологических карт уроков с мультимедийной поддержкой, разработанных в соответствии с основными положениями ФГОС НОО. Пособие ориентировано на работу по учебнику Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (М., 2012), входящему в состав УМК "Перспектива".
Настоящее электронное пособие предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением содержат разнообразные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие обучающимся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить способы решения учебно-практических задач.

Примеры документов

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012.

3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

4. Шпикалова, Т. Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 - 4 классы. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса1

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме.

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета2

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.


Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Рябина

Есть красивая народная легенда о происхождении названия рябины. Жили-были муж с женой, и было у них двое детей. Старшая была дочь – злая, завистливая, и имя ей дали неласковое, звали ее Восьмухой. А сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте красивое кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, назвали его люди ласково рябинкой. В народном календаре есть день – Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Ветки втыкали также на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.

Происхождение названия

Родовое имя Srbus рябина получила от кельтского слова «терпкий», что относилось к вкусу плодов. Видовое же – aucupria (что в переводе означает «ловящая птиц»), от древнего обычая заманивать птиц в силки ягодами рябины.

В старину в течение нескольких веков рябина считалась сорным деревом, ее вырубали за ненадобностью. Но постепенно отношение к ней менялось. Уже в XVI веке рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце. Поссорившимся влюбленным советовали посидеть вместе в тени рябины. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

В средней полосе России, когда ставили стога душистого сена, обязательно перед вершкованием укладывали сверху ветви рябины с ягодами. А после заморозков ели вкусные ягоды.

Почти в каждом крае существовали свои обычаи, связанные с рябиной. Например, в Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. При различных болезнях человеку рекомендовалось трижды пролезть через расколотую надвое и связанную по краям рябину или сквозь рябиновый куст. Hа русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнем три деревца – рябину, ель и сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз выгонял скот на пастбище весной.

В сборнике заговоров, датируемом второй половиной XVII века, сохранилось несколько текстов, обращенных к рябине. «Заговор от порчи, насылки и переполоха» произносили возле рябины, стоящей у муравейника. Можно было также сделать посох из рябины, погрызть его и оставить щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никаких кудес (колдовства) во время пути.

В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины. Белорусы считали рябину мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же смерть ожидает кого-то из его семьи.

В городе Каргополе есть родничок. По поверью, если долго-долго смотреть в него, увидишь отражение лица древнерусского князя – золоченый шлем, белая борода, взгляд пристальный, – легендарного основателя Каргополя, некогда испившего из этого родника. Тоненько звенел он, обласканный солнцем, людьми обихоженный. А рядом на рябиновой ветке висел легкий ковшик, сплетенный из розовой молодой бересты. Видно, добрый человек прошел: испил, отдохнул, сам порадовался, другим радости пожелал. Разом всколыхнул предков память: и родничок, и ковшик берестяной, и рябина...


Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Каргопольская игрушка

Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки – женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам превосходной рекламой. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» А заодно с копеечной «бобкой», глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.

Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже
с поленом, замотанным в лоскут, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. По-этому красили лишь ее «фасад», наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

Каргопольская барыня

Искусство изготовления каргопольских игрушек – искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор – камешки, травинки – осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда – его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские – с игриво закругленной шеей, зайцы – с гармошкой, степенные бородатые мужики – с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка. А вот о последней игрушке стоит поговорить особо.

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери – сырой земли, главной богини – Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми подробностями и стали предметами игры.

Как лепил мастер каргопольскую барыню? По частям. Сначала торс с головой, отдельно – колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком. В по-следнюю очередь оформляли голову: головной убор – шляпа или кокошник – делается очень условно, без подробностей: шляпа скорее похожа на перевернутый горшок из-за маленьких полей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей.

Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Итак, мастер белит обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывает. Кофту барыни покрывают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи.

Символы в каргопольской игрушке


Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Сказка о хохломе

Давным-давно, лет триста назад,

В заволжском селе небольшом

Жили крестьяне, трудом богатые

(Об этом скажу еще я потом).

Из древа «сырое белье» вырезали.

Сушили и глиною-павом обмазывали.

Шкурили (всю лишнюю глину снимали)

И маслом кипящим растительным смазывали –

Олифили, значит. И снова сушили.

Потом серебром-порошком натирали –

Лудили. И вновь в печь горячую ставили.

И уж по сухому писали цветами.

Цветами писали. Травинкою. Капелькой.

И стебель-криуль по узору пускали.

Листы зеленые большие и маленькие

И ягоды-чудо по полю бросали:

Малина, смородина, вишня, клубника –

Все алого цвета по фону златому.

Оживка. Просушка. Закрепок –

Подарок готов уж прекрасный для дома любого.

Да, вышел подарок. Иль к ярмарке людной

Хороший товар – хохломская посуда

Пошла-полетела по миру отсюда.

Пошла-полетела. И ныне мы с вами

Все знаем красавицу-Хохлому.

И ложки с подносами. И чашки. И доски –

Сказку-природу, где все наяву.

Сиденко М. Н.

Легенда

Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохломскую посуду непросто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Затем чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос